Программа развития инклюзивного образования в техникуме
материал
Цель Программы:
Интеграция в социум инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья через профессиональное образование и социально-трудовую реабилитацию путём реализации инклюзивного обучения, которое предусматривает обеспечение равных прав всеми участниками образовательного процесса и создания условий для реализации особых образовательных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа развития инклюзивного образования в техникуме | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НАРО-ФОМИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Программа
развития инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
в ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум»
Наро-Фоминск, 2018
Содержание
- Актуальность программы .………………………………………….3
- Цель и задачи программы ….……………………………………….4
- Нормативно-правовые аспекты инклюзивного обучения………...5
- Теоретическое обоснование………………………………………...6
- Условия реализации программы……………………………………8
- План реализации программы (дорожная карта)...…………………11
Название Программы: «Развитие инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум».
Составители: Борисова Т.В. заместитель директора по УВР, Ермакова Л.А. педагог-психолог.
Актуальность:
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы профессионального образования, способствующей развитию детей с ОВЗ и инвалидов, их адаптации в жизни общества.
Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условии образовательного учреждения.
Поэтому, одним из актуальных вопросов в ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум» является обеспечение равных возможностей получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Студенты с ОВЗ и инвалиды должны постигать мир, посещать культурные и спортивные мероприятия.
В рамках программы по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, их особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов предусматривает создание для них психологически комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с другими обучающимися возможности для получения образования, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Таким образом, актуальность программы определяется ее общественной значимостью на современном этапе развития образовательного учреждения.
В техникуме обучаются дети с особыми потребностями здоровья по профессиям «Рабочий зеленого хозяйства», «Штукатур», «Мастер по обработке цифровой информации», «Оператор станков с ЧПУ», «Повар, кондитер», «Сварщик», по специальности «Гостиничный сервис», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».
В процессе работы был выявлен ряд конкретных проблем: слабая учебная мотивация, трудности в усвоении учебного материала, нарушение эмоционально-волевой сферы, слабая социализация в образовательном пространстве техникума, затрудненная социальная адаптация в коллективе группы, трудность в общении со сверстниками.
Предполагаемым результатом выполнения программы станет модель (система) организации образовательного процесса, позволяющая обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам освоить образовательную программу с последующей интеграцией в общество и стать ее полноправным членом.
Цель Программы:
Интеграция в социум инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья через профессиональное образование и социально-трудовую реабилитацию путём реализации инклюзивного обучения, которое предусматривает обеспечение равных прав всеми участниками образовательного процесса и создания условий для реализации особых образовательных потребностей.
Задачи:
1. Создание нормативно-правовой базы в образовательном учреждении для реализации инклюзивного образования.
2. Выявление особых образовательных потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных особенностями их физического и (или) психического развития и определение перечня образовательных программ.
3. Создание безбарьерной среды на всех объектах и территории техникума для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, поиска современных информационно-технических решений для инклюзивного образования.
4. Обеспечение вариативных условий для качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья непосредственно в техникуме, с развитием моделей интегрированного, инклюзивного, дистанционного обучения.
5. Обеспечение оптимального, профессионального и личностного развития обучающегося, выработка эффективных жизненных стратегий.
6. Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках инклюзивного образования.
7. Обеспечение психолого-педагогического и социального сопровождения развития детей в условиях инклюзивного образования.
8. Разработка модели взаимодействия участников образовательного процесса.
Нормативно-правовые аспекты инклюзивного обучения:
Программа разработана с учетом механизмов реализации основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271; Указом Президента РФ №599 от 07.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а также использована нормативная-правовая база:
- Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года;
- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309;
- План мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы, утв. Распоряжением Правительства РФ от 16 июля 2016 года №1507-р;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон РФ от 24.11.1995 г.№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования РФ от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 г. № 379-н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы ребёнка инвалида»;
- Приказ МинТруда РФ от 04.08.2014 г. №515 «Перечень видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учётом их нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
- Государственный стандарт Российской Федерации «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов»;
- Национальный стандарт Российской Федерации «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению»;
- Свод правил «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»;
- Свод правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения»;
- Свод правил «Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования».
Теоретическое обоснование
Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Для XXI столетия характерно понимание, что только самореализация личности является основной целью любого социального развития. Эти изменения в общественном сознании вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой.
К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование».
Инклюзивное образование (фр. Inclusif — включающий в себя, лат. Include — заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех обучающихся, что обеспечивает доступ к образованию для людей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на обучающихся и признающую, что все студенты — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Субъектами инклюзивного образования являются дети- инвалиды и дети с ОВЗ.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ-273, ст. 2).
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ-181, ст. 1).
Образовательное законодательство не устанавливает порядок и необходимость установления статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» для лиц, имеющих статус «инвалид» («ребёнок-инвалид»). Соответственно, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья - это нетождественные категории.
Инклюзивное образование способствует обучению не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Совместное обучение помогает детям взаимодействовать, стирает грани между инвалидами и здоровыми людьми, формирует личность и оказывает на нее положительное влияние, формирует такие качества как гуманность, толерантность, готовность к помощи.
Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования или профессиональная реабилитация. В этой связи учреждения профессионального образования призваны выполнять важную роль в становлении новой государственной системы социальной защиты инвалидов.
Профессиональная реабилитация инвалидов предполагает:
- профориентация (профинформирование, профконсультирование);
- психологическая поддержка профессионального самоопределения;
- получение профессионального образования по профессиям, специальностям СПО, программам профессиональной подготовки, содействие трудоустройству;
- профессионально-производственная адаптация.
Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.
Конечной целью инклюзивного образования является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями
Финансирование Программы.
Финансирование Программы обеспечивается за средств регионального бюджета МО, внебюджетных средств ОО и привлеченных средств работодателей.
Участники Программы.
Обучающиеся, их родители (законные представители), администрация техникума, педагоги, педагог - психолог, социальный педагог, специалисты учреждений - социальные партнеры.
Сроки реализации Программы: 2018-2020 г.
Ожидаемые результаты.
Качественное освоение учебной программы, овладение профессией, специальностью, содействие в дальнейшем трудоустройстве.
Успешная социализация и интеграция в общество обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Условия реализации Программы.
1 этап. Организационно-подготовительный.
Содержание деятельности.
- Создание рабочей группы по подготовке программы.
Цель: управление и координация созданием и продвижением программы.
- Формирование нормативно- правовой базы программы.
Цель: обеспечение программы правовой документацией.
- Разработка плана работы по организации мероприятий программы.
Цель: определение направлений работы среди участников рабочей группы для качественного выполнения программы.
- Создание доступной среды.
Цель: создание условий для удобного и комфортного пребывания в учебном заведении.
- Мониторинг контингента инвалидов и лиц с ОВЗ Наро-Фоминского городского округа.
Цель: формирование базы абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.
- Мониторинг потребности рынка труда Наро-Фоминского г.о.
Цель: изучение возможности трудоустройства выпускников инвалидов и лиц с ОВЗ.
- Информирование населения о возможности получения инклюзивного образования.
Цель: доведение до сведения жителей Наро-Фоминского г.о. информации о возможности получения инклюзивного образования в ГБПОУ МО «Наро-Фоминский техникум».
- Профориентация.
Цель: оказание помощи абитуриентам инвалидам и лицам с ОВЗ в профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.
Профориентация может проводиться индивидуально, с инклюзивным классом, с группой по критерию интересов и склонностей.
- Кадровое обеспечение.
Цель: Повысить уровень профессиональных компетенций педагогического коллектива для качественной работы в условиях реализации программ инклюзивного образования.
- Методическое обеспечение.
Цель: разработка УМК для обучающихся с учетом их нозологических особенностей.
- Материально-техническое обеспечение.
Цель: создание специальных условий для обучения с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся.
- Финансово- экономическое обеспечение.
Цель: обеспечение финансирования программы.
- этап. Основной.
Содержание деятельности.
- Организация учебно-воспитательного процесса.
Цели:
- обеспечение психолого–педагогических и социальных условий доступности качественного профессионального образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК;
- создание комфортной образовательной среды, способствующей успешной адаптации, наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала обучающихся с ОВЗ и инвалидов и дальнейшей социализации в обществе;
- удовлетворение специфических образовательных возможностей и потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
- этап. Заключительный.
- Проведение мониторинга качества обучения выпускников и удовлетворённости уровнем подготовки среди работодателей, родителей, обучающихся и др. участников образовательного процесса.
- Обобщение и анализ итогов программы.
- Выводы, внесение изменений и дополнений в программу по результатам анализа с целью дальнейшего продвижения и реализации инклюзивного образования в техникуме.
Приложение
Дорожная карта по развитию инклюзивного образования
в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении
Московской области «Наро-Фоминский техникум»
на 2018-2020 г.г.
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок реализации | Ожидаемые результаты | Ответственные исполнители, соисполнители |
Раздел 1. Совершенствование организационно-нормативной и правовой базы | ||||
1.1 | Разработка Программы, плана мероприятий («дорожной карты») по развитию инклюзивного образования в 2018-2020 г.г. | 2018 г. | Программа, план мероприятий («дорожная карта») | Администрация |
1.2 | Регулирование локальными нормативными актами деятельности по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами | 2018 г. | Локальные нормативные акты | Администрация, юрист |
1.3 | Актуализация паспортов доступности в соответствии с требованиями Приказа Минобразования науки РФ | 2019 г. | Оценка соответствия уровня обеспечения доступности | Зам. директора по УВР, зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
1.4 | Обеспечение информационной открытости ОУ | 2018-2020 г. | Систематическое обновление и наполнение раздела сайта «Доступная среда» | Зам. директора по УМР |
1.5 | Формирование базы данных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления в техникум, обучения, трудоустройства | 2018-2020 г. | Свод сведений (приемной комиссии, учебной части, социального педагога) об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их систематический учет | Зам. директора по УВР, зам. директора по УМР, социальный педагог |
1.6 | Разработка профессиональной навигации для абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | 2018 г. | Методические рекомендации по организации профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Определены основные направления, ключевые мероприятия, сроки их реализации и ответственные | Зам. директора по УПР |
1.7 | Проведение информационной кампании среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей о наиболее перспективных и востребованных профессиях/специальностях на рынке труда. | 2018-2020 г. | План профориентационной работы по информированию абитуриентов Наро-Фоминского г.о. Проведение Дней открытых дверей и родительских собраний для лиц с инвалидностью и ОВЗ. | Зам. директора по УПР, зам. директора по УВР |
1.8 | Разработка инструкции по работе с лицами с инвалидностью и ОВЗ | 2018 г. | Инструкция по работе с лицами с инвалидностью и ОВЗ. | Зам. директора по УВР, зам.директора по безопасности, зам. директора по УМР |
Раздел 2. Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов инфраструктуры * | ||||
1. | Территория, прилегающая к зданию (участок): | |||
1.1 | Устранение барьеров на пути следования | 2018-2020 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
1.2 | Выравнивание асфальтового покрытия | 2018 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
1.3 | Устройство съездов | 2019 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
1.4 | Установка дублирующих рельефных знаков, яркой контрастной маркировки | 2019 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
1.5 | Переоборудование лестничных маршей антискользящими шероховатыми покрытиями | 2019-2020 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
1.6 | Установка приставного пандуса для преодоления порогов входных дверей | 2020 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
1.7 | Установка тактильных средств на пути следования | 2019-2020 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
1.8 | Оборудование дверных порогов приставными пандусами | 2019 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
1.9 | Перила и поручни (увеличить количество) | 2020 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
1.10 | Стационарные подъемники (наклонные для перемещения по лестницам) | 2020 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
1.11 | Автостоянка (площадка для остановки специализированных средств) Нанесение спец. разметки на асфальтовое покрытие | 2018 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
2. | Путь (пути) движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации): | |||
2.1 | Оборудование участков пола перед дверными проемами и входами на лестницы рельефными поверхностями | 2018-2020 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
2.2 | Покраска лестничных маршей и площадок в соответствии с техническим регламентом | 2018-2020 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
2.3 | Оборудование дверных порогов приставными пандусами | 2020 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
3 | Зоны целевого назначения здания (целевого посещения объекта) | |||
3.1 | Приобретение и установка оборудования для дублирования необходимой для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху звуковой информации зрительной информацией | 2020 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
