Медиация
статья
Часто мы слышим о несоблюдении прав подростков. Почему это происходит? Как защитить и обезопасить детей, ведь трудных ситуаций в период их взросления возникает немало.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediatsiya.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«МЕДИАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКА»
Выступление МАОУ СОШ № 27
Часто мы слышим о несоблюдении прав подростков. Почему это происходит? Как защитить и обезопасить детей, ведь трудных ситуаций в период их взросления возникает немало.
Как правило, с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».
Самое страшное – это конфликты в подростковой среде. Решая конфликтные ситуации, дети проявляют агрессию, противоправные действия. Забывая о своих правах и обязанностях, обидчики ставят свои интересы превыше интересов других.
Как избежать этого, и предупредить возникновение конфликтов среди подрастающего поколения?
Эффективным инструментом в разрешении споров, конфликтных ситуаций и нарушении прав несовершеннолетних является школьная служба медиации.
В нашей школе служба медиации действует не первый год. Конечно, основной формой работы является проведение программ примирения (медиаций) между участниками конфликтных ситуаций.
Медиатор - нейтральный посредник, ведущий встречи, - который не будет никого ни обвинять, ни защищать, будет равно поддерживать обе стороны. Также, в рамках процедуры примирения, медиатор разъясняет всем участникам их права, договаривается о соблюдении правил, контролирует безопасность ситуации.
Разрешать конфликты всегда непросто, поэтому необходимо проводить профилактическую работу по их предупреждению.
Важно донести до детей, какими правами и обязанностями они обладают, как могут защитить себя, и какая ответственность ждет тех, кто не считается с чужими интересами.
Формы работы здесь могут быть различными:
В начальной школе проводятся занятия воспитывающие в детях взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какими они есть. Дерево Добра- написать на листочке те качества, которыми должны обладать добрые, вежливые люди, делающие мир прекрасным. Отправить добрые пожелания своим друзьям, близким, родным. Занятие «Будем толерантными-пойми меня»-построиться в шеренгу спиной к ведущему. Первый игрок поворачивается к ведущему, который показывает заранее подготовленный несложный рисунок. Цель каждого игрока-нарисовать на спине впереди стоящего то. Что он увидел, т.е. почувствовал. Так до последнего игрока, который рисует окончательный вариант на альбомном листе. «Ладошки»- каждый участник обводит контур своей ладони и ставит свою подпись. Задача участников - написать на каждой ладони добрые слова пожеланий, признаний, поддержки. Таким образом, все обмениваются пожеланиями.
В средних классах популярны занятия «Имею право»- Участники делятся на три команды. Каждой команде дается определенное право из Конвенции. Они должны вспомнить сказку, в которой это право нарушается. Даются следующие права: 1 Право ребенка на заботу родителей («Колобок», «Мальчик-с-пальчик» и др.). 2 Право ребенка на защиту от всех форм эксплуатации («Золушка» и др.). 3 Право ребенка на неприкосновенность жилища («Теремок» и др.). Или такое задание-в разных сторонах комнаты развешиваются таблички: «Согласен», «Не согласен», «Не знаю». Участникам зачитываются спорные утверждения: родители имеют право вскрывать письма детей, ребенок не должен высказывать свое мнение в обществе взрослых, ребенок должен говорить только на языке той страны, в которой он живет. Занятие «Жизнь без конфликта»- «Праздничный пирог» Ребята представляют, что к ним на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как именинник себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)
2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция.)
3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)
4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)
5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)
Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы, поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».
«Стена протеста»
Интересно проходят тренинги с инсценировкой конфликтов, в которые попадают подростки. Дети со стороны могут оценить свои поступки, обсудить, как безопасно для себя и окружающих можно разрешить конфликтные ситуации.
Для проведения таких тренингов мы привлекаем и специалистов служб системы профилактики. Сотрудники ГБУ СО БЦ «Семья». Инспектора ПДН совместно с медиаторами проводят тренинги с волонтерами отряда «Юный друг полиции». Наши волонтеры являются активными помощниками в проведении профилактических мероприятий по недопущению асоциального поведения подростков.
Вся проделанная работа должна способствовать развитию навыков самоуважения, самоутверждения, коммуникабельности, умения слушать. Идет переключение основного внимания учащихся с освоения правовых знаний на их практическую значимость. Без знания своих прав, обязанностей, законодательных актов невозможно ориентироваться в современной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты исследовательско-экспериментальной работы «Школьная медиация как основа позитивного взаимодействия участников образовательного процесса» (июнь 2008 г.- декабрь 2010)
Шкльная медиация...
Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.
Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...
Служба школьной медиации
Презентация предназначена для проведения общешкольного собрания по ознакомлению родителей с деятельностью Службы школьной медиации...
Школьная служба медиации
Инновационный метод воспитательной работы среди учащихся 5- 11 классов. Как можно создать данную службу у вас в школе? В презентации даются некоторые советы....
Положение о службе медиации
Положение о службе медиации...
Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"
Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых...
Презентация куратора Службы школьной медиации "Служба школьной медиации: истоки и методики".
Я использую презентацию "Служба школьной медиации: истоки и методы" для информирования родителей, педагогов и учащихся о Службе школьной медиации в нашей школе. 2 часть - п...