Скулшутинг
презентация к уроку

Дели Галина Ивановна

Материалы подготовлены для освещения вопроса по теме на заседании методического объединения. В информации раскрыты основные понятия о видах насилия и их последствиях. Главной проблемой нашего времени стали такие  явления как скулшутинг, буллинг, разновидности насилия. Важно понять причины этих явлений и почему именно дети, страдающие от насилия, становятся скулшутерами. 

Данную презентацию можно использовать для проведения просветительской работы среди родителей на родительских собраниях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины насилия

Слайд 2

Буллинг Скулшутинг Колумбайн Синдром Вертера

Слайд 3

Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в подростковой среде.

Слайд 4

По специфике содержания можно выделить: Физический буллинг : избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга . Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает. Однако новостные сводки заставляют сомневаться в верности этих данных, но с другой стороны такое распространение оправдано юридически. 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности. Этот возрастной период приходится в среднем на 9 класс. Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Чаще встречается в студенческой молодежной среде. Социально-психологический буллинг : сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы. Электронный (виртуальный) буллинг . Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных. » Статья по теме Как узнать, что человек врет - советы психолога Причины буллинга Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится: привлечение внимания; демонстрация силы; утаивание неуверенности и страхов; удовлетворение потребности во власти и доминировании. Агрессия – защитная реакция психики, соответственно, можно предположить, что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите. Однако это далеко не единственная причина буллинга . А. А. Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга : Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша. Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли . Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой. Тревожность. При этом типе булль сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Альтернативное название данного типа – хамелеоны. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами. Нередко агрессорами становятся бывшие жертвы. Индивидуально-личностные особенности этих людей пограничны, занимаемая роль зависит исключительно от внешних условий и обстоятельств. Пассивные булли . Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения. Особенности участников буллинга Жертва, агрессор и наблюдатели (участники буллинга ) имеют ряд психологических особенностей. Жертва Что касается жертвы, то психологические особенности точно не установлены. Исследования выделяют роль самооценки, физического развития и успеваемости, но не установлено, что первично: заниженная самооценка или буллинг . На практике поводом для буллинга становится что угодно: неполная семья, родимое пятно, отличные от коллектива взгляды на мир и т. д. Тем не менее, психологи выделяют одну характерную для всех жертв особенность – невозможность проявлять защитную агрессию, противостоять травле. Жертвами чаще становятся чувствительные, тревожные, подозрительные, обидчивые, неуверенные в себе, склонные к слезам дети. Для травли выбирают замкнутого ребенка с поведенческими и социальными нарушениями, негативными установками в отношении самого себя. Жертвы склонны к самоуничижению, у них низкий уровень самоуважения. Все нападки они считают заслуженными; слишком нерешительны, чтобы дать сдачу. Но остается открытым вопрос о том, что первично: эти особенности или буллинг . Группу риска составляют дети с синдромом гиперактивности , признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, любыми хроническими и острыми заболеваниями или физическими особенностями. Еще одна категория жертв – сознательные провокаторы. Кстати, они же часто выступают сразу в двух ролях (в разных условиях): жертвы и агрессора. Провоцирующие жертвы: импульсивные; гиперактивные ; неуклюжие; вспыльчивые; незрелые для своего возраста. Для жертв-агрессоров характерен слабый самоконтроль, низкая социальная компетентность, тревожность и депрессивность, слабая способность к сосредоточению, трудности в учебе и школьной адаптации. Им свойственно суицидальное и аутоагрессивное поведение. Это самая немногочисленная группа, но самая сложная в работе. Агрессоры-жертвы имеют самый высокий уровень агрессии и гнева. Самоуважение – защитный механизм при неадекватно завышенной самооценке. Когда реальность не соответствует ожиданиям и самооценке, просыпается агрессор. Если преобладают черты самоуничижения, то просыпается жертва, ребенок считает наказания заслуженными. Однако агрессия все равно остается на высоком уровне, потому в любой момент он в состоянии ответить на нападки. Это самое опасное для личностного развития состояние (неопределенность, разрозненность, нестабильность). Агрессоры Самоутверждение Психология буллей отличается готовностью к самоутверждению за счет насилия. Это агрессивно настроенные ко всему миру люди, грубые, легко подверженные фрустрации, с трудом соблюдающие правила, раздражительные и неуравновешенные, отличающиеся быстротой реакций (не раздумывают). Они выглядят как одиночки с недостатком социальных навыков, но на самом деле менее тревожные и депрессивные, чем их сверстники. Им не знакомо сострадание, но хорошо развита эмпатия . Это позволяет чувствовать других людей, манипулировать их эмоциями и состояниями. Агрессоры не реагируют на критику окружающих, склонны к лидерству. Причина агрессивности кроется в неадекватном уровне притязаний, высоком уровне самоуважения, несоответствии реальности и мнения булля о себе. Они остаются недооцененными в собственном понимании, что и вызывает раздражение. Наблюдатели Самая большая категория участников буллинга . Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь. Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности. Однако влияние общественности очень важно, оно способно как пресечь травлю (массовое неодобрение), так и стимулировать ее (психологическое награждение агрессора). Наблюдатели часто испытывают страх и стыд, страдают от чувства беспомощности, иногда желают присоединиться к агрессору. Чем дольше длится буллинг и свидетели сохраняют пассивную позицию, тем ниже у них становится уровень эмпатии . » Статья по теме Фаббинг : гаджет или человек – кто кого Как бороться с буллингом Проблема буллинга остается острой, так как пока не установлена система активных и эффективных способов пресечения травли и ее выявления. Ухудшает ситуацию тот факт, что окружающие не реагируют на буллинг , если их это не касается. Хотя и сами жертвы чаще молчат. Ужасает, что сами взрослые нередко игнорируют проблему, что дает почву подросткам продолжать подобную модель поведения и воспринимать ее как норму (больше половины случаев). Наверняка и вы слышали мнение о нормальности травли в подростковом возрасте. Да, это встречается, но это не нормально! Буллинг – не единичная или ситуативная акция, это отражение состояния общества. Данная модель усваивается из поколения в поколение. На частном уровне с ним бороться бессмысленно, но можно корректировать подобные проявления. Необходимо дать отпор обидчику. Для этого нужно следовать правилам: Признайте проблему, называйте вещи своими именами. Обратитесь к человеку, с которым сложились доверительные отношения. Расскажите о проблеме. Не позволяйте агрессору управлять вашими чувствами. Определите, каких реакций он от вас ожидает, и не давайте ему этих реакций. Не реагируйте, не будьте уязвимыми. Как только агрессор осознает, что вас никак не зацепить – найдет более податливую и простую цель. Научитесь говорить «нет» или отвечать на физическую силу тем же. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор. Озвучивайте проблему, обзаведитесь группой поддержки. Осознайте совместную силу. Уделите особое внимание работе над самоуверенностью и противостоянию манипуляциям. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя исправить, прекратите винить себя. Осознайте, что это проблемы агрессоров. Вы не можете все контролировать. Если можно сменить место обучения – смените. Это не бегство, а забота о себе. Правда, это не всегда лучший способ решения проблемы. Преодоление буллинга предполагает работу со всей социальной средой, коррекцию личностных особенностей агрессоров и жертв. Без помощи квалифицированного психолога и систематической работы с коллективом в этом случае не обойтись. Необходимо знать предмет травли и причину. Профилактика буллинга Для профилактики буллинга нужно работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров. Буллинг – самоутверждение через агрессию, усвоенные неадекватные образцы поведения. Этот тип поведения используется для достижения личных целей при незнании или неумении применять на практике социально приемлемые способы разрешения конфликтов. Основа буллинга – социальное неравенство. Булли выходят из психологически неблагополучных семей (негативный пример родителей или пренебрежение в сторону ребенка). Агрессоры отличаются психосоциальной слабостью, импульсивностью, враждебностью, агрессивностью, асоциальностью. Они спокойны и уверенны в себе, агрессию проявляют с холодным расчетом (эмоционально спокойны и равнодушны), отказываются от сотрудничества. Вместе с тем легко устанавливают контакт со сверстниками (не исключено, что будущими жертвами). Проблемы жертв тоже вытекают из семьи, в которой тип воспитания способствует формированию виктимной психологии. Для жертв характерно: низкая самооценка; комплекс неполноценности; замкнутость; подавленность; застенчивость; тревожность; осторожность; неуверенность. Таким образом, нужно помогать ребенку в адаптации к школьной среде и миру. Кто чаще всего оказывается изгоем в классе? Тот, кто не такой как все, «белая ворона». В группы риска попадают все дети со слабыми социальными способностями, сторонники изоляции, интровертированные личности. Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров. Семейное насилие с одинаковой частотой создает буллей и жертв. Кроме того, влияние оказывает СМИ и состояние всего общества. Социально-нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, негативно сказывается на подрастающем поколении. Буллинг предполагает психологический и физический террор, насилие, избиение, порчу имущества, психологическое давление, которое применяет один человек или целая группа по отношению к жертве. Систематичность издевательств, злой умысел и неравное распределение сил между жертвой и агрессором — основные критерии травли. При этом если раньше, столкнувшись с буллингом в школе, ребенок в ряде случаев мог хотя бы спрятаться от него дома, то теперь информационные технологии почти не оставляют ему такой возможности. «Существуют разные формы буллинга : вербальная, физическая, социальная травля. Ну и конечно кибербуллинг или интернет- буллинг , столь распространённый сегодня, в силу того, что профиль в социальных сетях сейчас есть у каждого ребенка и телефон с камерой тоже уже не редкость.

