Школьное ученическое самоуправление как способ формирования духовно-нравственного развития школьников
статья
В статье рассматриваются основные направления деятельности школьного ученического самоуправления. Проводится анализ нормативно-правовых актов, подтверждающих значимость этого явления в образовательной организации. Приводятся конкретные направления и действия по реализации самоуправления в школе. Поднимаются проблемы, которые необходимо решать, работая с самоуправлением. Описывается влияние школьного ученического самоуправления на духовно-нравственное развитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_samoupravleniyu.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьное ученическое самоуправление как способ формирования духовно-нравственного развития школьников
Аннотация к статье. В статье рассматриваются основные направления деятельности школьного ученического самоуправления. Проводится анализ нормативно-правовых актов, подтверждающих значимость этого явления в образовательной организации. Приводятся конкретные направления и действия по реализации самоуправления в школе. Поднимаются проблемы, которые необходимо решать, работая с самоуправлением. Описывается влияние школьного ученического самоуправления на духовно-нравственное развитие личности.
Ключевые слова: школьное ученическое самоуправление, духовно-нравственное развитие, личность, общественные движения, социализация.
Современная система образования направлена на то, чтобы сформировать интеллектуально-развитую личность с целостным представлением о мире, способную к самостоятельной познавательной деятельности на протяжении всей жизни. Однако в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребенка, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. В результате у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, происходит обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг и ответственность.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития духовно-нравственное воспитание становится значимым для обучающихся тогда, когда наступает необходимость принимать важные жизненные решения.
Судьба молодого поколения связана с судьбой страны. Поэтому важно научить школьников оставаться неравнодушным к социальным, экологическим, культурным и иным проблемам государства. Этому способствуют детско-юношеские организации, молодежные движения.
В структуру Федерального государственного образовательного стандарта вошла программа воспитания и социализации обучающихся. Одним из направлений программы является приобщение к общественной деятельности и участие в ученическом самоуправлении.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся при реализации школьного самоуправления и детских движений является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В нашей школе реализуется программа ученическое самоуправление. Работа ведется по различным направлениям: волонтерское, экологическое, культурно-массовое, патриотическое и так далее. Школьное самоуправление сотрудничает со многими республиканскими и российскими движениями такими как: «Волонтеры победы», «Будет чисто», «ЮНАРМИЯ», «РДШ» и другими общественными движениями. Это дает возможность учащимся реализовать себя в разных областях. Образовательные смены, которые проводятся данными организациями, дают возможность раскрыть потенциал на республиканском и на всероссийском уровнях. Это способствует не только гражданскому воспитанию, но и социализации, раскрепощению обучающегося.
Но суть школьного самоуправления заключается не только в этом. Основной задачей этого коллектива детей является постановка, анализ и решение социальных проблем. Ведь выйдя за пределы школы, им пригодятся эти навыки для выстраивания успешной, счастливой жизни. Каждый из участников должен понимать, что именно он в состоянии решить ту или иную проблему взаимодействуя с администрацией, педагогами и родителями.
В условиях разнообразия воспитательной работы необходимым шагом является подготовка грамотных педагогов, которые смогут эффективно и качественно направлять деятельность школьного самоуправления. Необходимы педагоги, обученные по данному направлению. На наш взгляд быть осведомленными в этом вопросе должны и классные руководители, потому что именно они, в первую очередь, отвечают за духовно-нравственное воспитание школьников. Важно, чтобы ученическое самоуправление не замыкалось в себе, а сотрудничало с другими органами самоуправления, например родительским и педагогическим, тогда их деятельность станет еще более интересной и эффективной.
В нашей школе проводятся семейные спортивные соревнования, творческие конкурсы, организаторами которых являются родительский комитет и школьное ученическое самоуправление.
Школьное самоуправление – это командная работа. Важным умением является слушать и уважать чужое мнение. Здесь можно проявить и лидерские качества, сформировать положительную «Я-позицию», взяв на себя ответственность в каком-либо деле и получить одобрение окружающих.
Одной из форм командной работы является организация квест-игры для учащихся школы. Ребята все вместе продумывают тематику, ход игры, разрабатывают маршрутные листы, вместе составляют сценарий каждого этапа. Но в итоге за успешность прохождения, интересное содержание того или иного этапа отвечает конкретный ученик, закрепленный за определенной станцией.
В процессе реализации конкретного дела, обучающийся чувствует ответственность за свои действия. Это помогает осознать себя и внести коррективы в план самовоспитания и саморазвития. Важно понимать, что у каждого есть возможность оказаться в ситуации успеха.
Таким образом, школьное ученическое направление является одним из самых перспективных направлений воспитательной работы, которое регулируется государством. Участие в школьном самоуправлении дает обучающемуся возможность проявить организаторские способности и заявить о себе на различных уровнях. Органы ученического самоуправления должны быть наделены реальными полномочиями в состав которых должны быть включены вопросы, касающиеся процесса обучения и воспитания – именно это и является основной целью реализации школьного самоуправления.
Список литературы
- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. – URL: https://минобрнауки.рф С.- 5-7, 10 (дата обращения: 14.10.2019).
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М.: Просвещение, 2009 г., 23с.
- Прутченков А.С., Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения
Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...
Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...
Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена
Представлен опыи работы по теме:Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена...
Литературное краеведение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как способ формирования духовно-нравственной культуры личности
Межрегиональная научно-практическая конференция по вопросам духовно-нравственного развития обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016 году «Духовно-нравственное развитие: проблемы ...
Изучение литературы казачества как способ формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся кадетского корпуса
Статья об опыте введения казачьего компонента в рамках изучения литературы в кадетском корпусе...
Доклад на тему: «Школьное ученическое самоуправление как способ формирования духовно-нравственного развития обучающихся».
Районный семинар для классных руководителей по теме: «Воспитание нравственности через детские объединения (ученическое самоуправление, волонтерские отряды...