Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе
проект на тему
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_ped._tehnologii.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по русскому языку. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся. Часто педагогическую технологию определяют как: • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса; • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса; •Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка). В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии: Информационно – коммуникационная технология Технология развития критического мышления Проектная технология Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Игровые технологии Модульная технология Технология мастерских Кейс – технология Технология интегрированного обучения Педагогика сотрудничества. Технологии уровневой дифференциации Групповые технологии. 1). Информационно – коммуникационная технология Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность. Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач: · использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе; · сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию; · формировать и развивать коммуникативную компетенцию; · направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению; · дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания. Система применения ИКТ Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы: 1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа; 2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего); 3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся. 4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету. 2) Технология критического мышления Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже. · На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. · На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. · Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Основные методические приемы развития критического мышления Прием «Кластер» Таблица Учебно - мозговой штурм Интеллектуальная разминка Зигзаг, зигзаг -2 Прием «Инсерт» Эссе Приём «Корзина идей» Приём «Составление синквейнов» Метод контрольных вопросов Приём «Знаю../Хочу узнать…/ Узнал…» Круги по воде Ролевой проект Да - нет Приём «Чтение с остановками» Приём « Взаимоопрос» Приём «Перепутанные логические цепочки» Приём « Перекрёстная дискуссия» 3. Игровые технологии Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Классификация педагогических игр По области применения: —физические —интеллектуальные —трудовые —социальные —психологические По (характеристике) характеру педагогического процесса: —обучающие —тренинговые —контролирующие —обобщающие —познавательные —творческие —развивающие По игровой технологии: —предметные —сюжетные —ролевые —деловые —имитационные —драматизация По предметной области: —математические, химические, биологические, физические, экологические —музыкальные —трудовые —спортивные —экономически По игровой среде: —без предметов —с предметами —настольные —комнатные —уличные —компьютерные —телевизионные —циклические, со средствами передвижения Какие задачи решает использование такой формы обучения: —Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний. —Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы. —Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным. Обучение в игре позволяет научить: Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели: стимулируется познавательная деятельность активизируется мыслительная деятельность самопроизвольно запоминаются сведения формируется ассоциативное запоминание усиливается мотивация к изучению предмета Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда. Интернет и литература. http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя%20технология&clid=1882611&lr=2 http://murzim.ru/nauka/pedagogika http://yandex.ru/yandsearch?text http://www.bibliofond.ru/view.aspx 1).Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002. 2). Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002. 3).Петрусинский В.В Игры - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994 4). Громова О.К. «Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001
| ||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе
Педагогические технологии...
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе (теория)
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены в...
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе
В статье дается характеристика и приемы основных педтехнологий в общеобразовательной школе....
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе (использование на уроках истории и обществознания)
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование от...
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей р...
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе
В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагог...