Работа с проблемными семьями
методическая разработка

Митрофанова Светлана Александровна

выступление на ШМО классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmo_rabota_s_problemnymi_semyami.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад "Работа с проблемными семьями"

При работе с семьями разных категорий педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

Защита интересов  и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.

В практической работе с родителями учащихся я использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

Традиционные формы работы с родителями.

Родительские собрания.

Общешкольные и общественные конференции.

Индивидуальные консультации педагога.

Посещение на дому.

Родительские конференции.

Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.
Индивидуальные консультации.

Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей  необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Нужно дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить  необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

Особенности здоровья  ребенка.

Его увлечения, интересы.

Предпочтения в общении в семье.

Поведенческие реакции.

Особенности характера.

Мотивация учения.

Моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем:

Когда он родился, то…
2.  Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
3.  О здоровье можно сказать следующее…
4.  Его отношение к школе было…  и т.д.

Также с родителями было проведено анкетирование «Характеристика ребенка», «Чем увлекается мой ребенок», «Наши семейные традиции», «Режим дня школьника»…

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе Собрание носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

Примерная тематика проведенных родительских собраний:

Права и обязанности подростков

Как научиться быть ответственным

Возрастные особенности подрастающего поколения

День матери

Распорядок дня школьников

Компьютер в жизни подростка

Беседа.

Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

Примерная тематика проведенных бесед с родителями:

Родитель подростка

Уроки этики для детей и взрослых

Роль самооценки в формировании личности 

Поговорим о дружбе и любви

Как сформировать положительную привычку у подростка

Таланты и поклонники

Склонности и интересы подростков в выборе профессии

Как подготовиться к экзаменам

Посещение ученика на дому.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

Тематические консультации.

Родительские чтения.

Родительские вечера.

Тематические консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.

Примерная тематика консультаций для родителей.

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Наказания детей. Какими им быть?

Тревожность детей. К чему она может привести?

Застенчивый ребенок. Пути преодоления.

Грубость и непонимание в семье.

Талантливый ребенок в семье.

Друзья детей – друзья дома или враги?

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:

Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.

Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.

Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.

Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с проблемными семьями.

Прилагается презентация и ряд бланок необходимые для работы с проблемными семьями....

методический материал "Социально-педагогические технологии работы с проблемными семьями"

Технология работы с проблемными семьями  включает в себя 3 уровня:-профилактический (повышение педагогического образования и просвещения  родителей);-диагностический (сбор достоверной информ...

"Работа классного руководителя с проблемными семьями"

Тема по самообразованию классного руководителя...

Работа классного руководителя с проблемными семьями

Согласно статье 18 Закона Российской Федерации “Об образовании” первыми педагогами ребенка являются его родители. Конвенция о правах ребенка (ст.18), принятая Организацией Объединенных Наций, провозгл...

Социально-педагогическая работа с проблемной многодетной семьей

В данной работе раскрывается тема социально-педагогической работы с неблагополучной многодетной семьей со ссылками на нормативно-правовые документы по работе с многодетной семьей. Межличностные отноше...

Работа с проблемными семьями

  Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это: больные дети, дети-инвалиды, пожилые родители, инвалиды, пенсионеры, половая распущенность и проституция,...