Программа профилактики немедицинского потребления наркотических и психоактивных веществ.
рабочая программа

Проценко Виктория Владимировна

Программа направлена на профилактику употребления подростками ПАВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                                УТВЕРЖДАЮ

на заседании Совета школы                                  Директор Средней школы №7

протокол № ___________                                        _______________Л.Н.Сидоркина

от ____________________                                        Приказ №___________________

                                                                                                               «_____»___________________20____г.

Щёкино 2014г.

Основания разработки программы

Профилактическая деятельность ОУ регламентируется:

  • Федеральным законом  от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающим ответственность ОУ за жизнь и здоровье обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
  • Федеральным  законом от 24.06.1999г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  устанавливающим правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними;
  • Федеральным законом от 07.06.2013г. №120 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;
  • Письмом Министерства образования и науки РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы по контролю и оборотом наркотиков от 21.09.2005г. №ВФ – 137/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях».

 Содержание проблемы

Проблема распространения наркомании, табакокурения среди подростков и молодежи является одной из наиболее актуальных для современной России. Наркомания остается одной из форм девиантного поведения, представляющая угрозу, как в целом социальной жизни города, так и здоровью его конкретных граждан.

В этой связи становится крайне актуальным изучение состояния и динамики изменения наркоситуации в ОУ   и оценка эффективности предпринимаемых профилактических мер.

Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся, коллектив педагогов и родителей школьников. При разработке программы учитывался опыт деятельности образовательного учреждения, традиции школы, современная образовательная ситуация.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Наименование программы

Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ на 2015-2020.

Заказчик программы

Администрация Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7».

Цель программы

Повышение психологической устойчивости подростков   к наркотической контаминации.

Задачи программы

— совершенствовать  воспитание и усиление пропаганды здорового образа жизни через образовательную деятельность в рамках биологии и других предметов;

— формировать положительные установки на ведение здорового и активного образа жизни в детской и подростковой среде через вовлечение несовершеннолетних во внеурочную и досуговую деятельность;

— создание системы раннего выявления детей и молодежи, приобщающихся к употреблению ПАВ в местах досуга, в семьях и в учебных заведениях, а также на оказание им консультативной, воспитательной и психокоррекционной помощи;

— повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах профилактики асоциальных форм поведения и информированности педагогической, родительской общественности об актуальности активных действий по профилактике аддитивного поведения среди детей и подростков.

Сроки реализации программы:

2015– 2020 гг.

Исполнители основных мероприятий:

Участники программы:

Исполнители программы:

Администрация школы; социальный педагог, педагог- психолог; классные руководители .

Учащиеся школы 1-11классы, педколлектив, родители,

     

Администрация школы, классные руководители,

     учителя - предметники, фельдшер школы, СПС.

Разработчики программы:

Этапы реализации Программы:

Ожидаемые результаты

заместитель директора по УВР  Кудрявцева Н.А.

социальный педагог Проценко В.В.

социальный педагог Малютина В.С.

1. Подготовительный (январь 2015) – изучение современной ситуации по данной проблеме на всероссийском, федеральном,  областном и  муниципальном уровне; изучение нормативно-правовой базы.

2.Основной (февраль 2015 – апрель 2020) – выполнение плана программных мероприятий по профилактике употребления наркотиков и ПАВ на 2015-2020 учебный год.

3. Итоговый (апрель-май 2020) – подведение итогов, анализ результативности, педагогический совет, продолжение работы по данной проблеме.

Создание системы профилактической работы в   школе

  • разработка эффективных механизмов совместной  деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, педагогического коллектива и ученического самоуправления;
  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей, обучающихся ;
  • снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде;
  • формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения детей;
  • активное и результативное участие школьников в конкурсах и соревнованиях.

Умение учащимися:

  • выражать и отстаивать своё мнение;
  • принимать решения в пользу здоровья;
  • справляться со стрессом, решать конфликты.
  • осознанно отказываться от опасных предложений.
  • поддерживать и сохранять собственное здоровье.

Директор: осуществляет общее руководство и контроль по реализации  Программы.

Заместитель директора по УВР:

  • координация реализации программы;
  • организация воспитательной работы и дополнительного образования в школе;
  • проведение семинаров , консультаций.

Учителя: освоение и внедрение профилактических технологий в учебно-  воспитательном процессе.

Классные руководители: проведение классных часов, родительских собраний.

Психолог: психолого-педагогическое сопровождение программы.

Социальные педагоги: социально- педагогическое сопровождение программы.

Фельдшер: диагностика состояния здоровья учащихся; оказание медицинской помощи учителям и детям.

Специалисты, сотрудничающие со школой в области профилактики:

  • оказание профессиональной помощи всем участникам программы ;
  • проведение консультаций, тренингов;
  • участие в мероприятиях школы.

