Статья "Особенности агрессивного поведения подростков"
статья (10 класс)

Малина Екатерина Олеговна

Подростковый возраст представляет собой период завершения детства, переходный момент от детства к взрослости, и, как правило, длится с 10-11 лет до 14-15 лет. Психологические особенности подросткового возраста прежде всего связаны с физическими изменениями организма, половым созреванием. При этом возрастная психология мальчиков и девочек отличается только быстротой происходящих в организме процессов. Активный рост, созревание организма, психологические изменения оказывают огромное влияние на функциональное состояние подростка. Психика подростка с трудом справляется с этими новыми явлениями, что приводит к наступлению возрастного психологического кризиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_malina_agressiya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Малина E.O.

c оциальный педагог

ТОГБПОУ «Строительный колледж»

Особенности агрессивного поведения подростков

Подростковый возраст представляет собой период завершения детства, переходный момент от детства к взрослости, и, как правило, длится с 10-11 лет до 14-15 лет. Психологические особенности подросткового возраста прежде всего связаны с физическими изменениями организма, половым созреванием. При этом возрастная психология мальчиков и девочек отличается только быстротой происходящих в организме процессов. Активный рост, созревание организма, психологические изменения оказывают огромное влияние на функциональное состояние подростка [3]. Психика подростка с трудом справляется с этими новыми явлениями, что приводит к наступлению возрастного психологического кризиса, признаки которого следующие:

- неуверенность в себе, своей внешности;

- сильное беспокойство по поводу мнения окружающих, в основном, референтной группы сверстников;

- категоричность в суждениях, «юношеский максимализм»;

- перепады в настроении;

- желание получить максимально полную информацию по актуальной теме при интенсивной смене объектов интереса, бессистемности [1].

Именно в этот возрастной период наблюдается тенденция увеличения количества ссор, обид,         агрессии как между подростками, так и между родителями и их детьми. Подросткам свойственно проявление повышенной вспыльчивости, обидчивости, прежде всего в отношении взрослых, так как они не всегда готовы признать факт взросления своего ребенка и поддержать его притязания на занятие определенного места во взрослом обществе [2]. Следовательно, для предотвращения негативных последствий подросткового кризиса и помощи подростку пережить данный возрастной этап, родителям необходимо перестроить существующие взаимоотношения от детской зависимости на взаимоуважение и равенство, так как чувство взрослости  выражает новую жизненную позицию в отношении себя, другим людям, мира, определяет направленность и содержание социальной активности, систему новых переживаний и стремлений [1].

Психические нарушения включают в себя определенные этапы развития (начальные проявления, развернутая стадия, этап завершения, период остаточных симптомов), проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. В период подросткового кризиса скорость прохождения этого цикла увеличивается, вследствие чего один из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться совсем. Поэтому в большинстве случаев агрессивное поведение подростков становится очень неожиданным, беспричинным и необъяснимым для его родителей, сверстников и ближайшего окружения.

Теории возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте выделяют несколько основных тенденций: в первом случае, основную роль в возникновении агрессии исследователи отводят биологическому механизму, включающему в себя нейрофизиологические медиаторы и функциональное состояние глубинных структур головного мозга; во втором случае, исследователи подчеркивают роль патологического личностного развития (особенно в период жизненных кризисов), являющийся основным механизмом возникновения агрессивного поведения [5].

Рассматривая причины возникновения агрессивного поведения, необходимо акцентировать внимание на том факте, что подросток живет и воспитывается в семье, и именно семья в большинстве случаев выступает основным фактором социализации, и она же демонстрирует примеры проявления агрессивного поведения для многих подростков [7]. Становление  и развитие агрессивного поведения представляет собой сложный и многогранный процесс, в котором принимают участие многие факторы.

Подростки учатся проявлять агрессивное поведение как через прямые подкрепления, так и через наблюдение агрессивных действий. Например, родители, в попытке пресечь отрицательные отношения между детьми, сами того не подозревая, ненамеренно поощряют то самое поведение, от которого хотят избавиться. У родителей, применяющих суровые и жестокие наказания, и не контролирующих занятия детей, подростки намного агрессивнее и непослушнее, чем у родителей, применяющих демократичный стиль общения с подростками.

