Статья "Особенности агрессивного поведения подростков"
статья (10 класс)
Подростковый возраст представляет собой период завершения детства, переходный момент от детства к взрослости, и, как правило, длится с 10-11 лет до 14-15 лет. Психологические особенности подросткового возраста прежде всего связаны с физическими изменениями организма, половым созреванием. При этом возрастная психология мальчиков и девочек отличается только быстротой происходящих в организме процессов. Активный рост, созревание организма, психологические изменения оказывают огромное влияние на функциональное состояние подростка. Психика подростка с трудом справляется с этими новыми явлениями, что приводит к наступлению возрастного психологического кризиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_malina_agressiya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Малина E.O.
c оциальный педагог
ТОГБПОУ «Строительный колледж»
Особенности агрессивного поведения подростков
Подростковый возраст представляет собой период завершения детства, переходный момент от детства к взрослости, и, как правило, длится с 10-11 лет до 14-15 лет. Психологические особенности подросткового возраста прежде всего связаны с физическими изменениями организма, половым созреванием. При этом возрастная психология мальчиков и девочек отличается только быстротой происходящих в организме процессов. Активный рост, созревание организма, психологические изменения оказывают огромное влияние на функциональное состояние подростка [3]. Психика подростка с трудом справляется с этими новыми явлениями, что приводит к наступлению возрастного психологического кризиса, признаки которого следующие:
- неуверенность в себе, своей внешности;
- сильное беспокойство по поводу мнения окружающих, в основном, референтной группы сверстников;
- категоричность в суждениях, «юношеский максимализм»;
- перепады в настроении;
- желание получить максимально полную информацию по актуальной теме при интенсивной смене объектов интереса, бессистемности [1].
Именно в этот возрастной период наблюдается тенденция увеличения количества ссор, обид, агрессии как между подростками, так и между родителями и их детьми. Подросткам свойственно проявление повышенной вспыльчивости, обидчивости, прежде всего в отношении взрослых, так как они не всегда готовы признать факт взросления своего ребенка и поддержать его притязания на занятие определенного места во взрослом обществе [2]. Следовательно, для предотвращения негативных последствий подросткового кризиса и помощи подростку пережить данный возрастной этап, родителям необходимо перестроить существующие взаимоотношения от детской зависимости на взаимоуважение и равенство, так как чувство взрослости выражает новую жизненную позицию в отношении себя, другим людям, мира, определяет направленность и содержание социальной активности, систему новых переживаний и стремлений [1].
Психические нарушения включают в себя определенные этапы развития (начальные проявления, развернутая стадия, этап завершения, период остаточных симптомов), проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. В период подросткового кризиса скорость прохождения этого цикла увеличивается, вследствие чего один из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться совсем. Поэтому в большинстве случаев агрессивное поведение подростков становится очень неожиданным, беспричинным и необъяснимым для его родителей, сверстников и ближайшего окружения.
Теории возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте выделяют несколько основных тенденций: в первом случае, основную роль в возникновении агрессии исследователи отводят биологическому механизму, включающему в себя нейрофизиологические медиаторы и функциональное состояние глубинных структур головного мозга; во втором случае, исследователи подчеркивают роль патологического личностного развития (особенно в период жизненных кризисов), являющийся основным механизмом возникновения агрессивного поведения [5].
Рассматривая причины возникновения агрессивного поведения, необходимо акцентировать внимание на том факте, что подросток живет и воспитывается в семье, и именно семья в большинстве случаев выступает основным фактором социализации, и она же демонстрирует примеры проявления агрессивного поведения для многих подростков [7]. Становление и развитие агрессивного поведения представляет собой сложный и многогранный процесс, в котором принимают участие многие факторы.
Подростки учатся проявлять агрессивное поведение как через прямые подкрепления, так и через наблюдение агрессивных действий. Например, родители, в попытке пресечь отрицательные отношения между детьми, сами того не подозревая, ненамеренно поощряют то самое поведение, от которого хотят избавиться. У родителей, применяющих суровые и жестокие наказания, и не контролирующих занятия детей, подростки намного агрессивнее и непослушнее, чем у родителей, применяющих демократичный стиль общения с подростками.
