Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе
статья

Черкасова Елена Алексеевна

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennnye_pedagogicheskie_tehnologii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

        Современные педагогические технологии   в общеобразовательной школе

                                                                           

                 Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.  

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Логотип Съезда птица здоровьяЗдоровьесберегающая технология это

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим


Здоровьесберегающая педагогика это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

В эту систему входит

  • Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  • Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  • Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности

Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 

2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.  

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики

  1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
  2. Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
  3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.  
  4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
  5. Активизация развития всех сфер личности учащихся. 6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  6. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
  7. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
  8. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
  9. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
  10. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.


Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников.

Охрана здоровья детей это приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации

Тренинговые технологии.

  1. Работа в группах. В начале работы группа принимает правила-законы, по которым она живет. Правила нужны для создания положительной психологической атмосферы в группе.
    Основные правила группы:
  • Конфиденциальность.
  • Взаимоуважение.
  • Пунктуальность.
  • «Не давать оценок, не критиковать».
  • Право ведущего.
  1. Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение-это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Организация работы в группах предполагает выполнение следующих процедур:
  • усадить участников лицом друг к другу;
  • поставить перед ними общую задачу;
  • наделить каждого участника определенной ролью.Например,ведущий (руководит работой в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).
  1. Стадии работы в малых группах. 
  • Подготовка (только для учителя)
  • определение цели;
  • сбор и анализ материала;
  • формулировка задач и проблем для отдельных подгрупп;
  • определение порядка работы;
  • приготовление необходимых рабочих средств.
  • Информирование
  • подгруппы получают информацию о порядке работы;
  • подгруппам выдаются задания;
  • подгруппам выделяются рабочие материалы;
  • подгруппы занимают свои места;
  • подгруппы получают время для выполнения задания.
  • Разработка
  • подгруппа определяет своих ответственных (руководителя, ведущего протокол, спикера, лаборанта, хронометриста и др.);
  • исходя из задания и используя рабочие средства, группы отрабатывают свою задачу;
  • группы формулируют результат своей работы в виде отчета;
  • группы проверяют свою задачу в отношении совместно заданной цели.
  • Анализ результатов
  • подгруппы встречаются в составе общей группы для совместного анализа результатов своей работы;
  • спикеры подгрупп выступают с презентацией результатов работы;
  • результаты работы подгрупп обсуждаются;
  • результаты отдельных подгрупп координируются и обобщаются с выведением общего результата;
  • при необходимости общий результат фиксируется письменно всеми участниками.

Технология развития критического мышления.

Основа технологии - базовая модель, включающая три стадии: «вызов-осмысление-размышление».

  1. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемому вопросу. Можно использовать проблему, рисунок, вопрос, задачу, ситуацию, стихотворение и т.д. Классическим приемом вызова является мозговой штурм.
  2. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны обработать.
  3. Осмысление и осознание того, что они получили на уроке. Можно предложить учащимся составить синквейн- стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам:
  • 1 строчка- существительное, обозначающее тему.
  • 2 строчка- два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета.
  • 3 строчка- три глагола, показывающих действие в рамках темы.
  • 4 строчка- фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.
  • 5 строчка- существительное, выступающее как итог.

Интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.

  1. Технология мозгового штурма.
    Мозговой штурм- это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
    Правила проведения «мозгового штурма».
  • все высказываются и все слушают;
  • все имеют равные права;
  • называя идеи, нельзя повторятся;
  • чем больше список идей, тем лучше;
  • разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;
  • идеи не оцениваются и не критикуются.
  1. Технология групповой дискуссии.
    Групповая дискуссия- специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии:
  • Постановка проблемы.
  • Деление участников на группы.
  • Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.
  • Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.
  • Решение проблемы.
  1. Технология ролевой игры.
    Ролевая игра- это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для  него  роль, поступает непривычным образом.
    Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации.
    Этапы ролевой игры:
  • Постановка задачи- определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
  • Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной  ситуации.
  • Разыгрывание ситуации.
  • Моделирование желательного поведения.
  • Отработка оптимального поведения.
  • Получение обратной связи.   

Подводя итог сказанному, хотелось бы заметить, что интерактивные методы обучения наиболее эффективны в обучении здоровью.

Важным элементом занятий являются упражнения-энергизаторы. Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию группы и каждого ее участника. Они восстанавливают интерес к занятию и концентрацию внимания участников.

Ожидаемые конечные результаты программы
1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе (теория)

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены в...

Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе

В статье  дается характеристика и приемы основных педтехнологий в общеобразовательной школе....

Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе (использование на уроках истории и обществознания)

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование от...

Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе

          Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей р...