Агрессивное поведение подростков
методическая разработка по психологии (6 класс) по теме

Васильева Анастасия Сергеевна

Почему я решила заняться анализом и написанием магисарской  работы по проблеме:"детская агрессивность", а точнее подростковая агрессивность, что является,наиболее актуальной и страшной в наше"не легкое время"?!

Эта проблема затронула не только родителей "таких" подростков, но и  знакомых и друзей, которые непосредственно контактируют с подростками...

Проблема настолько актуальна, что требует тщательного обследования и анализа действий по работе с агрессией подросткового периода.

 

Каковы же причины вызывающего поведения подростков?

1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

2. ^ Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

4. ^ Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Педагоги и психологи, юристы и социологи единодушно называют подростковый период самым трудным. Что его отличает?

Реакция группирования. Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Так реализуется стремление к неформальному, нерегламентированному общению, удовлетворяется чувство причастности к своей возрастной группе, решается вопрос о своем месте в ней. Сама по себе такая реакция нейтральна. Как поведет себя группа в обществе, зависит от нравственных установок ее лидера. Запрет же взрослых дружить с тем или иным товарищем ведет к протестным формам поведения. Поэтому важнее найти пути взаимодействия с группой и позитивного влияния на нее.

^ Реакция эмансипации. Подросток может, а значит, и должен проявлять самостоятельность. Если мы будем все время стараться водить его за руку, вовлекать лишь в строго регламентированные мероприятия, то встретимся с другой характерной реакцией подросткового возраста - с реакцией эмансипации. Она вытекает из стремления подростка утвердить себя как самостоятельную личность и неизбежна там, где существует мелочная опека старших, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам и желаниям подростка. Чем сильнее зажат подросток, тем острее его стремление всегда и везде поступать по-своему. Необычные прически, одежда, "своя" музыка - это вызов взрослым, протест. Когда эта реакция заходит слишком далеко, то теряется доверие ко всем взрослым и отвергается все, что предлагается ими, в том числе и полезное, необходимое для подростка.

^ Реакция увлечения. Подросткам свойственны увлечения (хобби-реакции). Подобно тому, как детям для своего развития необходимы игры, подросток для становления личности нуждается в увлечениях. Родителям эти занятия могут представляться бесполезными, и с объективной точки зрения это может соответствовать истине. Но для подростка увлечение всегда вызывает положительную эмоциональную окраску, дает чувство удовлетворения. Отношение взрослых к увлечениям тинейджеров может стать причиной обострения реакции эмансипации. Смена увлечений не должна вызывать протест у родителей - это естественное явление. Чтобы узнать свои способности, надо испытать себя в различных видах деятельности. Но когда увлечения отдается слишком много времени в ущерб учебе, отдыху, другим видам необходимой деятельности, то тревога родителей становится обоснованной.

^ Реакция протеста. У незрелых подростков встречаются поведенческие реакции, более характерные для детского возраста. Эти реакции протеста разнообразны: отказ от еды, общения, посещения школы, побеги из дома, агрессия к обидчику, порча его вещей. В таком случае важно понять причины протеста и устранить их. 

^ Реакция имитации (подражания). Для подростка объектом имитации часто становятся кумиры молодежной моды, звезды шоу-бизнеса и спорта. Подростки подражают их стилю одежды, прическам, манерам, суждениям, вкусам. Реакция имитации становится опасной, когда подражают антигерою, антисоциальной личности. Поэтому вполне оправдан запрет на литературу и фильмы, пропагандирующие жестокость, секс, порнографию.

^ Реакция сверхкомпенсации. Одной из форм психологической защиты является реакция компенсации, когда слабость и неустойчивость в одной области компенсируется успехами в другой. Это позволяет сохранить душевное, психологическое равновесие. Нередко слабый в учебе подросток компенсируется успехами в спорте, лидерством в неформальной обстановке среди своих сверстников. Сверхкомпенсация может носить карикатурный характер, и тогда правильнее говорить о ложной компенсации. 

^ 4. Слово учителя.

Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями. 

Что делать, если ребенок упрямится и не выполняет ваших просьб? Как действовать, если ребенок ушел из дома? (дискуссия).

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком и старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома?

От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: "Ты должен хорошо учиться!", "Ты должен думать о будущем!", "Ты должен уважать старших!", "Ты должен слушаться учителей и родителей!".

Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: "Ты можешь:"; "Ты имеешь право...", "Тебе интересно..." А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: "Я могу тебя наказать...", "У меня есть полное право...", "Я старше и умнее..."

Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Ребята понимают, что они "не могут ничего" для них - одни запреты, а взрослые - "могут все", у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова "должен", "обязан" вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.

Давайте потренируемся!



^ Типичная фраза

Как необходимо говорить

"Ты должен учиться!"

"Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться"

"Ты должен думать о будущем!"

"Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?"

"Ты должен уважать старших!"

"Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека"

"Ты должен слушаться учителей и родителей!"

"Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"

"Лжец", "Ты опять врешь!"

"Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", "Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"

Теперь поупражняйтесь самостоятельно. Даны типичные фразы, которые учителя и родители часто говорят подросткам и юношам. А вы предложите другие, более мягкие и позитивные формулировки, при сохранении общего смысла высказывания.

"Мы в твои годы жили гораздо хуже!"

"Ты должен ценить заботу старших".

"Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!"

"Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!"

"Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!"

"Давай дневник, проверим, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник!"

(Родители предлагают свои варианты.)

Теперь предлагаю вашему вниманию упражнение "Стоп!". Часто споры и ссоры возникают из пустяка: не вымыл посуду, порвал джинсы и т. д. Круговорот повседневных дел затягивает человека, все дневные отрицательные эмоции родители нередко выплескивают на детей. Первый шаг - научиться останавливать момент перед мысленным взором. Замолчите на мгновение, скажите "Стоп!" и задайте себе вопрос: "Зачем?". Взглянув на себя со стороны, вы поймете, что немытая посуда или порванные джинсы, гнев начальника или ссора с сослуживцем не стоят любви и доверия вашего ребенка, мира в вашей семье.

Еще один полезный прием - упражнение "Терапия общения".

Именно с детьми 10-14 лет начинаются проблемы. Послушный, дисциплинированный в начальных классах ребенок вдруг превращается в неуправляемого, бунтующего, всегда готового на резкость и грубость подростка. Как "погасить" возбужденного ребенка? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимоотношениях с ним? Предлагаем вам один из эффективных приемов. 

Известно, что кроме потребности в самоутверждении у подростков есть потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем предметом их коммуникаций зачастую выступает их собственное "Я": как я выгляжу и т. п. Происходит рождение личности подростка, возникновение его индивидуальности. Он еще и сам не знает: какой он человек? Он как бы стоит перед большим шкафом, в котором висит множество разных "психологических костюмов". Молодой человек примеряет на себя то одну "одежду", то другую и пытается почувствовать, в какой из них ему психологически комфортнее, что ему больше всего подходит. Не обвиняйте подростка в эгоизме! Помогите ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения и вы увидите, как назревающий между вами конфликт сменится сердечной дружбой и взаимопониманием. Заведите правило регулярно разговаривать с сыном или дочкой. Ваша беседа может длиться 40-50 мин. Предметом разговора выбирайте темы, интересные для подростка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности. Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не учите жизни, общайтесь на равных. Звук вашего голоса, ваше доброжелательное открытое лицо выступят эффективными психотерапевтическими средствами. Уже через месяц-полтора вы сможете заметить положительные изменения в поведении подростка: он станет спокойнее, сдержаннее, уравновешеннее. И, как вследствие этого, все реже и реже будет нарушать дисциплину, меньше грубить, начнет лучше учиться.

 Слово учителя. Психолого-педагогические советы.

Дорогие родители, при общении с подростками применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех частей.

Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.).

Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на "язык тела". Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает "потребность в эксперименте".

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.

Анкета для учащихся



  1. Представьте себе своего папу или маму в вашем возрасте (13 - 14 лет) и нарисуйте их портрет.

  2. Что не хватает вам для взаимопонимания со взрослыми?

  3. Что не хватает взрослым для взаимопонимания с детьми?

  4. Какой я буду родитель?

  5. Что я считаю самым важным в семье?

Памятка для родителей.

1. Если ребенок упрямится и не выполняет ваших просьб.



  • попытайтесь понять, принять, помочь. Это основа психолого-педагогического подхода к трудному подростку. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого; 

  • демонстрируйте ребенку свою любовь, обнимайте его и говорите ему ласковые слова. Подчеркивайте, что вы любите своего ребенка просто так, за то, что он есть на свете;

  • сохраняйте спокойствие. Не вымещайте на ребенке свое бессилие и злобу, не демонстрируйте ему модель агрессивного поведения;

  • определите круг обязанностей по дому, чаще хвалите за помощь. Напоминайте, что вам важна его помощь. Это поможет развить его волевые качества;

  • оцените возможности ребенка, может ли он соответствовать вашим требованиям. Может быть, ваши ожидания от ребенка завышены?