3.2 | Приобретение и установка оборудования для дублирования необходимой для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации - знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне | 2020 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
3.3 | Установка информационных табло, аудиоконтуры, звукоусиливающей аппаратуры | 2020 г. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности |
4. | Санитарно-гигиенические помещения | |||
4.1. | Установка унитазов и откидных или стационарных опорных поручней к ним | 2018-2020 гг. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ |
4.2 | Кабина, оборудованная системой тревожной сигнализации | 2018-2020 гг. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ |
4..3 | Установка водопроводных кранов с рычажной рукояткой | 2018-2020 гг. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ |
4.4 | Установка световых мигающих оповещателей | 2018-2020 гг. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ |
4.5 | Установка дверей и дверных доводчиков | 2018-2020 гг. | Обеспечение состояния доступности ОУ для инвалидов и других МГН | Зам. директора по АХЧ |
* Выполнение возможно при условии своевременного и полного финансирования заявленных мероприятий за счет средств регионального бюджета МО, внебюджетных средств ОО и привлеченных средств работодателей | ||||
Раздел 3. Мероприятия по развитию материально-технического обеспечения инклюзивного образовательного процесса | ||||
3.1 | Приобретение компьютерной техники, использующей систему Брайля (рельефно-точечного шрифта), электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями зрения | 2020 г. | Наличие компьютерной техники, использующей систему Брайля (рельефно-точечного шрифта), электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями зрения | Директор ПОО |
3.2 | Приобретение компьютерной техники со специальным программным обеспечением, адаптированной для лиц с ОВЗ | 2020 г. | Наличие компьютерной техники со специальным программным обеспечением, адаптированной для лиц с ОВЗ | Директор ПОО |
3.3 | Приобретение специальных технических (альтернативных) средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата | 2020 г. | Наличие специальных технических (альтернативных) средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Директор ПОО |
Раздел 4. Мероприятия по сопровождению образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и содействию их трудоустройству | ||||
4.1 | Внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения | 2018- 2020 г. | Типовой состав документов практико-ориентированной дуальной модели обучения Договоры с предприятиями о лабораторных (практических) занятиях профессионального цикла дисциплин, проведенных на базе организации | Зам. директора по УПР |
4.2 | Выбор методов обучения, осуществляемых профессиональной образовательной организацией, для инвалидов и обучающихся с ОВЗ | 2018- 2020 г. | Использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой групп | Зам. директора по УР, зам. директора по УМР |
4.3 | Выбор мест прохождения практики для инвалидов и обучающихся с ОВЗ с учетом требований доступности | 2018- 2020 г. | Договоры с базовыми предприятиями. Наличие специальных рабочих мест в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых трудовых функций, инвалидом и лицом с ОВЗ | Зам. директора по УПР |
4.4 | Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации с учетом нарушений функций организма инвалидов и обучающихся с ОВЗ | 2018- 2020 г. | Фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой | Зам. директора по УР, зам. директора по УПР |
4.5 | Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и закрепление их на рабочих местах. (Создание банка данных о вакансиях для инвалидов и лиц с ОВЗ. Взаимодействие с Центром занятости населения Наро-Фоминского г.о. по содействию в трудоустройстве лиц с ОВЗ и инвалидов (Заключен договор). Составление программы поиска работы. Оказание помощи в поиске и подборе вакансий. Оказание юридической помощи, консультаций и разбор правовых аспектов при трудоустройстве. Индивидуальные консультации по написанию резюме, помощь в составлении резюме и его рассылке. Индивидуальные консультации и подготовка к прохождению собеседований, самопрезентации, ведения переговоров. Сопровождение выпускников на ярмарках вакансий. Оказание психологической помощи при трудоустройстве, в начале трудовой деятельности, при взаимодействии с новым коллективом. Проведение мониторинга трудовых достижений и ситуации на рабочем месте) | 2018- 2020 г. | Банк данных о вакансиях для инвалидов и лиц с ОВЗ. Взаимодействие с Центром занятости населения Наро-Фоминского г.о. по содействию в трудоустройстве лиц с ОВЗ и инвалидов. Составлена программа поиска работы. Оказание помощи в поиске и подборе вакансий. Оказание юридической помощи, консультаций и разбор правовых аспектов при трудоустройстве. Индивидуальные консультации по написанию резюме, помощь в составлении резюме и его рассылке. Индивидуальные консультации и подготовка к прохождению собеседований, самопрезентации, ведения переговоров. Сопровождение выпускников на ярмарках вакансий. Оказание психологической помощи при трудоустройстве, в начале трудовой деятельности, при взаимодействии с новым коллективом. Проведение мониторинга трудовых достижений и ситуации на рабочем месте | Зам. директора по УПР, зам. директора по УВР, юрист, социальный педагог, педагог-психолог |