При всем различии личностных характеристик и поведенческих особенностей, агрессивным подросткам свойствен определенные черты характера: бедность и примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, желания обогащать свою духовную культуру, узкий кругозор, неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. Агрессивные подростки, как правило, отличаются низким уровнем интеллектуального развития, повышенной внушаемостью, склонностью к позерству, раздражительностью, низким уровнем нравственных представлений. В эмоциональной сфере такие подростки отличаются проявлением грубости, озлобленности и против сверстников, и против взрослых. Самооценка у агрессивных подростков либо максимально завышенная, либо максимально заниженная. Высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неспособность решать возникшие проблемы конструктивными способами, преобладание защитных механизмов над механизмами, регулирующие поведение – все это отличает агрессивного подростка от своих сверстников[9]. Исключением из правил является то, что среди агрессивных подростков встречаются хорошо интеллектуально и социально развитые дети. У таких подростков агрессия является инструментом поднятия своего престижа, статуса, демонстрации своей взрослости и состоятельности. Именно данное противоречие обусловило проведение определенной классификации и условной типологии агрессивных подростков. Попытки создать точную и полную типологию агрессивных подростков неоднократно предпринимались зарубежными и отечественными исследователями. При этом исследователи расходятся во мнениях, что именно выступает основой агрессивного поведения: одни считают, что это психофизиологические различия, другие – особенности психосоциального развития подростка [10].
В подростковом возрасте у ребенка происходит переориентация ценностей, появляется стремление занять новую социальную позицию, которая соответствует потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мир взрослых и группу сверстников становится для подростка жизненно важным. На становление агрессивного поведения сильное воздействие оказывает степень семейной сплоченности, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного воспитания. Подростки, в семьях которых наблюдается систематические ссоры, разлад и непонимание, чьи родители ведут себя отчужденно и эмоционально отвергают ребенка, наиболее часто склонны к агрессивному поведению [6].
В подростковом возрасте агрессивное поведение проявляется в различных формах [4]:
- мотивационная или смысловая агрессия. Одним из основных факторов, которые определяют формирование такого поведения, выступают особенности мотивационной сферы личности. Устойчивость мотивации гарантирует стабильное отношение личности к создавшейся ситуации. В ряде случаев проявление агрессивного поведения представляет собой такую форму поведения, которая обеспечивает удовлетворение первичных потребностей личности и его выживание, при этом устойчивость мотивации зависит от субъективных и объективных факторов. Исходя из теории П.Я. Гальперина о структуре деятельности, первостепенным звеном формирования социально ориентированного поведения личности является содержание ведущих устойчивых мотивов личности, ценностных ориентаций, которые и определяют направленность поведения личности. Таким образом, наиболее распространенной формой проявления агрессии у подростков выступает мотивационная агрессия, которая формируется как осознанная произвольная деятельность с мотиво – целесообразным характером.
- Агрессия как примитивная реакция на неудовлетворяющую ситуацию. Отношение к той или иной ситуации определяется специфическими особенностями когнитивной сферы подростка. Выбор данной формы агрессивного поведения в большей степени определяется наличием у подростка опыта поведения в таких ситуациях и широтой арсенала имеющихся стратегий ее разрешения. У подростков намного меньше жизненного опыта и возможностей справиться с трудной ситуацией, чем у взрослых, что определяется высоким уровнем социальной зависимости подростков (отсутствие заработка, социального статуса) и психологическими особенностями: недостаточный уровень развития мотивационной сферы, отсутствие внутренней устойчивой системы ценностей, неумение конструктивно разрешить конфликтную ситуацию, в результате чего подросток часто реагирует примитивно, в форме агрессии. Иные стратегии поведения (изменение мотивации, переосмысление ситуации) требуют от подростка наличия определенного уровня личностной зрелости, в отличии от агрессии, которой необходимо лишь значительные энергозатраты, направленные на решение ситуации.
- Агрессия как результат неадекватной оценки ситуации подростком. Выбор определенной стратегии поведения определяется субъективной оценкой сложившейся ситуации. Недостаточный уровень развития когнитивных процессов подростков, а именно недостаточный уровень обобщения и абстрагирования, проблемы в установлении причинно – следственных связей, приводит к возникновению сложностей в принятии решений, правильном реагировании, в особенности в эмоционально значимых ситуациях. В следствии этого, ряд сложных ситуаций остаются для подростка непонятными, а поэтому и опасными, вызывают защитную реакцию [4].