Социальные партнёры школы:

  • Учреждения дополнительного образования детей : ЦДТ № 1, Школа искусств, Музыкальная школа № 2, ДЮСШ № 1, библиотеки
  • ОПДН
  • КДН и ЗП
  • Центр занятости населения
  • КСЗН
  • Отдел опеки и попечительства
  • СПО МКУ «ЦОД Щекинского района»
  • ТОНД №1.

План реализации Программы

План  первичной профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ

Содержание работы

Сроки

Участники

Ответственные

  1. Работа с учащимися

Психологическая диагностика

- наркомании

- алкоголя

- табакокурения

Ежегодно

7-11 классы

 СПС

Контроль поведения детей.

Ежегодно

Педколлектив

 СПС

зам директора по УВР Кудрявцева Н.А.

Классные часы по проблеме употребления наркотических и психоактивных веществ (приложение 1)

Ежегодно

5-11 классы

 СПС

зам директора по УВР Кудрявцева Н.А.

классные руководители

Оформление уголка  «Сделай свой выбор: выбери жизнь»

Ежегодно

Волонтеры

 СПС

Освещение профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ в школьной газете  «Черным по белому»

Ежегодно

Редакция

 Стремова Н.Ю.

Освещение профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ на школьном сайте

Ежегодно

Редакция

 Хохлова Е.С.

 

Беседы по вопросам  профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ

Ноябрь, апрель

Ежегодно

5-11 классы

 СПС, фельдшер школы.

Беседа «Права, обязанности и ответственность человека и гражданина»

Сентябрь

Ежегодно

 7 классы

 СПС

Учителя  истории

Конкурс плакатов «Думай о будущем!»

Ноябрь

Ежегодно

8-11 классы

 СПС

зам директора по УВР Кудрявцева Н.А.

Круглый стол по проблеме употребления наркотических и психоактивных веществ

Апрель

Ежегодно

9-11 классы

 Классные руководители,

 СПС

 

Встреча «Юридическая ответственность несовершеннолетних»

Февраль

Ежегодно

9-11 классы

Инспектор ОПДН Дьячкова О.С.

Вечер вопросов и ответов с приглашением представителей наркоконтроля и инспектора по делам несовершеннолетних

Ноябрь

Ежегодно

7-8 классы

СПС

зам директора по УВР Кудрявцева Н.А.

Тренинговые занятия

(приложение 2)

Ежегодно

7-е классы

педагог-психолог Новикова Л.А.

2. Работа с родителями

Родительские собрания по вопросам совершенствования системы профилактической работы с несовершеннолетними и раннего выявления незаконного потребления наркотиков

Сентябрь

 Ежегодно

Родители

 зам директора по УВР Кудрявцева Н.А.

 

Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам употребления наркотических и психоактивных веществ (приложение 3)

Ежегодно

Родители

 СПС

3. Работа с педагогическим коллективом

 

Совещание педагогов школы по вопросам профилактики

Ежегодно

Педколлектив

зам директора по УВР Кудрявцева Н.А.

СПС

Совещание педагогов школы с участием  правоохранительных органов

Ежегодно

Педколлектив

зам директора по УВР Кудрявцева Н.А.

СПС

                                                                                                                                                 Приложение 1

График

проведения классных часов по проблеме употребления наркотических и

психоактивных веществ на учебный год.

Тема

Сроки

Классы

Наркомания  что это?

февраль

5 классы

Правда о наркомании

февраль

6 классы

Что наркотик может сделать с тобой?

февраль

7 классы

Сделай свой выбор: выбери жизнь

февраль

8 классы

Скажи наркотикам «нет», а жизни «да»!

март

9 классы

Домыслы и факты о наркотиках

март

10 классы

Что имеем – не храним, потерявши – плачем!

март

11 классы

                                                                                                                                                 Приложение 2

Тематика тренинга с подростками.

Тематика

Основные цели

Вступая во взрослый мир

1

«Начиная путь»

  • Создание благоприятных условий для работы в группе

2

«Еще не лев, уже не львенок…»

  • Формирование основ знаний о психологических особенностях своего возраста

3

«Каков Я на самом деле?»

  • Формирование комплексного представления подростка о себе

4

«И на солнце есть пятна»

  • Укрепление самооценки, позитивного самоотношения; раскрытие своих сильных и слабых сторон

5

«Школа общения»

  • Развитие социальной восприимчивости; расширение диапазона способов межличностного общения в микросоциальном окружении

6

«Будь собой, но в лучшем виде…»

  • Развитие способности понимания своих положительных и отрицательных качеств

7

«Перекресток души»

  • Осознание мысли о том, что каждый человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор и дальнейшая жизнь зависит, от того, какие силы в человеке возьмут верх.