  • постепенно перекладывайте на ребенка ответственность за сделанные уроки и домашние поручения. Учиться должен ребенок, а не вы;

  • излишне подвижные дети увлеченно выполняют задания с "изюминкой". Больше давайте им творческих заданий, чередуя их с подвижными видами деятельности.

2. Если ссора все-таки разгорелась.



  • Не создавайте "революционную ситуацию", а если создали, разрешайте ее мирным путем.

  • Проявите гибкость, измените подход к проблеме, попробуйте посмотреть на ситуацию глазами ребенка.

  • Не надо искать виноватого. Спасительная формула для выхода из ссоры: "Мы ссоримся - значит, мы все неправы! Давай подумаем - в чем".

  • Управляйте своими эмоциями, переключите их на физические упражнения. Не теряйте чувства юмора, часто мы смотрим на все, что происходит с нами в быту, слишком серьезно. Человек, владеющий чувством юмора, умеет создать комфортное веселое настроение в самые напряженные моменты. Шутка, розыгрыш - отличные средства для того, чтобы овладеть своим раздражением.

3. Если ребенок ушел из дома



  • Не паникуйте. Вспомните, что предшествовало его уходу. Выясните, кто видел его последним. Проанализируйте поведение и высказывания ребенка накануне ухода.

  • Для исключения разного рода несчастных случаев наведите справки в "Скорой помощи" и милиции.

  • Соберите сведения об его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания. Не поленитесь по возможности их проверить. Выясните, о чем были разговоры, каковы были намерения ребенка в моменты последних встреч с друзьями.

  • При обнаружении местонахождения ребенка не спешите врываться туда и насильно его вытаскивать - результат может быть противоположен ожидаемому. Если он находится там не один, побеседуйте со всеми, попробуйте сделать их своими союзниками.

  • Вступите с ребенком в переговоры, убедите его выслушать вас и выслушайте его. При разговоре будьте внимательны, предельно откровенны и справедливы. Не прерывайте ребенка, дайте ему выговориться, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес.

  • Если вы в чем-то виноваты, признайте свои ошибки и попросите прощения.

  • Старайтесь не обсуждать сложившуюся ситуацию и ее последствия, а обсуждайте пути выхода из нее и варианты вашей дальнейшей жизни.

  • В дальнейшем не укоряйте ребенка и старайтесь не возвращаться к обсуждению случившегося. Тем более не стоит рассказывать обо всем родственникам и друзьям. Не исключено, что ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, а в их глазах он надолго останется непутевым.

  • Попытайтесь помочь ребенку в восстановлении прерванных связей - в возвращении на учебу, работу и т.д. Делитесь с ним своими планами и заботами. Это воспримется им как оказание доверия. 

^ Принципы толерантного общения

ДАЙТЕ СВОБОДУ. Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.

НИКАКИХ НОТАЦИЙ! Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный и вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС! Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.

УСТУПАЕТ ТОТ, КТО УМНЕЕ! Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем ребенку с неустойчивой психикой.

НЕ НАДО ОБИЖАТЬ! Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ! Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

Литература 



  1. Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006

  2. Вачков И. Королевство разорванных связей. М., 2001

  3. Свердлова О. Вы любите меня? // Воспитание школьников. 2008. №1.

  4. Черных О.Г., Малюгина В.А. Родительские собрания: 8 класс. М.: ВАКО, 2008.

предлагаю свои методики на определение агрессивного поведения у школьников:

1)методика-рисунок человека, направлена на выявление агрессивности у подростка

2) Тест Кактус. Прекрасная методика, очень ощутимые результаты и что самое главное, легка в обращении

3)Тест агрессивность

Тест “Рисунок человека”

Тест "Рисунок человека" разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности. 