- Аффективная агрессия. Эмоциям отводится отдельная роль в формировании агрессивного поведения подростков. Так как эмоции отражают важность ситуации для личности, то именно с их помощью обеспечивается сила и устойчивость мотивации. Сильные эмоции затрудняют процесс принятия решения и провоцируют проявление неконструктивных и примитивных форм поведения. В подростковом возрасте эмоциональная нестабильность зависит от ряда факторов. Одним из первостепенных факторов является эндокринная перестройка, приводящая к общей дестабилизации эмоциональной сферы. Период полового созревания отличается повышенной активность центральной нервной системы и преобладанием возбудительных процессов. На поведенческом уровне это проявляется в форме неадекватных реакций на внешние раздражители (например, различные по силе раздражители могут вызвать у подростков одинаковую по силе реакцию). Возрастным особенностям эмоционального реагирования подростков характерно беспричинная смена настроения, повышенная обидчивость, легкость возникновения эмоциональных реакций. Эмоциональная неустойчивость и повышенный уровень возбудимости подростков тесно переплетается с недостаточным уровнем развития волевой сферы и способностью к самоконтролю, что усугубляется неустойчивостью самооценки и отсутствием социального статуса. В результате возрастных особенностей, агрессивное поведение подростков проявляется как эмоциональный взрыв, причем чае всего неожиданный для окружающих людей [4].
Таким образом, подростковый период является одним из наиболее сложных периодов человеческого развития. Несмотря на его кратковременность, именно он определяет дальнейшую жизнь личности, так как на этом этапе происходит формирование характера и других личностных особенностей личности. Переход от опеки взрослого к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на иные виды социальной деятельности, бурная гормональная перестройка организма делают подростка наиболее уязвимым к негативным воздействиям окружающей среды. Агрессивное поведение подростков – это целый комплекс проблем, которые необходимо решать и предотвращать на ранних стадиях возникновения. Именно способам и методам профилактики агрессивного поведения подростков будет посвящен следующий параграф.
Список использованной литературы:
- Антонян Ю.М. Агрессивный подросток и как с ним взаимодействовать [Текст] / Ю.М. Антонян // Школьный психолог. - 2009. - № 2. - С. 3-32.
- Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика. - 2011. – 145 с.
- Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2013. - №2. – С. 45-49.
- Завражин С. А. к вопросу о взаимосвязи агрессивного и уверенного поведения в системе психологической интерпретации поведенческой активности личности [Текст] / С.А. Завражин // Вестн. Мордовского гос. ун-та. - 2014. - № 2. - С. 214-217.
- Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения подростков [Текст] / ЕМ.Н.Заостровцева, Н.В. Перешеина // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 8. - С. 22-25.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии [Текст] / Н.Д. Левитов // Системная психология и социология. – 2014. - № 14. – С. 15-20.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция поведением [Текст] / И.А. Фурманов // Вопросы психологии. – 2014. - № 2. - С. 50-58.
- Хузеева Г. Р. Агрессия в структуре межличностных отношений подростков: диагностика и коррекция [Текст] / Г.Р. Хузеева// Школьный психолог. - 2008. - № 3. - С. 47-70.
- Хузеева Г. Р. Границы взаимодействия детей старшего подросткового возраста со сверстниками [Текст] / Г.Р. Хузеева // Мир психологии. - 2013. - № 3. - С. 104-110.
- Шакурова Т.В. Профилактика агрессивного поведения детей старшего подросткового возраста [Текст] / Т.В. Шакурова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2011. - № 30. – С. 20-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение подростков.
Информационный материал для родительского собрания (анкеты прилагаются)....
Основные источники возникновения агрессивного поведения подростков
Источником возникновения агрессивной реакции у подростка является то, с чем он сталкивается каждый день. В связи с его неустоявшейся нервной системой и шаткой личностной структурой близкое столкновени...
Агрессивное поведение подростков Бушмакина Е. С.
Рассматриваются причины агрессивного поведения подростков и методы его коррекции...
Агрессивное поведение подростков
Почему я решила заняться анализом и написанием магисарской работы по проблеме:"детская агрессивность", а точнее подростковая агрессивность, что является,наиболее актуальной и страшной в наше"не ...
«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».
Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков....
Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.
Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...