Работа с конфликтными ситуациями
статья
Мы все живем в обществе. Постоянно общаемся друг с другом. И часто получается, что кто-то начинает чувствовать себя ущемленным и непонятным. Возникает конфликт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_konfliktnymi_situatsiyami.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с конфликтными ситуациями
Мы все живем в обществе. Постоянно общаемся друг с другом. И часто получается, что кто-то начинает чувствовать себя ущемленным и непонятным. Возникает конфликт.
Будет ли разрешена конфликтная ситуация, если люди просто перестали общаться? Скорее всего, нет. В душе конфликт все равно останется. Будет ли разрешен конфликт, если люди просто для вида пожмут друг другу руки? Скорее всего, нет. Они все равно будут обижены друг на друга.
Психологи выделили несколько способов, как обычно разрешаются конфликтные ситуации.
- Соревнование или конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- Приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- Компромисс; нахождение решения путём частичных уступок: обе стороны в чем-то проигрывают, но при этом обе получают свою маленькую выгоду;
- Избегание, для которого характерны как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересам обеих сторон.
При избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, при компромиссе оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Почему же людям трудно услышать друг друга и прийти к ситуации сотрудничества?
В конфликтной ситуации обе стороны чаще всего испытывают одни и те же чувства. Это может быть: стыд, боль, обида, гнев, злость, страх.
Часто эти чувства создают вокруг сторон эмоциональный кокон, который мешает им увидеть друг друга, понять и выработать пути выхода из ситуации.
Для того, чтобы конфликт разрешился, обе стороны должны осознать свои чувства, освободившись от эмоционального кокона, более трезво взглянуть на ситуации и на другого человека, а также рассказать друг другу о своих чувствах.
Также необходимо осознать последствия конфликтной ситуации для всех, кто в ней оказался (стороны конфликта, их близкие).
Последствия конфликтной ситуацией не ограничиваются видимым ущербом, который она принесла. Последствия наступают для всех ее прямых и косвенных участников. Список последствий может быть очень велик. И нужно учитывать каждый его пункт, чтобы ситуация действительно была разрешена.
Например, в случае конфликта двух человек, последствия могут быть следующими.
- испортились отношения в собственной семье;
- близкие сильно расстроились, переживают;
- осложнилась ситуация на работе или в учебном заведении;
- некоторые друзья не одобряют;
- исчезло чувство безопасности;
- потеряна дружба или хорошие отношения;
- исчезло чувство доверия;
- материальный ущерб;
- негативные ощущения, когда человек, даже случайно, встречается с тем, с кем у него конфликт (тем более, если они учатся в одной школе, работают на одной работе или живут в одном дворе).
Список может быть и гораздо больше.
Для разрешения ситуации необходимо, чтобы стороны смогли увидеть и описать все эти последствия, а затем разработать план, как эти последствия могут быть наилучшим образом устранены.
Конфликтная ситуация разрешится только тогда, когда люди услышат друг друга, смогут поговорить между собой о том, что произошло, описать последствия, наступившие для них в результате ситуации, договориться о том, как ее разрешить. В этом им никто не сможет помочь, потому что они лучше, чем кто-либо другой знают, что им нужно для того, чтобы ситуация была разрешена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разрешение конфликтных ситуаций в системе воспитательной работы в школе как путь к успеху
Решение конфликтных ситуациях в специальной коррекционной школе на примерах классов 8 вида (Презентация)...
Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»
В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозмо...
Исследовательская работа на тему "Конфликтные ситуации в школе и способы их решения"
В даннорй работе речь идет о видах конфликтов, возникающих в школе и о способах их решения...
«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...
Дипломная работа по теме: «Способы поведения в конфликтных ситуациях у мальчиков и девочек в начальной школе»
Содержание Введение………………………………………………………&helli...
«Круги сообществ» - одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения (из опыта практической работы).
Данный метод является частью востановительной медиации которая лежит в основе работы "Школьной Службы Примирения" и помогает легко и быстро разрешать конфликты в которых участвует боль...
Деловая игра для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Правила бесконфликтного общения"
Систематизировать знания педагогов по организации беседы с родителями.Отработать и закрепить навыки через упражнения....