Работа с проблемными семьями
методическая разработка
выступление на ШМО классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_rabota_s_problemnymi_semyami.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад "Работа с проблемными семьями"
При работе с семьями разных категорий педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.
В практической работе с родителями учащихся я использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Традиционные формы работы с родителями.
Родительские собрания.
Общешкольные и общественные конференции.
Индивидуальные консультации педагога.
Посещение на дому.
Родительские конференции.
Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.
Индивидуальные консультации.
Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Нужно дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
Особенности здоровья ребенка.
Его увлечения, интересы.
Предпочтения в общении в семье.
Поведенческие реакции.
Особенности характера.
Мотивация учения.
Моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем:
Когда он родился, то…
2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
3. О здоровье можно сказать следующее…
4. Его отношение к школе было… и т.д.
Также с родителями было проведено анкетирование «Характеристика ребенка», «Чем увлекается мой ребенок», «Наши семейные традиции», «Режим дня школьника»…
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе Собрание носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
Примерная тематика проведенных родительских собраний:
Права и обязанности подростков
Как научиться быть ответственным
Возрастные особенности подрастающего поколения
День матери
Распорядок дня школьников
Компьютер в жизни подростка
Беседа.
Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.
Примерная тематика проведенных бесед с родителями:
Родитель подростка
Уроки этики для детей и взрослых
Роль самооценки в формировании личности
Поговорим о дружбе и любви
Как сформировать положительную привычку у подростка
Таланты и поклонники
Склонности и интересы подростков в выборе профессии
Как подготовиться к экзаменам
Посещение ученика на дому.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью.
Нетрадиционные формы работы с родителями.
Тематические консультации.
Родительские чтения.
Родительские вечера.
Тематические консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.
Примерная тематика консультаций для родителей.
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Какими им быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый ребенок. Пути преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей – друзья дома или враги?
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:
Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.
Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с проблемными семьями.
Прилагается презентация и ряд бланок необходимые для работы с проблемными семьями....
методический материал "Социально-педагогические технологии работы с проблемными семьями"
Технология работы с проблемными семьями включает в себя 3 уровня:-профилактический (повышение педагогического образования и просвещения родителей);-диагностический (сбор достоверной информ...
Презентация "Работа педагогов с проблемными семьями".
Презентация...
"Работа классного руководителя с проблемными семьями"
Тема по самообразованию классного руководителя...
Работа классного руководителя с проблемными семьями
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации “Об образовании” первыми педагогами ребенка являются его родители. Конвенция о правах ребенка (ст.18), принятая Организацией Объединенных Наций, провозгл...
Социально-педагогическая работа с проблемной многодетной семьей
В данной работе раскрывается тема социально-педагогической работы с неблагополучной многодетной семьей со ссылками на нормативно-правовые документы по работе с многодетной семьей. Межличностные отноше...
Работа с проблемными семьями
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это: больные дети, дети-инвалиды, пожилые родители, инвалиды, пенсионеры, половая распущенность и проституция,...