Процедура теста : ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь". 
Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("А какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "Любого", "Рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "Ты начни, а дальше легче будет...". В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. 
В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам (gрисвойте каждому положительному ответу один балл ):
1. У человека нарисована голова.
2. У него две ноги.
3. Две руки.
4. Туловище достаточно отделено от головы.
5. Длина и ширина туловища пропорциональны.
6. Плечи хорошо прорисованы.
7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
9. Шея ясно просматривается.
10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
11. У человека нарисованы глаза.
12. У него нарисован нос.
13. Нарисован рот.
14. Нос и рот имеют нормальные размеры.
15. Видны ноздри.
16. Нарисованы волосы.
17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
18. Человек нарисован в одежде.
19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
22. На руках изображены пальцы.
23. На каждой руке пять пальцев.
24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
25. Большой палец достаточно хорошо выделен.
26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
27. Прорисован локтевой сустав.
28. Прорисован коленный сустав.
29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.
34. На ногах можно различить пятки.
35. Форма головы правильная.
36. Форма тела в целом правильная.
37. Очертания конечностей переданы точно.
38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
39. Уши хорошо различимы.
40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
41. На лице прорисованы ресницы и брови.
42. Зрачки расположены правильно.
43. Глаза пропорциональны размерам лица.
44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
45. Четко различимы лоб и подбородок.
46. Подбородок отделен от нижней губы.
Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвоив каждому положительному ответу один балл, суммируйте полученные баллы. 
Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.
  • 5 лет - 10 очков
  • 6 лет - 14 очков
  • 7 лет - 18 очков
  • 8 лет - 22 очка
  • 9 лет - 26 очков
  • 10 лет - 30 очков
  • 11 лет - 34 очка
  • 12 лет - 38 очков
  • 13 лет - 42 очка
  • 14 лет - свыше 42 очков
В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д.,но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.


Рис.13. Рисунок человека без носа и рта.

  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.
  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • Нет ступней.
  • Нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.
Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше. 

Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные (рис. 14) или очень причудливые фигуры. 


Рис.14 


Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах. 

Еще один значимый негативный фактор - это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Столкнувшись с чем-то подобным или просто непонятным, не спешите делать выводы. Некоторые странности в рисунках могут иметь простые и правдоподобные объяснения. Поэтому следующим этапом будет описание нарисованной фигуры. Попросите ребенка рассказать, кто изображен на его рисунке. Даже простое описание ребенком рисунка может дать интересную информацию, поскольку, несмотря на отсутствие внешнего сходства автора и его творения, в описании фигуры речь пойдет о самом ребенке, его чувствах, мыслях и переживаниях.

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:
  • Кто он?
  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
  • Этот человек здоров?
  • Что больше всего хочет этот человек?
Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком - попросить его сочинить историю об этом человеке.

После того как вы собрали первичную информацию с помощью этого краткого опроса и анализа поведения ребенка во время рисования, следует перейти к интерпретации рисунка. Прежде всего, нужно иметь в виду, что каждая часть изображенной фигуры имеет символическое значение, характер которого учитывается при интерпретации. Каждый орган тела приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

В очередной раз хотим предупредить о неприемлемости поспешных заключений. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому вы не должен пытаться ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.


Символические значение фигуры человека

Голова - олицетворение сферы интеллекта, место локализации "я" ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание. Если ребенок уделяет голове слабое внимание - это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб - это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке. Если у человеканепропорционально большая голова - это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. п. или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы. Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо - символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка. Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры. Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-посколь-ку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами. Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо - довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного "я". Не менее тревожный факт - изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок. За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок - отражение силы воли, властности, мужественности и т.д. Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови. Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы. Аккуратные брови, так же как и аккуратная прическа, - свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши - если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно - об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза, как известно, - зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое. Пристальный, пронизывающий взгляд - выражение агрессивности. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами - символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже - мальчики. Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности. 

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами. Закрытые глаза - попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза - отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот - многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер. Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности. Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы - общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, - признак верной половой идентификации. Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссичес-ких тенденций.

Нос - сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля. 
Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности. Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.
Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.


Рис. 17 

Руки - символ активности, коммуникативности и контактности (рис. 17). Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению - это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах - это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения. Другая важная характеристика изображения рук - это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони - признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков - признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела - открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук - крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка. Для детей старшего возраста отсутствие рук - очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук. Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам. Если ребенок рисует длинные руки - это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать. Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Туловище - символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком - это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика. Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения - внутренняя сила, сильное эго. Широкие, массивные плечислужат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах. Если сильный ребенок рисует слабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта.

Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой. Если маленький ребенок изображает пупок - это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста - это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя. В целом округлая форма туловища - уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность.

Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью. Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне. Крайне негативный признак - изображение внутренностей тела. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

Ноги - символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. Если стопы нарисованы в профиль - это признак устойчивости, уверенности в себе.


Рис.18 
Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности (рис. 18). Подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги - выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности. Маленькие, неустойчивые ступни - довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий. Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей.

Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, - а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), - это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.


Размер и расположение

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность. Фигура, смещенная на листе вправо, говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево - означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке. Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.