8

«Точка опоры»

  • Формирование убеждения в том, что любые проблемы и трудности могут быть разрешены, что в каждом человеке есть потенциал для преодоления жизненных трудностей

Преодолевая трудности

9

«Мои проблемы»

  • Обучение осознанию своих проблем и поиску конструктивного способа их решения

10

«Свобода или рабство?»

  • Информирование о причинах и механизмах формирования зависимого поведения, его видах, последствиях

11

«Не оступись – перед тобой пропасть»

  • Осознание собственной уязвимости перед наркотиками, информирование об опасности наркотиков, о мотивах их употребления

12

«Не иди вслепую по минному полю»

  • Информирование подростков о конкретных ситуациях, представляющих для них опасность

13

«Мне плохо»

  • Формирование навыков самоанализа и наблюдения через сознание внутренних состояний

14

«Посмотри правде в глаза»

  • Углубленное понимание проблем зависимости от психоактивных веществ

15

«Рубикон перейден?»

  • Осознание того, что все люди совершают ошибки, имеют на это право и должны учиться на своих ошибках, но есть ошибки, которые ведут за собой необратимые последствия (проба наркотиков)

16

«S.O.S»

  • Формирование адекватного восприятия потребности в помощи

Жизнь по собственному выбору

17

«Любому кораблю нужен курс»

  • Прояснение смысложизненных установок; помощь в определении личностных ценностей

18

«Звездная карта моей жизни»

  • Формирование активной установки по отношению к собственному жизненному пространству-организации своей жизни, развитие способности к построению долговременных жизненных планов

19

«Сделав первый шаг…»

  • Закрепление полученных представлений, актуализация сформированных личностных новообразований

20

«Через тернии к звездам!»

  • Коррекция системы личностных ценностей; углубление представлений о способности человека самостоятельно строить свою жизнь, преодолевая трудности и конструктивно решая проблемы

                                                                                                                                                Приложение 3

Тематика бесед для работы с родителями

Тематика

Основные цели

1

 «Ваш ребенок становиться взрослым»

  • Повышение информированности о психологических особенностях подростка, проблем, свойственных данному возрасту

2

«Как помочь своему ребенку противостоять наркотикам»

  • Преодоление защитной позиции родителей-отрицания возможности приобщения своих детей к табаку, алкоголю и наркотикам, осознание уязвимости подростков перед наркотиками

3

«Будущее Вашего ребенка»

  • Формирование устойчивой мотивации родителей к проблемно-преодолевающему, социально поддерживающему и развивающему поведению в семье

4

«Подросток в мире вредных привычек»

  • Формирование устойчивой мотивации родителей к проблемно-преодолевающему, социально поддерживающему и развивающему поведению в семье

5

Беседа «Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики»

  • Преодоление защитной позиции родителей-отрицания возможности приобщения своих детей к табаку, алкоголю и наркотикам, осознание уязвимости подростков перед наркотиками

6

Просмотр и обсуждение фильма «Чижик пыжик» о пьющих детях

  • Повышение информированности о психологических особенностях подростка, проблем, свойственных данному возрасту

7

«Спасем детей от дыма сигарет»

  • Формирование устойчивой мотивации родителей к проблемно-преодолевающему, социально поддерживающему и развивающему поведению в семье

8

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

  • Формирование устойчивой мотивации родителей к проблемно-преодолевающему, социально поддерживающему и развивающему поведению в семье

9

«Родительский всеобуч СПИД-проблема ХХI века»

  • Преодоление защитной позиции родителей-отрицания возможности приобщения своих детей к табаку, алкоголю и наркотикам, осознание уязвимости подростков перед наркотиками

   Зам. директора по УВР осуществляет организацию, координацию и контроль исполнения Программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ"

Вписка из Федерального закона от 07.06.2013 №120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ."...

Статья "Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей в школе в рамках профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ"

Статья основана на личном опыте работы по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ с детьми из неблагополучных семей...

Комплексная психолого-педагогическая программа первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков «Твоя жизнь – твой выбор»

Создание системы информационно - пропагандистской работы с обучающимися  по формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков...

Программа «Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи».

Программа имеет профилактическую направленность. В ней происходит обучение подростков  новым формам поведения, формируется  стрессоустойчиваяличность, способная самостоятельно,эффективно...

Программа профилактики наркомании, распространения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних «Линия жизни»

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов к...

Выступление на заседании Льговской городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав "Профилактика немедицинского потребления наркотических и психотропных средств среди подростков и детей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Льгова

Профилактика немедицинского потребления наркотических и психотропных средств среди подростков и детей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Льгова им. В. Б. Бессонова»,в том ч...

Программа профилактики употребления алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ "Твой выбор - твоя жизнь!"

В настоящее время проблема употребления психотропных и наркотических веществ среди детского и подросткового возраста является достаточно актуальной и требует особого внимания и решения, поскольку пред...