Раздел 5. Мероприятия по развитию олимпиад и конкурсов профессионального мастерства, в т.ч. чемпионатов «Абилимпикс», привлечению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ к участию в этих мероприятиях | ||||
5.1 | Выбор компетенций для участия в конкурсах мастерства | 2018-2020 г. | Ландшафтный дизайн, Обработка текста, Фотограф-репортер, Сухое строительство и штукатурные работы | Зам. директора по УПР, зам. директора по УМР, руководители структурных подразделений |
5.2 | Определение наставников, которые будут готовить обучающихся с инвалидностью и ОВЗ к участию в конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс» | 2018-2020 г. | Выбраны наставники для обучающихся | Зам. директора по УПР, руководители структурных подразделений, педагог-психолог |
5.3 | Подготовка экспертов | 2018-2019 г. | Подготовлены эксперты по компетенциям | Администрация техникума |
5.4 | Психолого-педагогическое сопровождение потенциальных участников конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» | 2018-2020 г. | Разработаны программы: «Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов», «Рабочая программа повышения уровня стрессоустойчивости», «Рабочая программа развития и коррекции познавательных процессов обучающихся с ОВЗ» | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог |
5.5 | Изучение конкурсных заданий участниками и наставниками | 2018-2020 г. | Теоретическая и практическая подготовленность команды | Зам. директора по УПР, зам. директора по УМР, наставники |
5.6 | Организация группы поддержки участников конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» из числа обучающихся, родителей, волонтеров | 2018-2020 г. | Подготовлена группа поддержки, волонтеры | Зам. директора по УВР, педагог-организатор |
5.7 | Размещение информации на сайте образовательной организации об участии в региональном и национальном этапах чемпионата «Абилимпикс» | 2018-2020 г. | На сайте техникума размещена информация об участии | Администрация, инженер кабинета информатики |
5.8 | Формирование историй успеха победителей и призеров регионального чемпионата «Абилимпикс», направление историй успеха в региональный центр развития движения «Абилимпикс» | 2018-2020 г. | Сформированы истории успеха | Администрация |
Раздел 6. Мероприятий по развитию кадрового потенциала, обеспечивающего возможность инклюзивного образования | ||||
6.1 | Создание перспективного плана повышения квалификации | 2018 г. | План повышения квалификации работниками техникума | Зам. директора по УМР |
6.2 | Проведение инструктажа по работе с лицами с инвалидностью и ОВЗ | 2018-2020 г. | Проведен инструктаж | Зам. директора по УВР |
6.3 | Прохождение обучения на курсах повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки | 2018-2020 г. | Обучены на курсах | Зам. директора по УМР |
6.4 | Организация и проведение конференций, круглых столов, семинаров и т.п. | 2018-2020 г. | Проведение конференций, круглых столов, семинаров и т.д. согласно плану | Зам. директора по УМР |
6.5. | Участие в конкурсах («Лучшая практика инклюзивного образования» и т.д.) | 2018-2020 г. | Участие в профессиональных конкурсах. Подготовка обучающихся к участию в конкурсах «Лучший волонтер (доброволец) социальной инклюзии Подмосковья», «Военно-патриотическая игра «Преодоление» и т.д. | Администрация, педагог-организатор |
6.6 | Мониторинг эффективности мероприятий по повышению профессиональной компетентности сотрудников | 2018-2020 г. | Зам. директора по УМР, зам. директора по УВР | |
Раздел 7. Мероприятия по развитию и совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ, в т.ч. разработка и реализация АОП | ||||
7.1. | Разработка АОП на основе образовательной программы СПО с учетом особенностей нозологии, прохождение общественно-профессиональной экспертизы АОП | 2018-2020 г. | Разработаны АОП: по специальностям агрегатов автомобилей, 19.02.10 Технология продукции общественного питания; по профессиям 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации | Зам. директора по УМР, зам. директора по УР, зам. директора по УВР |
7.2 | Участие в консультационных вебинарах по разработке АОП | 2018-2020 г. | Педагоги принимают участие вебинарах и семинарах по разработке АОП | Администрация |
7.3 | Включение в вариативную часть образовательных программ СПО адаптационных дисциплин | 2019-2020 г. | В вариативную часть образовательных программ включены адаптационные дисциплины | Администрация |