При всем различии личностных характеристик и поведенческих особенностей, агрессивным подросткам свойствен определенные черты характера: бедность и примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, желания обогащать свою духовную культуру, узкий кругозор, неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. Агрессивные подростки, как правило, отличаются низким уровнем интеллектуального развития, повышенной внушаемостью, склонностью к позерству, раздражительностью, низким уровнем нравственных представлений. В эмоциональной сфере такие подростки отличаются проявлением грубости, озлобленности и против сверстников, и против взрослых. Самооценка у агрессивных подростков либо максимально завышенная, либо максимально заниженная. Высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неспособность решать возникшие проблемы конструктивными способами, преобладание защитных механизмов над механизмами, регулирующие поведение – все это отличает агрессивного подростка от своих сверстников[9]. Исключением из правил является то, что среди агрессивных подростков встречаются хорошо интеллектуально и социально развитые дети. У таких подростков агрессия является инструментом поднятия своего престижа, статуса, демонстрации своей взрослости и состоятельности. Именно данное противоречие обусловило проведение определенной классификации и условной типологии агрессивных подростков. Попытки создать точную и полную типологию агрессивных подростков неоднократно предпринимались зарубежными и отечественными исследователями. При этом исследователи расходятся во мнениях, что именно выступает основой агрессивного поведения: одни считают, что это психофизиологические различия, другие – особенности психосоциального развития подростка [10].

В подростковом возрасте у ребенка происходит переориентация ценностей, появляется стремление занять новую социальную позицию, которая соответствует потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мир взрослых и группу сверстников становится для подростка жизненно важным. На становление агрессивного поведения сильное воздействие оказывает степень семейной сплоченности, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного воспитания. Подростки, в семьях которых наблюдается систематические ссоры, разлад и непонимание, чьи родители ведут себя отчужденно и эмоционально отвергают ребенка, наиболее часто склонны к агрессивному поведению [6].

В подростковом возрасте агрессивное поведение проявляется в различных формах [4]:

  1. мотивационная или смысловая агрессия. Одним из основных факторов, которые определяют формирование такого поведения, выступают особенности мотивационной сферы личности. Устойчивость мотивации гарантирует стабильное отношение личности к создавшейся ситуации. В ряде случаев проявление агрессивного поведения представляет собой такую форму поведения, которая обеспечивает удовлетворение первичных потребностей личности и его выживание, при этом устойчивость мотивации зависит от субъективных и объективных факторов.  Исходя из теории П.Я. Гальперина о структуре деятельности, первостепенным звеном формирования социально ориентированного поведения личности является содержание ведущих устойчивых мотивов личности, ценностных ориентаций, которые и определяют направленность поведения личности. Таким образом, наиболее распространенной формой проявления агрессии у подростков выступает мотивационная агрессия, которая формируется как осознанная произвольная деятельность с мотиво – целесообразным характером.
  2. Агрессия как примитивная реакция на неудовлетворяющую ситуацию. Отношение к той или иной ситуации определяется специфическими особенностями когнитивной сферы подростка. Выбор данной формы агрессивного поведения в большей степени определяется наличием у подростка         опыта поведения в таких ситуациях и широтой арсенала имеющихся стратегий ее разрешения. У подростков намного меньше жизненного опыта и возможностей справиться с трудной ситуацией, чем у взрослых, что определяется высоким уровнем социальной зависимости подростков (отсутствие заработка, социального статуса) и психологическими особенностями: недостаточный уровень развития мотивационной сферы, отсутствие внутренней устойчивой системы ценностей, неумение конструктивно разрешить конфликтную ситуацию, в результате чего подросток часто реагирует примитивно, в форме агрессии. Иные стратегии поведения (изменение мотивации, переосмысление ситуации) требуют от подростка наличия определенного уровня личностной зрелости, в отличии от агрессии, которой необходимо лишь значительные энергозатраты, направленные на решение ситуации.
  3. Агрессия как результат неадекватной оценки ситуации подростком. Выбор определенной стратегии поведения определяется субъективной оценкой сложившейся ситуации. Недостаточный уровень развития когнитивных процессов подростков, а именно недостаточный уровень обобщения и абстрагирования, проблемы в установлении причинно – следственных связей, приводит к возникновению сложностей в принятии решений, правильном реагировании, в особенности в эмоционально значимых ситуациях. В следствии этого, ряд сложных ситуаций остаются для подростка непонятными, а поэтому и опасными, вызывают защитную реакцию [4].
  4. Аффективная агрессия. Эмоциям отводится отдельная роль в формировании агрессивного поведения подростков. Так как эмоции отражают важность ситуации для личности, то именно с их помощью обеспечивается сила и устойчивость мотивации. Сильные эмоции затрудняют процесс принятия решения и провоцируют проявление неконструктивных и примитивных форм поведения. В подростковом возрасте эмоциональная нестабильность зависит от ряда факторов. Одним из первостепенных факторов является эндокринная перестройка, приводящая к общей дестабилизации эмоциональной сферы. Период полового созревания отличается повышенной активность центральной нервной системы и преобладанием возбудительных процессов. На поведенческом уровне это проявляется в форме неадекватных реакций на внешние раздражители (например, различные по силе раздражители могут вызвать у подростков одинаковую по силе реакцию). Возрастным особенностям эмоционального реагирования подростков характерно беспричинная смена настроения, повышенная обидчивость, легкость возникновения эмоциональных реакций. Эмоциональная неустойчивость и повышенный уровень возбудимости подростков тесно переплетается с недостаточным уровнем развития волевой сферы и способностью к самоконтролю, что усугубляется неустойчивостью самооценки и отсутствием социального статуса. В результате возрастных особенностей, агрессивное поведение подростков проявляется как эмоциональный взрыв, причем чае всего неожиданный для окружающих людей [4].