Слайд 5

Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе погибли 44 человека, 56 получили тяжелые травмы. С тех пор можно проследить четкую тенденцию: случаи стрельбы в школе получают свое распространение на территории всего мира.

Слайд 7

K. Ньюманом (K. Newman ) была предложена комплексная теория скулшутинга , состоящая из пяти «необходимых, но недостаточных факторов» ( Newman , Fox , Roth , Mehta & Harding , 2004): 1. Самоощущение социальной изоляции, восприятие себя изгоем; 2. Наличие психологических расстройств или трудностей (не обязательно психических заболеваний); 3. Распространенность культурных сценариев, в которых насилие является средством решения проблем; 4. Отсутствие системы выявляющей потенциальных школьников склонных к скултушингу ; 5. Доступность оружия.

Слайд 8

По мнению Дж. Левиным и Э. Мадфисом (D. Levin,E . Madfis ), школьник склонный к скулшутингу , подвергается пяти последовательным факторам, которые накапливают психологическую «деформацию»: 1) Хроническая деформация, которая основана на глубоких жизненных разочарованиях (например, в отношениях с родителями или одноклассниками) и недостаточностью систем просоциальной поддержки, что приводит к социальной изоляции. Хроническая деформация мо­жет длиться несколько лет. Зачастую проблемы взаимоотношения с социумом не видны со сто­роны, а семьи будущих преступников, часто воспринима­ются окружающими как вполне благополучные. 2) Неконтролируемая деформация, возникает при отсутствии корректирующего воздействия социальных отношений. В благополучных условиях, кто не нашел поддержку в школе, могут обратиться к семье, к спортивному коллективу или к группе сверстников вне школы, но для лиц, слабо включенных в социальные отношения механизм конформизма перестает действовать, что приводит к потере контроля со стороны социума. 3) Острое напряжение, проявляется в возникновении краткосрочного травмирующего собы­тия (острая деформация), которое может быть как реальным, так и воображаемым. Например, «потеря лица», провал в успеваемости, унижение, отвержение со стороны девушки или бойкот сверстников. 4) Стадия планирования, формируется при появлении фантазий о скулшутинге , как о «мужском решении» восстановить чувство контроля. 5) Стадия осуществления. Статистика совершенных преступлений скулшутинга , показывает что 81% нападений, были совершены одиночками ( McCauley & Moskalenko , 2014). Средний возраст преступников скулшутинга , варьируется от 13 до 19 лет.

Слайд 9

Исследователи выделяют основные сигнальные признаки предупреждения скулшутинга : 1. Как правило, нападающие - лица мужского пола, ранее подвергавшиеся буллингу , бойкоту или издевательствам одноклассников. 2. Наличие депрессии и негативных эмоций, являются важным признаком возможной агрессии. Наличие у подростка некого уровня депрессивных симптомов при наличии у него антиобщественных черт личности является наиболее прогностичным критерием его готовности к насилию ( Ferguson et al.,2011). 3. Сбор плакатов с изображениями «стрелков», книг и фильмов, посвященных оружию, регулярные посещения оружейных веб-сайтов, опыт обращения с огнестрельным оружием; 4. создание веб-станицы, на которой обсуждаются случаи расстрелов, размещаются видео со стрельбой, песни с агрессивным содержанием (типа «Вся жизнь – это война, и вся жизнь - это боль, и ты будешь один вести свою личную войну»); 5. прямые свидетельства или намеки на насильственные фантазии и планы.

Слайд 10

Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников. После этого СМИ стали всё чаще писать о стрельбе в школах, а в 2018 году случилось аж два инцидента за одну неделю. Сначала в Перми двое подростков ранили холодным оружием 15 человек в школе, затем в Улан-Удэ вооруженный топором школьник нанес травмы учительнице и нескольким ученикам, а также поджег классную комнату. После таких вопиющих случаев в прессе появилось новое определение – «субкультура Колумбайн ».

Слайд 11

« Колумбайн » – это название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. Этот случай получил широкий общественный резонанс, а трагические события легли в основу сценария нескольких художественных фильмов – « Класс», «Слон», «Боулинг для Колумбины » и др. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки .

Слайд 12

Синдром Вертера – научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных. Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета. Именно по этой причине субкультура « Колумбайн » так быстро набрала обороты и получила немалое количество последователей .

Слайд 13

Причины, по которым дети совершают скулшутинг Для того, чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находиться в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов.

Слайд 14

Внешние: К онфликтную обстановку внутри семьи. Нарушенная коммуникация в школе со сверстниками или педагогами. Д лительное социальное неблагополучие . Внутренние факторы: Н атяжное депрессивное состояние Ведомость. Незрелость. Внушаемость. При совокупности перечисленных выше факторов СМИ, видеоигры, социальные сети могут явиться триггером, своеобразным спусковым крючком в совершении какого-либо страшного поступка. Не стоит забывать о том, что на каждого совершившего правонарушение подростка оказывал влияние целый ряд факторов, и не все они возникли сиюминутно. В большинстве случаев многие факторы оказывали свое влияние пролонгированно , то есть воздействовали на психику ребенка и его поведение на протяжении длительного периода, возможно, и всей жизни.

Слайд 15

На что следует обратить внимание

Слайд 16

Внутрисемейные отношения Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество. Стоит заметить, что в России нападения чаще совершаются с использованием холодного оружия. Это объясняется тем, что в нашей стране огнестрельное оружие не легализовано – нож подростку достать проще, чем пистолет .

Слайд 17

Проявление подростком агрессии Агрессия в подростковом возрасте является практически типичной поведенческой особенностью. В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира. Стоит заметить, что агрессия бывает и пассивной, внутренней, при этом внешне подросток остается спокойным. Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли, что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.

Слайд 18

Специфика отношений со сверстниками В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» – ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Если общения нет или с ним имеются проблемы, то у подростка можно наблюдать появление серьезных психологических проблем. Задача родителей – помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.

Слайд 19

Психологические травмы Если вспомнить резонансный случай стрельбы в школе « Колумбайн », то можно проследить четкую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Безусловно, такая ситуация психологического (и физического) насилия не могла не оставить свой отпечаток на психике детей – они были психологически травмированы, и эта травма ежедневно влияла на их психологическое состояние и вызывала некие поведенческие особенности. Травля может быть прямой – когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, а может быть и косвенной – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней, мы с тобой не друзья»).

Слайд 20

Психическое здоровье Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является причиной такого страшного поступка, как скулшутинг . К сожалению, многие родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью .

Слайд 21

Внешний вид Склонность к деструктивному поведению можно установить по основным поведенческим признакам . Одежда с агрессивными надписями и изображениями, футболки с надписями: «Ненависть», « Natural Selection », « Wrath », « shooting », «A.C.A.B.», « Ave Satan », «Во имя Сатаны», «Нормальные люди бояться меня», «Нечего терять», « Оффник » и т.п.; футболки со следующими изображениями: воровская звезда, люди с оружием, кровь, перевернутый крест, перевернутая пентаграмма, нацистская символика и другие агрессивные изображения и надписи.

Слайд 22

Телесные повреждения. На теле подростка есть царапины и синяки. Если синяки, царапины и повреждения появляются на теле подростка чаще 2 раз в месяц – это может указывать на осознанное или не осознанное желание причинить себе вред самостоятельно или опосредованно. К данному пункту в том числе относятся случаи, когда подростки как бы случайно ударяются, падают или получают синяки по невнимательности.

Слайд 24

Самое важное – контакт со своим ребенком. Когда ребенок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно было делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть подростка на такой страшный шаг, как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Безопасность обучающихся". Направления "Скулшутинг" и "Колумбайн". - памятки

Данная памятка разработана для беопасности обучающихся, с разъяснением терминов "Скулшутинг" и "Колумбайн", так же содержится информация, как не стать жертвой "Буллинга",...

Скулшутинг

Для родителей...

Скулшутинг - школьные нападения.

Материал может быть использован для выступления на родительском собрании, совещании педагогов. Информация о школьных нападениях и тех, кто их совершает. Психологические особенности несовершеннолетних ...

Методические рекомендации для подростков по профилактике скулшутинга и "Колумбайн"

Методические рекомендации для подростков по профилактике скулшутинга и "Колумбайн"...

Новое слово-скулшутинг. Разбираемся вместе.

Разберемся в терминологии. Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Существуют внешние и внутренние факторы, подталк...

классный часа 5 классе на тему: "Скулшутинг"

Профилактика обучающихся 5 класса...