7.4 | Обеспечение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и электронными образовательными ресурсами в формах | 2018-2020 г. | Наличие подобранных и разработанных учебных материалов. Преподаватели | Администрация, преподаватели |
7.5 | Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ОВЗ и инвалидов, выбор методов обучения исходя из доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся ОВЗ | 2018-2020 г. | Разработаны индивидуальные образовательные маршруты | Администрация, педагог-психолог, социальный педагог |
Раздел 8. Организация электронного обучения с применением дистанционных технологий по программам СПО | ||||
8.1 | Подготовка обучающего контента дистанционного обучения | 2018-2020 г. | Подготовка обучающего контента дистанционного обучения | Администрация |
8.2 | Выбор программного обеспечения для организации дистанционного обучения | 2018-2020 г. | Программное обеспечения для организации дистанционного обучения выбрано | Администрация |
8.3 | Разработка и запуск на базе платформы «Академия-медиа» онлайн-курсов для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ | 2020 г. | Разработка и запуск на базе платформы «Академия-медиа» онлайн-курсов для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ | Администрация |
8.4 | Повышения квалификации «Инклюзивное обучение лиц с особыми образовательными потребностями в системе СПО с использованием ресурсов информационно-технологической платформы «Академия-Медиа» | 2020 г. | Повышения квалификации «Инклюзивное обучение лиц с особыми образовательными потребностями в системе СПО с использованием ресурсов информационно-технологической платформы «Академия-Медиа» | Администрация |
8.5 | Запуск программ обучения и повышения квалификации с использованием дистанционных технологий | 2020 г. | Запуск программ обучения и повышения квалификации с использованием дистанционных технологий | Администрация |
Раздел 9. Социальная адаптация инвалидов и обучающихся с ОВЗ | ||||
9.1 | Разработка индивидуальных карты сопровождения «Социальная адаптация» с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения | 2018-2020 г. | Индивидуальные карты сопровождения | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог |
9.2 | Организационно-педагогическое сопровождение | 2018-2020 г. | Контроль успеваемости обучающегося инвалида или лиц с ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса | Администрация, руководители подразделений, кураторы |
9.3 | Психолого-педагогическое сопровождение | 2018-2020 г. | Программа «Психолого-педагогическое сопровождение» (изучение, развитие и коррекция личности обучающегося и адекватности становления его компетенций) | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог |
9.4 | Социальное сопровождение | 2018-2020 г. | Содействие в решении бытовых проблем, транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной помощи, вопросы стипендиального обеспечения, назначение именных и целевых стипендий различного уровня, организация досуга, летнего отдыха обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ и вовлечение их в студенческое самоуправление, организация волонтерского движения и т.д.) | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог |
9.5 | Сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ при проведении практических занятий на производстве, учебной, производственной практик | 2018-2020 г. | Рекомендации проведения лабораторно-практических занятий на производстве, учебной, производственной практик Индивидуальные программы учебной и производственных практик, учитывающих условия и виды труда инвалидов и лиц с ОВЗ | Зам. директора по УПР, руководители подразделений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования".
Об инклюзивном образовании говорят все чаще и чаще. и это правильно. Мы растим толерантную личность, и инклюзивное образование напрямую связано с этим. В статье предложен один из вариантов решения дан...
История развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в зарубежных странах и России
Краткая инормация о развитии инклюзивного образования....
Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе
Инклюзивное образование...
Перспективы развития инклюзивного образования
В данном разделе представлены материалы, публикации, презентации, нормативно-правовые документы по инклюзивному образованию, созданию специальных образовательных условий, необходимых ...
Единое воспитательное пространство в плане развития инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.
постараемся выделить особенности построения единого воспитательного пространства в плане развития инклюзивного (интегрированного) образования в условиях общеобразовательной школы ....
«Кохлеарная имплантация как перспектива развития инклюзивного образования».
Как известно, КИ не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в ком-муникативных целях. Поэтому, после проведения первой нас...
Программа развития инклюзивного образования
Программа развития инклюзивного образования...