Интерактивная лекция «Как жить в мире VUCA?»
методическая разработка (10 класс)

Методическая разработка интерактивной лекции «Как жить в мире VUCA?». Цель: Изучить пути эффективного функционирования в мире VUCA.

О каком мире мечтает каждый человек? Конечно же, о мире, где есть стабильность, определенность, простота и однозначность. Однако современная реальность такова, что приходится жить в ином мире: нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном. Для такого мира придумали специальный термин – мир VUCA.

Мир VUCA – это мир, в котором задачи прогнозирования трудно реализуемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_-_mir_vuca.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

FEO

Разработка интерактивной лекции «Как жить в мире VUCA?»

Класс: 10;

Цель: Изучить пути эффективного функционирования в мире VUCA;

Задачи:

- Определить, что такое VUCA;

- Познакомиться с аббревиатурой VUCA;

- Рассмотреть используя методы социологии составные части VUCA: нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность;

- Изучить историю становления VUCA;

- Изучить положение VUCA на сегодняшний день;

- Определить требования VUCA к современному человеку;

-  Изучить пути эффективной деятельности в мире VUCA;

УУД:

Личностные: Определять жизненную позицию в изменяющемся мире; Находить новые пути решения возникающих проблем; Развивать ценностные качества личности в состоянии неопределенности;

Регулятивные: Умение ставить перед собой цели на основе разнообразных фактов; Планирование своей деятельности; Анализ своего поведения в обществе и определение своей социальной роли;  

Познавательные: развитие навыков мышления и анализа на основе данных из разных источников;         Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

План-схема

1.Что такое VUCA?

1.1. V – Нестабильность жизни;

1.2. U - Неопределенность в обществе;

1.3. C - Сложности жизни;

1.4. A - Неоднозначность выбора;

2.  VUCA в прошлом и сейчас;

3.  Кто нужен миру VUCA сейчас?

4. Пути эффективной деятельности в мире VUCA;

5. Проблемные вопросы для самоконтроля;

6. Дополнительная литература;

Развернутый план-схема

  1. Что такое VUCA?

О каком мире мечтает каждый человек? Конечно же, о мире, где есть стабильность, определенность, простота и однозначность. Однако современная реальность такова, что приходится жить в ином мире: нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном. Для такого мира придумали специальный термин – мир VUCA.

Мир VUCA – это мир, в котором задачи прогнозирования трудно реализуемы.

Ссылка: http://becmology.blogspot.ru/2016/03/vuca.html

По сути - это крик: «Мир сошел с ума!». Однако, дело в том, что за ним стоят четыре разных проблемы, требующие разных действий:

Volatility – нестабильность;

Uncertainty – неопределенность;

Complexity – сложность;

Ambiguity – неоднозначность;

Статистические данные «Тогда-Сейчас»:

— 90% информации в мире появились за последние 2 года;

— ожидается, что средняя продолжительность жизни детей, родившихся в 2007 году в США, Италии, Франции и Канаде, будет 104 года;

— стоимость хранения 1 Гб информации с 1980 года снизилась в 1 миллиард раз;

— стоимость секвенирования генома 1 человека снизилась в 100 тысяч раз;

— 75% населения планеты имеет доступ к мобильной связи, но не все из них имеют доступ к чистой воде;

 Зачастую возникает соблазн использовать это слово, чтобы заранее отказаться от попыток рационально подойти к решению: мол, если в мире, где правит хаос, ничего ни понять, ни предсказать нельзя, зачем тратить силы на разработку стратегии и планирование? Однако это не так. На самом деле в нашем нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном мире много можно просчитать и предусмотреть. Надо только разобрать VUCA на четыре части.

Ссылка: http://hbr-russia.ru/management/operatsionnoe-upravlenie/a13351/

  1. V – Нестабильность жизни

Нестабильность — состояние системы, характеризующееся неоднородностью и разновремённостью каждого из протекающих процессов и всех изменений в целом.

Развитие современного российского общества проходит неизбежный кризисный этап. Он характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений. Это создает колоссальные трудности для государственно-управленческой практики, сказывается на качестве жизни и социальном состоянии всех слоев населения, требует глубокого и точного теоретического осознания сложившейся ситуации с целью разработки эффективных тактических и стратегических решений.