Таким образом, подростковый период является одним из наиболее сложных периодов человеческого развития. Несмотря на его кратковременность, именно он определяет дальнейшую жизнь личности, так как на этом этапе происходит формирование характера и других личностных особенностей личности. Переход от опеки взрослого к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на иные виды социальной деятельности, бурная гормональная перестройка организма делают подростка наиболее уязвимым к негативным воздействиям окружающей среды. Агрессивное поведение подростков – это целый комплекс проблем, которые необходимо решать и предотвращать на ранних стадиях возникновения. Именно способам и методам профилактики агрессивного поведения подростков будет посвящен следующий параграф.

Список использованной литературы:

  1. Антонян Ю.М.  Агрессивный подросток и как с ним взаимодействовать [Текст] / Ю.М. Антонян // Школьный психолог. - 2009. - № 2. - С. 3-32. 
  2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика. - 2011. – 145 с.
  3. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2013. - №2. – С. 45-49.
  4. Завражин С. А. к вопросу о взаимосвязи агрессивного и уверенного поведения в системе психологической интерпретации поведенческой активности личности  [Текст] / С.А. Завражин // Вестн. Мордовского гос. ун-та. - 2014. - № 2. - С. 214-217.
  5. Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения подростков [Текст] / ЕМ.Н.Заостровцева, Н.В. Перешеина // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 8. - С. 22-25.
  6. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии [Текст] / Н.Д. Левитов // Системная психология и социология. – 2014. - № 14. – С. 15-20.
  7. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция поведением [Текст] / И.А. Фурманов // Вопросы психологии. – 2014. - № 2. - С. 50-58.
  8. Хузеева Г. Р. Агрессия в структуре межличностных отношений подростков: диагностика и коррекция  [Текст] / Г.Р. Хузеева// Школьный психолог. - 2008. - № 3. - С. 47-70.
  9. Хузеева Г. Р. Границы взаимодействия детей старшего подросткового возраста со сверстниками [Текст] / Г.Р. Хузеева // Мир психологии. - 2013. - № 3. - С. 104-110.
  10. Шакурова Т.В. Профилактика агрессивного поведения детей старшего подросткового возраста [Текст] / Т.В. Шакурова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2011. - № 30. – С. 20-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение подростков.

Информационный материал для родительского собрания (анкеты прилагаются)....

Основные источники возникновения агрессивного поведения подростков

Источником возникновения агрессивной реакции у подростка является то, с чем он сталкивается каждый день. В связи с его неустоявшейся нервной системой и шаткой личностной структурой близкое столкновени...

Агрессивное поведение подростков Бушмакина Е. С.

Рассматриваются причины агрессивного поведения подростков и методы его коррекции...

Агрессивное поведение подростков

Почему я решила заняться анализом и написанием магисарской  работы по проблеме:"детская агрессивность", а точнее подростковая агрессивность, что является,наиболее актуальной и страшной в наше"не ...

«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».

Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков....

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...