Самообразование – одна из форм повышения профессиональных компетенций
методическая разработка
Консультация для педагогов социально - реабилитационного Центра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_samoobrazovanie.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на м\о от 20. 03.19г.
САМООБРАЗОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании . Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.
Поэтому современная система образования и воспитания требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами: курсы повышения квалификации, семинары, методические объединения и т.п.
Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности"
Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Самообразование педагога многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов могут быть:
Слайд №2
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой социальных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами, решаемыми в учреждении, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
- Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач учреждения;
- Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи учреждения и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги учреждения
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя. Слайд №3
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя. Слайд №4
Тематикой самообразования являются:
- одна из годовых задач учреждения;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
В случае если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений (приложение 2) (раздать анкету)
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. ( Примерный план самообразования: Приложение 3). Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.
На основе индивидуальных планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов учреждения. слайд №6
Результативность этапов работы по самообразованию:
- 1 этап – организационно – ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
- 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
- 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
По окончании каждого этапа проводиться рефлексия (самоанализ).
Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.
Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт, наработанный не одним поколением педагогов. В третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества.
Приложение 2
АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(самодиагностика педагога)
____________________________________________________________
(Ф.И.О. педагога)
________________ ___________________ ______________
(стаж работы) (категория) (дата)
1.Знание анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях социального учреждения
Не владею Владею частично Владею свободно
2.Владение педагогической диагностикой
Не владею Владею частично Владею свободно
3.Умение выбрать тип занятия и темп его проведения
Не владею Владею частично Владею свободно
4.Обеспечение практической направленности воспитательно – реабилитационного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)
Не владею Владею частично Владею свободно
5.Умение планировать воспитательный процесс
Не владею Владею частично Владею свободно
6.Умение обосновывать выбор тех или иных методов воспитания, их оптимального сочетания и соотношения
Не владею Владею частично Владею свободно
7.Использование методов, направленных на развитие воспитанников
Не владею Владею частично Владею свободно
8.Знание и применение различных технологий в воспитании и развитии воспитанников
Не владею Владею частично Владею свободно
9.Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению
Не владею Владею частично Владею свободно
10.Использование здоровьесберегающих технологий
Не владею Владею частично Владею свободно
11. Обеспечение благоприятных условий в группе:
- гигиенических, - эстетических
Не владею Владею частично Владею свободно
12.Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью
Не владею Владею частично Владею свободно
13. Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов воспитания и развития воспитанников
Не владею Владею частично Владею свободно
14.Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом
Не владею Владею частично Владею свободно
Приложение 3
2.1. План работы по самообразованию
Воспитатель______________________________________________________
Тема:____________________________________________________________
Цель, задачи______________________________________________________
Литература:
- _________________________________________
- _________________________________________
- _________________________________________
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы: |
|
|
|
2.2.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Учебный год | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
20__/20__ | |||
20__/20__ | |||
20__/20__ | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Самообразование-одна из форм повышения квалификации"
цели, мотивы, этапы самообразования...
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов
Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...
Выступление на педагогическом совете по теме «Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно...
Самообразование -одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
Выступление на ШМО от 20.10.2018...
Выступление на РМО учителей иностранного языка"Самообразование- одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов"
Данный материал представляет собой выступление о роли самообразования для учителя....
Семинар на тему "Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога"
Материал на тему повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования....