ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья (5, 6, 7, 8 класс)
В последние годы в связи с общественным кризисом общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, диагностики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. [1, 80].
Цель исследования: изучение проблемы девиантного поведения подростков как психолого-педагогическую проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blaginina_v.e._statya.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Благинина Вероника Евгеньевна, студент магистратуры
МАОУ СОШ №1, г.Когалым
В последние годы в связи с общественным кризисом общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, диагностики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. [1, 80].
Цель исследования: изучение проблемы девиантного поведения подростков как психолого-педагогическую проблему.
Исходя из поставленной цели были предложены следующие задачи:
- Провести теоретический анализ литературы, раскрывающее
девиантноеповедение младших подростков как социально-психолого-педагогическую проблему;
- Подобрать комплекс методик направленных на исследование
склонности детей к девиантному поведению;
- Провести эмпирическое исследование склонности к девинатному
поведению, проанализировать полученные данные;
- Разработать комплекс профилактический мероприятий с
девиантными подростками.
Одним из средств профилактики девинатного поведения может быть волонтерская деятельность. В настоящее время в России и других странах активно развивается такое движение как волонтерство. Современное развитие волонтерского движения приобрело особое значение в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы [5, 127].
Исследование склонности младших подростков к девиантному поведению проходило на базе Муниципального автономноого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма.
Для проведения констатирующего исследования отбор испытуемых
проводился по следующим критериям: возраст ребенка от 11 до 12 лет; согласие родителей на участие ребенка в анкетировании. Было отобрано 100 детей, 50 детей 5 классов (5А, Б) и 50 детей 6 класса (6 А,Б).
Нами была выбрана методика по установлению склонности к девиантному поведению Леуса Э.В. «Тест СДП». Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации [2, 269].
Методика предназначена для измерения оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. [4, 158].
Результаты первичного эксперимента мы отразили в таблицах.
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Тест СДП» (склонность к девиантному поведению) Э.В. Леус
Шкала | Уровень | 5 классы(n=50), % | 6 классы (n=50), % |
Социально обусловленное поведение (СОП) | Отклонения отсутствуют | 34% (17 чел) | 26% (13чел) |
Легкая степень | 36% (18чел) | 30% (15чел) | |
Высока степень | 30% (15чел) | 44% (22чел) | |
Делинквентное поведение (ДП) | Отклонения отсутствуют | 74% (37чел) | 56% (28чел) |
Легкая степень | 18% (9чел) | 26% (13чел) | |
Высока степень | 8% (4чел) | 18% (9чел) | |
Зависимое поведение (ЗП) | Отклонения отсутствуют | 90% (45чел) | 78% (39чел) |
Легкая степень | 8% (4чел) | 12% (6чел) | |
Высока степень | 2% (1чел) | 10% (5чел) | |
Агрессивное поведение (АП) | Отклонения отсутствуют | 34% (17чел) | 28% (14чел) |
Легкая степень | 46% (23чел) | 42% (21чел) | |
Высока степень | 20% (10чел) | 30% (15чел) | |
Суицидальное поведение (СП), | Отклонения отсутствуют | 38% (19чел) | 22% (11чел) |
Легкая степень | 32% (16чел) | 26% (13чел) | |
Высока степень | 30% (15чел) | 52% (26чел) |
На основании результатов Таблицы 1 выявлено, что с возрастом степень выраженности склонности к девиантному поведению увеличивается, мы видим, что количество пятиклассников с легкой и высокой степенью девиаций на разных уровнях ниже, чем у шестиклассников, это говорит о том, что поведенческие отклонения зависят от возраста, чем старше, тем выше степень девиаций.
Можно отметить, что на первом месте находится высокая степень склонность к суицидальному поведению, что составляет 30% у пятиклассников и 52% у шестиклассников. Возможно, это связано с тем, что ребенок в этом возрасте хочет привлечь к себе и своим проблемам внимание, но и я считаю, что немаловажную роль в этом сыграла волна «популярности» групп смерти.
На втором месте наблюдается высокая степень склонности к социально обусловленному поведению это 30% у пятиклассников и 44% у шестиклассников, это связано с тем, что для подростка в данный период жизни ведущим видом деятельности является общение, потребность в принадлежности к группе, желание и стремление быть замеченным.
На третьем месте агрессивное поведение подростков, 20% пятиклассников и 30% шестиклассников, в детском возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями и ребенком.
Менее всего проявляется склонность к зависимому и дилленкветному поведению. У пятиклассников отклонения к дилленкветному поведению отсутствуют у 74% , у шестиклассников 56%. Отклонения к зависимому поведению соответственно отсутствуют у 90% и 78%.
Исходя из получившихся результатов, я разработала программу профилактики девиантного поведения младших подростков основываясь, на приоритетных ценностях детей в данный период времени, которая бы смогла удовлетворить все личностно необходимые потребности ребенка.
В настоящий момент, мной в МАОУ СОШ № 1 города Когалыма разрабатывается и реализуется волонтерский проект «Экологический патруль», деятельность этого проекта направлена на привлечение детей к решению проблемных ситуаций связанных с экологией в городе, но в процессе работы проекта создаются условия и возможности для успешной социализации, развития и реализации потенциала молодежи в интересах города, формируются условия для духовно-нравственного воспитания, происходит системное вовлечение молодежи в социальную практику, что является приоритетной задачей в России. Чем больше ребенок занят общественно полезной деятельностью, чем больше его приучать нести ответственность не только за себя, но и за окружающий мир, тем меньше вероятность того, что у подростка могут начать развиваться различные отклонения поведения от нормы, то есть девиации [3, 90].
Список литературы
1.Коповая, О.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения
подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие [Текст]/ О.В.Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: изд. «Наука», 2008. – 80 с.
2. Леус, Э.В. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних
[Текст]/ Э.В. Леус, А.Г. Соловьев, П.И. Сидоров// Журнал Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 9. – С. 268-277.
3. Ларионова, C.O. Девиантное поведение как научно-педагогическая
проблема [Текст]/ C.O. Ларионова// Журнал Фундаментальные исследования. – 2013. - № 1. – С.90-94.
4. Дроздецкая, И.А. Результаты исследования по выявлению уровня
девиаций среди младших подростков общеобразовательных школ [Текст]/ И.А.Дроздецкая// Журнал Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 10 (112). – С. 157-161.
5.Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с
трудными подростками [Текст]/Г.С. Тагирова. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 127 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков
Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...
Профилактика девиантного поведения подростков
Существенные сложности подросткового возраста проистекают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...
Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.
На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...
Доклад "Профилактика девиантного поведения подростков в условиях школы-интерната"
Выступление на методическом объединении....
Программа Профилактика девиантного поведения подростков
Программа Профилактика девиантного поведения подростков...
"Профилактика правонарушений и девиантного поведения детей через вовлечение во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования"
Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе воспитанников. Поэтому одно из важных направлений в нашей работе является – профилактика правонарушений девиантного поведения через вовлече...
Методическая разработка "Технология работы социального педагога по профилактике зависимого поведения несовершеннолетних через включение в социально значимую деятельность"
Опыт работы с подростками девиантного поведения....