На эту особенность состояния стабильности и, соответственно, нестабильности обращает внимание Н. А. Косолапов, который определяет ее следующим образом:

- это не статускво, а динамика всех и всяческих жизненных процессов, остановить которую не дано никому, причем динамика, не искажаемая экстремальностью внешних или внутренних условий жизни, особенно экстремальностью, искусственно создаваемой или вызываемой;

- предсказуемость наиболее существенных, принципиальных параметров и состояний системы, направлений и тенденций ее эволюции и развития;

- возможность рационально и эффективно реагировать как политически, так и практически на все перемены, которые рождает жизнь, и делать это своевременно...

В психологическом смысле стабильность - это когда человек способен распоряжаться временем, а не время - человеком».

Соответственно, нестабильность, которую, по мнению Н. А. Косолапова, также необходимо рассматривать как «универсальную форму проявления развития», но развития плохо контролируемого, чреватого конфликтами и опасностями.

Ссылка: http://socialworkstud.ru/lekczii-po-issledovanie-soczialno-ekonomicheskix-i-politicheskix-proczessov/283-socialnaya-nestabilnost-eyo-faktory-i-stadii-razvitiya.html

  1. U - Неопределенность в обществе

Неопределённость — отсутствие или недостаток определения или информации о чём-либо

Благодаря своей работе «Черный лебедь» за последние несколько лет Нассиму Николасу Талебу удалось вложить в массовое сознание следующую мысль: нельзя воспринимать всерьез статистические данные и основанные на них прогнозы, потому что выборка любой степени репрезентативности усредняет экстремальные точки — а именно они оказываются ключевыми при формировании реальности.

В «Черном лебеде» эта позиция иллюстрировалась следующей метафорой: индюк на птицефабрике, прогнозируя свое будущее, исходит из предыдущего жизненного опыта — на протяжении многих месяцев его каждый день по расписанию кормят и каждый вечер в строго определенный момент выключают свет перед сном. Однако неизбежно наступает день (о котором индюк в силу понятных причин знать не может), когда добрые кормильцы отрубят ему голову и выпотрошат. Это и есть событие: неожиданное и непредсказуемое основываясь на прошлом опыте, которое Нассим Талеб обозначает как «Черный Лебедь».

В недавно вышедшей книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» Талеб заявляет, что избежать непредвиденных случайностей, стрессов и кризисов нельзя, поэтому из них нужно научиться извлекать выгоду.

Талеб пишет: «Первый шаг к антихрупкости заключается в уменьшении потерь, а не в увеличении приобретений; проще говоря, вы становитесь менее уязвимыми в отношении негативных «Черных лебедей» и позволяете работать естественной антихрупкости».  Б. Браун предлагает для желающих применить теорию лидерства сложности к своей деятельности, конкретные практические рекомендации. Их можно обозначить как базовые принципы.

Что делать с неопределенность?

«1. Непрерывно наблюдайте за системой и уделяйте внимание паттернам, возникающим моделям поведения, множественным причинно-следственным петлям и влиянию слабых отклонений.

2. Позвольте возникать новому поведению отдельных людей или систем, вместо того, чтобы пытаться его контролировать.

3. Задавайте лишь широкие рамки целевых значений, создавая условия, которые система сама наполнит наиболее своевременными и подходящими деталями.

4. Танцуйте с системой, подстраиваясь в процессе. Фокусируйте внимание на создании условий для эмерджентности, вместо того, чтобы пытаться проложить прямой путь и следовать ему.

5. Откажитесь от ощущения, что вам необходимо поддерживать систему в постоянной гармонии. Наоборот, позволяйте произойти, и даже способствуйте, дисбалансу. Новые структуры и инновационные идеи часто вырастают из дестабилизированных участков.

6. Взращивайте экспериментаторство, новации, создание прототипов. Это поддерживает возникновение небольших успехов, которые в сумме могут произвести позитивное отклонение в масштабах целой системы.

Ссылка: https://coachinstitute.ru/upload/iblock/d96/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%8E%D0%BA_%D0%B4%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BC_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0.pdf

  1.  C - Сложности жизни

Эйнштейн говорил: «Все должно совершаться так просто, как только возможно, но не проще. Сделанное слишком просто, становится упрощенным».

Стремление сделать анализ или подход упрощенным присуще очень многим людям и представляет собой, скорее всего усталость от чрезмерного потребления информации, чтения аналитических отчетов, прогнозов, сайтов с выложенными картинками на тему «мое видение рынка».

Маятник откатывается в обратную сторону и человек говорит – «все, я ничего не буду использовать кроме испытанных временем и хорошо зарекомендовавших себя инструментов». Естественно, такой подход не может быть успешным. Некоторое понимание рынка или хотя бы фильтрация своих действий необходима, иначе результаты будут случайными.

