Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе
статья
В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennnye_pedagogicheskie_tehnologii.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология это
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
Здоровьесберегающая педагогика это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
В эту систему входит
- Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности
Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики
- Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
- Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
- Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
- Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
- Активизация развития всех сфер личности учащихся. 6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
- Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
- Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
- Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
- Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.
Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников.
Охрана здоровья детей это приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации
Тренинговые технологии.
- Работа в группах. В начале работы группа принимает правила-законы, по которым она живет. Правила нужны для создания положительной психологической атмосферы в группе.
Основные правила группы:
- Конфиденциальность.
- Взаимоуважение.
- Пунктуальность.
- «Не давать оценок, не критиковать».
- Право ведущего.
- Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение-это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Организация работы в группах предполагает выполнение следующих процедур:
- усадить участников лицом друг к другу;
- поставить перед ними общую задачу;
- наделить каждого участника определенной ролью.Например,ведущий (руководит работой в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).
- Стадии работы в малых группах.
- Подготовка (только для учителя)
- определение цели;
- сбор и анализ материала;
- формулировка задач и проблем для отдельных подгрупп;
- определение порядка работы;
- приготовление необходимых рабочих средств.
- Информирование
- подгруппы получают информацию о порядке работы;
- подгруппам выдаются задания;
- подгруппам выделяются рабочие материалы;
- подгруппы занимают свои места;
- подгруппы получают время для выполнения задания.
- Разработка
- подгруппа определяет своих ответственных (руководителя, ведущего протокол, спикера, лаборанта, хронометриста и др.);
- исходя из задания и используя рабочие средства, группы отрабатывают свою задачу;
- группы формулируют результат своей работы в виде отчета;
- группы проверяют свою задачу в отношении совместно заданной цели.
- Анализ результатов
- подгруппы встречаются в составе общей группы для совместного анализа результатов своей работы;
- спикеры подгрупп выступают с презентацией результатов работы;
- результаты работы подгрупп обсуждаются;
- результаты отдельных подгрупп координируются и обобщаются с выведением общего результата;
- при необходимости общий результат фиксируется письменно всеми участниками.
Технология развития критического мышления.
Основа технологии - базовая модель, включающая три стадии: «вызов-осмысление-размышление».
- Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемому вопросу. Можно использовать проблему, рисунок, вопрос, задачу, ситуацию, стихотворение и т.д. Классическим приемом вызова является мозговой штурм.
- Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны обработать.
- Осмысление и осознание того, что они получили на уроке. Можно предложить учащимся составить синквейн- стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам:
- 1 строчка- существительное, обозначающее тему.
- 2 строчка- два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета.
- 3 строчка- три глагола, показывающих действие в рамках темы.
- 4 строчка- фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.
- 5 строчка- существительное, выступающее как итог.
Интерактивные методы обучения.
Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.
- Технология мозгового штурма.
Мозговой штурм- это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
Правила проведения «мозгового штурма».
- все высказываются и все слушают;
- все имеют равные права;
- называя идеи, нельзя повторятся;
- чем больше список идей, тем лучше;
- разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;
- идеи не оцениваются и не критикуются.
- Технология групповой дискуссии.
Групповая дискуссия- специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии:
- Постановка проблемы.
- Деление участников на группы.
- Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.
- Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.
- Решение проблемы.
- Технология ролевой игры.
Ролевая игра- это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.
Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации.
Этапы ролевой игры:
- Постановка задачи- определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
- Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.
- Разыгрывание ситуации.
- Моделирование желательного поведения.
- Отработка оптимального поведения.
- Получение обратной связи.
Подводя итог сказанному, хотелось бы заметить, что интерактивные методы обучения наиболее эффективны в обучении здоровью.
Важным элементом занятий являются упражнения-энергизаторы. Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию группы и каждого ее участника. Они восстанавливают интерес к занятию и концентрацию внимания участников.
Ожидаемые конечные результаты программы
1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе
Педагогические технологии...
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе (теория)
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены в...
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе
В статье дается характеристика и приемы основных педтехнологий в общеобразовательной школе....
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе (использование на уроках истории и обществознания)
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование от...
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей р...