ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья (5, 6, 7, 8 класс)

Благинина Вероника Евгеньевна

В последние годы в связи с общественным кризисом общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, диагностики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. [1, 80].

Цель исследования: изучение проблемы девиантного поведения подростков как психолого-педагогическую проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blaginina_v.e._statya.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Благинина Вероника Евгеньевна, студент магистратуры

МАОУ СОШ №1, г.Когалым

В последние годы в связи с общественным кризисом общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, диагностики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. [1, 80].

Цель исследования: изучение проблемы девиантного поведения подростков как психолого-педагогическую проблему.

Исходя из поставленной цели были предложены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы, раскрывающее

девиантноеповедение младших подростков как социально-психолого-педагогическую проблему;

  1. Подобрать комплекс методик направленных на исследование

склонности детей к девиантному поведению;

  1. Провести эмпирическое исследование склонности к девинатному

поведению, проанализировать полученные данные;

  1. Разработать комплекс профилактический мероприятий с

девиантными подростками.

Одним из средств профилактики девинатного поведения может быть волонтерская деятельность. В настоящее время в России и других странах активно развивается такое движение как волонтерство. Современное развитие волонтерского движения приобрело особое значение в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы [5, 127].

Исследование склонности младших подростков к девиантному поведению проходило на базе Муниципального автономноого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма.

Для проведения констатирующего исследования отбор испытуемых

проводился по следующим критериям: возраст ребенка от 11 до 12 лет; согласие родителей на участие ребенка в анкетировании. Было отобрано 100 детей, 50 детей 5 классов (5А, Б) и 50 детей 6 класса (6 А,Б).

Нами была выбрана методика по установлению склонности к девиантному поведению Леуса Э.В. «Тест СДП». Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации [2, 269].

Методика предназначена для измерения оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. [4, 158].

Результаты первичного эксперимента мы отразили в таблицах.

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Тест СДП» (склонность к девиантному поведению) Э.В. Леус

Шкала

Уровень

5 классы(n=50), %

6 классы (n=50),

%

Социально

обусловленное поведение

(СОП)

Отклонения отсутствуют

34% (17 чел)

26% (13чел)

Легкая степень

36% (18чел)

30% (15чел)

Высока степень

30% (15чел)

44% (22чел)

Делинквентное

поведение

(ДП)

Отклонения отсутствуют

74% (37чел)

56% (28чел)

Легкая степень

18% (9чел)

26% (13чел)

Высока степень

8% (4чел)

18% (9чел)

Зависимое поведение

(ЗП)

Отклонения отсутствуют

90% (45чел)

78% (39чел)

Легкая степень

8% (4чел)

12% (6чел)

Высока степень

2% (1чел)

10% (5чел)

Агрессивное поведение

(АП)

Отклонения отсутствуют

34% (17чел)

28% (14чел)

Легкая степень

46% (23чел)

42% (21чел)

Высока степень

20% (10чел)

30% (15чел)

Суицидальное поведение

(СП),

Отклонения отсутствуют

38% (19чел)

22% (11чел)

Легкая степень

32% (16чел)

26% (13чел)

Высока степень

30% (15чел)

52% (26чел)

На основании результатов Таблицы 1 выявлено, что с возрастом степень выраженности склонности к девиантному поведению увеличивается, мы видим, что количество пятиклассников с легкой и высокой степенью девиаций на разных уровнях ниже, чем у шестиклассников, это говорит о том, что поведенческие отклонения зависят от возраста, чем старше, тем выше степень девиаций.

Можно отметить, что на первом месте находится высокая степень склонность к суицидальному поведению, что составляет 30% у пятиклассников и 52% у шестиклассников. Возможно, это связано с тем, что ребенок в этом возрасте хочет привлечь к себе и своим проблемам внимание, но и я считаю, что немаловажную роль в этом сыграла волна «популярности» групп смерти.

На втором месте наблюдается высокая степень склонности к социально обусловленному поведению это 30% у пятиклассников и 44% у шестиклассников, это связано с тем, что для подростка в данный период жизни ведущим видом деятельности является общение, потребность в принадлежности к группе, желание и стремление быть замеченным.

На третьем месте агрессивное поведение подростков, 20% пятиклассников и 30% шестиклассников, в детском возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями и ребенком.

Менее всего проявляется склонность к зависимому и дилленкветному поведению. У пятиклассников отклонения к дилленкветному поведению отсутствуют у 74% , у шестиклассников 56%. Отклонения к зависимому поведению соответственно отсутствуют у 90% и 78%.

Исходя из получившихся результатов, я разработала программу профилактики девиантного поведения младших подростков основываясь, на приоритетных ценностях детей в данный период времени, которая бы смогла удовлетворить все личностно необходимые потребности ребенка.

В настоящий момент, мной в МАОУ СОШ № 1 города Когалыма разрабатывается и реализуется волонтерский  проект «Экологический патруль», деятельность этого проекта направлена на привлечение детей к решению проблемных ситуаций связанных с экологией в городе, но в процессе работы проекта создаются условия и возможности для успешной социализации, развития и реализации потенциала молодежи в интересах города, формируются условия для духовно-нравственного воспитания, происходит системное вовлечение молодежи в социальную практику, что является приоритетной задачей в России. Чем больше ребенок занят общественно полезной деятельностью, чем больше его приучать нести ответственность не только за себя, но и за окружающий мир, тем меньше вероятность того, что у подростка могут начать развиваться различные отклонения поведения от нормы, то есть девиации [3, 90].

Список литературы

1.Коповая, О.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения

подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие [Текст]/ О.В.Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: изд. «Наука», 2008. – 80 с.

2. Леус, Э.В. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних

[Текст]/ Э.В. Леус, А.Г. Соловьев, П.И. Сидоров// Журнал Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 9. – С. 268-277.

3. Ларионова, C.O. Девиантное поведение как научно-педагогическая

проблема [Текст]/ C.O. Ларионова// Журнал Фундаментальные исследования. – 2013. - № 1. – С.90-94.

4. Дроздецкая, И.А. Результаты исследования по выявлению уровня

девиаций среди младших подростков общеобразовательных школ [Текст]/ И.А.Дроздецкая// Журнал Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 10 (112). – С. 157-161.

5.Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с

трудными подростками [Текст]/Г.С. Тагирова. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Профилактика девиантного поведения подростков

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...

Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...

Программа Профилактика девиантного поведения подростков

Программа Профилактика девиантного поведения подростков...

"Профилактика правонарушений и девиантного поведения детей через вовлечение во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования"

Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе воспитанников. Поэтому одно из важных направлений в нашей работе является – профилактика правонарушений девиантного поведения через вовлече...