Ссылка: http://becmology.blogspot.ru/2016/03/vuca.html

Ссылка на видеозапись: https://www.youtube.com/watch?v=yLduedO3HTg

Работа учащихся с видеозапись.

  1. A - Неоднозначность выбора

Неоднозначность — ситуация, в которой понятию (информации, слову, изображению, данным и так далее) можно дать более одного толкования.

Если человек принимает идею неоднозначности, то он обращает особое внимание на сценарии, которые не вписываются в его анализ.

Любая информация может быть обманом (провокацией), всегда нужно держать руку на пульсе и признавать за собой право на ошибку, на искажение действительности.

В Мире VUCA усилие по «выталкиванию» себя из зоны комфорта должно стать привычкой. Всегда нужно помнить, что лучшие сделки находятся там, где вам наименее комфортно.

Ощущение «безопасности», исходящее от сделки, всегда является тревожным индикатором. Ощущение прямого беспокойства, наоборот, гораздо чаще свидетельствует о возможном успехе.

Совет: Разработайте свои собственные «внутренние индикаторы», в конце концов, жизнь – это внутренняя игра, и победить нам нужно самих себя.

Ссылка на обобщающую схему: http://hbr-russia.ru/management/operatsionnoe-upravlenie/a13351/

  1. VUCA в прошлом и сейчас

Понятие VUCA разработал полковник Стефан Гаррос, армия США. Перед ним стояла задача — ответить на вопрос: как необходимо действовать, когда боевая обстановка постоянно меняется. Он предложил концепцию VUCA, которая отлично описывала происходящее.

Уже давно заметили, что военное искусство очень полезно и в бизнесе (Сунь Цзы, искусство войны).

Изменчивость в отношении военных действий – это скорость перемещения армий, зафиксировать картину военных действий в условиях быстрых перемещений, наличий реактивных истребителей и атомных подлодок стало довольно сложно.

- Неопределенность – это недостаток предсказуемости, место для вмешательства сторонних сил, которые могут поменять ход событий.

 - Сложность вытекает из большого количества боевых единиц, необходимости ими управлять, делать это быстро и эффективно.

 - Двусмысленность – это постоянный риск получить дезинформацию, исказить картину происходящего и принять неверное решение.

 Принцип «VUCA» сейчас приобретает все большую популярность в бизнесе, особенно в сфере технологий и на потребительских рынках. Мир стал глобальным, все меняется очень быстро. Всего несколько лет назад никто не думал, что проекты типа Facebook могут стать гигантами с огромной капитализацией. Но еще быстрее все меняется сейчас на финансовых рынках.

  1. Кто нужен миру VUCA сейчас?

Сейчас концепция VUCA приобретает все большую популярность в бизнесе, особенно в сфере технологий и на потребительских рынках. Мир стал глобальным, все меняется очень быстро. Всего несколько лет назад никто не думал, что проекты типа Facebook могут стать гигантами с огромной капитализацией. Но еще быстрее все меняется сейчас на финансовых рынках.

Новые времена требуют новых людей. Ученые утверждают, что лучше к новым реалиям приспособятся счастливые обладатели такой психологической черты, как толерантность (от лат. tolerantia – терпение) к неопределенности – ситуациям, когда нет достаточного количества данных; в которых невозможно предсказать, как будут развиваться события; где присутствует высокая степень риска при планировании и принятии решений.

Согласно многочисленным исследованиям, люди, хорошо переносящие ситуации неопределенности, обладают гибким умом и высоким уровнем интеллекта. Они относятся к непонятной ситуации не со страхом, а с интересом, поскольку неизвестность стимулирует их умственную деятельность и воображение, является прекрасной возможностью создать что-то новое. Любители неизвестного, как правило, креативны, умеют полагаться на интуицию, а не только на логику, и при возникновении проблемы могут находить множество или хотя бы несколько способов ее решения. Еще эти люди обладают завидным психологическим здоровьем – у них низкий уровень тревожности, адекватная самооценка (не заниженная и не завышенная), они знают свои сильные стороны и принимают собственные недостатки. Им также присущ высокий уровень так называемой межличностной чувствительности – они умеют услышать и понять другого, найти общий язык с самыми разными людьми.

В целом это психологически зрелые люди или, как часто говорят психологи, взрослые личности. Интересно также, что люди с высокой толерантностью к неопределенности тяготеют к организациям с демократическими принципами управления, в то время как их нетолерантные (или интолерантные) собратья больше предпочитают авторитаризм и сильную руку. В сравнительных исследованиях представителей западных демократий и населения постсоветских стран, в частности, России, было обнаружено, что люди, живущие долгие годы в условиях демократии, показывают гораздо более высокий уровень толерантности к неопределенности. Именно поэтому людей, хорошо переносящих неопределенность, относят к так называемому демократическому типу личности (в отличие от авторитарного типа).

В новом мире изменятся идеология коммуникаций: теперь коммуникатор – не просто рупор компании и организатор взаимодействия с заинтересованными сторонами (включая СМИ), не барьер между окружающей бизнес внутренней и внешней средой, а человек (или структура), который улавливает из внешнего и внутреннего мира сигналы и инициирует, поддерживает изменения в бизнес-процессах.

Ссылка: http://becmology.blogspot.ru/2016/03/vuca.html

4. Пути эффективной деятельности в мире VUCA;

На вызов VUCA, – есть и ответ VUCA:

Vision (видение):

- Коммуникация – необходимо постоянно изменять смысл цели, чтобы понять смысл своей деятельности

- Вера – в себя и других, которая поддерживается фактами и доказательствами.

- Фокус – обеспечивать ситуацию, при которой все усилия будут структурированы и сосредоточенны на целях;

Understanding (понимание):

- Любопытство – задавать вопросы, чтобы быть в курсе изменений.

- Эмпатия – пониманать, что происходит с людьми, какие у них надежды, ожидания, страхи и желания.

- Открытый ум – постоянное исследование новых идей, возможностей, постоянное отражение и поиск конструктивной критики.

Clarity (ясность):

- Упрощение – отбрасываение всего лишнего, чтобы воззреть в саму суть.

- Интуиция – использовать дар знаний без рассуждений, доверие своей интуиции и опыту.

- Системное мышление – рассмотрение проблем с глобальной точки зрения (динамическая система, система взаимодействий и взаимозависимых частей).

Agility (прыть):

- Решительность – быстрая адаптация к изменению последствий и принятие решений с уверенностью.

- «Инновации или смерть» – учитесь на ошибках и постоянно ищите новые пути, которые помогут стать лучше в том, что вы делаете.

- Берите ответственность – дайте себе возможность свободно творить, чтобы достигать отменных результатов.

 

  1. Проблемные задания для самоконтроля

Общие вопросы по изучаемой теме и понятиям использующимся в тексте;

Решение проблемных ситуаций;

Заполнение схемы «Как жить в мире VUCA?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогрессии. Интерактивная лекция.

Так прогрессии изучать - удобно и доступно.Даказательства проводить на доске....

Программа интерактивной акции "Миссия - жить!"

Программа с методическими материалами проведения интерактивной акции по профилактике употребления ПАВ, проводимой волонтерами образовательного учреждения.Материал может быть адаптирован под каждую заи...

Использование интерактивной лекции на занятиях в колледже. Теоретический аспект

В предлагаемой презентации рассмотрены теоретические основы проведения интерактивных лекций в системе СПО. Ключевая цель данной презентации - показать, что интерактивная лекция - наиболее приемлемый с...

Стратегия интерактивной лекции на материале УМК Spotlight «Башни мира», конспект урока в 6 классе

Данный урок был разработан мной в 2015 году при подготовке к неделе педагогического мастерства. Материал включает в себя презентацию к уроку, конспект урока, органайзеры для обучающихся, текст лекции ...

Стратегия интерактивной лекции на материале УМК Spotlight «Башни мира», конспект урока в 6 классе

Данный урок был разработан мной в 2015 году при подготовке к неделе педагогического мастерства. Материал включает в себя презентацию к уроку, конспект урока, органайзеры для обучающихся, текст лекции ...

Интерактивная лекция-концерт "Музыкальный Романтизм"

Открытое мероприятие, интерактивная Лекция-концерт на тему "Музыкальный Романтизм" проодится для учащихся 6-7 классов.. В лекции-концерте принимают участие учащиеся ОДОД гимназии №271 Художественного ...

Технологическая карта урока по теме "Jack and the beanstalk" с использованием элементов технологии интерактивная лекция

Ф. И. О.  учителяШвыркова Наталия ВалерьевнаТема/классТехнология обучения“Jack and the beanstalk”Интерактивная лекцияСодержание (лингвистический компонент, виды РД)Аудирование (...