Перспектива

Мальчики (редко - девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение - голова в профиль, туловище анфас - усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.


Другие особенности изображения

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет. 


Рис.19 

В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности (рис. 19). Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В "мягком" варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали. Среди необязательных деталей рисунка - такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы - это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела. Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу - явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки. Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей - это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.
Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Рисунки без людей. Рисунок человека был и продолжает быть любимым предметом детского творчества. В процессе интеллектуального и личностного роста ребенка рисунок человека подвергается ряду преобразований, но данный образ должен сохраниться, по крайней мере, на протяжении периода скрытой сексуальности как центральный мотив в рисунках, которые могут включать домашних животных, дом, цветы, дерево, сияющее солнце, возможно даже облако или два. Для маленьких детей настолько нетипично исключение из рисунка фигуры человека, что, безусловно, подтверждает предположение о вероятных трудностях в межличностных отношениях. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце. Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.
Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания. Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.


Качество линий

При интерпретации рисунка оценивается и качество линий. Значение того или иного типа линий вы можете найти в части книги, посвященной особенностям детского рисунка в целом.

Кроме того, к данной методике в полной мере применимы все общие моменты, касающиеся рисуночных тестов, а также интерпретационный материал теста "Дом-Дерево-Человек" в той его части, которая относится к рисунку человека.


Заключение

Таким образом обобщая изложенное, можно сказать, что рисунок человека дает богатую информацию для размышлений. Рисунок ребенка позволяет выносить гипотетические суждения о таких свойствах и характеристиках личности, как: агрессивность и враждебное отношение к окружающим, озлобление, спутанная сексуальная роль, чувство фрустрации и импульсивности.

2)

«Кактус» 
графическая методика М.А. Панфиловой

 

Тест проводится с детьми с 4-х лет.
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

 

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию: 
1. Кактус домашний или дикий? 
2. Его можно потрогать? Он сильно колется? 
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют? 
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

 

Обработка результатов и интерпретация
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

     

    Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
    Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим
    Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа
    Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа
    Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм
    Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
    Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
    Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии
    Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
    Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов
    Интровертированность - изображен только один кактус
    Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса
    Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус

     

    3)

    ТЕСТ АГРЕССИВНОСТИ (ОПРОСНИК Л. Г. ПОЧЕБУТ)

    Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

     

    НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

    Диагностика агрессивного поведения

    Описание теста

    В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране. Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

    Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.

    Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека. 

    Инструкция к тесту

    Инструкция. «Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ( «да» или «нет» ) оценить 40 приведенных ниже утверждений».

  •  

    ТЕСТ

    1. Во время спора я часто повышаю голос.
    2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.
    3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
    4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
    5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.
    6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
    7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.
    8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.
    9. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
    10. В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.
    11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
    12. Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.
    13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
    14. В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.
    15. Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.
    16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
    17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
    18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.
    19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.
    20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
    21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
    22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
    23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.
    24. Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.
    25. Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.
    26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.
    27. В детстве я избегал драться.
    28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
    29. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.
    30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
    31. Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.
    32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
    33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
    34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
    35. Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.
    36. Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.
    37. Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими. 
    38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
    39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
    40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

     

     

     

    ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

    Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

    Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

    Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

    Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

    Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

    Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

    Ключ для обработки теста:

    Тип агрессии          номер утверждения
    ВА                          Да: 1,2,9,10,25,26,33       Нет: 17
    ФА                         Да: 3,4,11,18,19,28,34      Нет: 27
    ПА                         Да: 5,12,13,21,29,35,36     Нет: 20
    ЭА                         Да: 6,14,15,22,30,37,38     Нет: 23
    СА                         Да: 7,8,16,24,32,39,40       Нет: 31

    Математическая обработка. Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал.

    Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

    Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам. 

    Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности. 

    Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности. 

    Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения. 

    В результате проведенных исследований валидность теста проверена на 483 испытуемых. Внутришкальные коэффициенты корреляции превышают 0,35 и значимы на 5%-ном уровне.

     

     

     

    ИСТОЧНИКИ

    Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003, с. 383 – 385.
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение подростков.

Информационный материал для родительского собрания (анкеты прилагаются)....

Основные источники возникновения агрессивного поведения подростков

Источником возникновения агрессивной реакции у подростка является то, с чем он сталкивается каждый день. В связи с его неустоявшейся нервной системой и шаткой личностной структурой близкое столкновени...

Агрессивное поведение подростков Бушмакина Е. С.

Рассматриваются причины агрессивного поведения подростков и методы его коррекции...

«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».

Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков....

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Семинар-тренинг с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокос...