Работа с проблемными семьями
методическая разработка на тему
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это: больные дети, дети-инвалиды, пожилые родители, инвалиды, пенсионеры, половая распущенность и проституция, алкоголики и наркоманы, дети-бродяги, развод родителей.
Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог, кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоления кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы, во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в третьих, определить пути выхода из крисиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с ее изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Типология проблемных семей | 19.47 КБ |
Сведения о семье | 26.5 КБ |
План работы социального педагога с проблемными семьями | 15.35 КБ |
Социальная характеристика проблемной семьи | 13.42 КБ |
Акт изучения проблемной семьи | 12.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальному педагогу необходимо знать категории проблемных семей и особенности организации работы с ними.
Типология проблемных семей
- «Пограничная» семья
Данная категория семьи характеризуется периодическим употреблением спиртных напитков, пренебрежением к выполнению родительских обязанностей, отсутствием контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка, его интересов и круга общения.
- Конфликтная семья
Характерные ее признаки – нарушение воспитательной функции на почве затяжных конфликтов между родителями, тяжелая морально-психологическая атмосфера, агрессивная реакция конфликтующих родителей на ребенка, настраивание ребенка агрессивными родителями друг против друга, что часто приводит к психическому перенапряжению ребенка к бегству из дома, к девиантным формам поведения.
- Педагогически несостоятельная семья
Для тех семей характерна беспомощность в построении взаимоотношений с детьми, авторитаризм, подавление, гиперопека, неумеренная любовь. Это приводит к подавлению, унижению ребенка, обеднению его эмоциональных контактов, к его негативной самооценке. Из этого вытекает желание ребенка самоутвердиться, что приводит к попыткам освободиться от покровительства родителей. Это толкает его в уличные компании и неформальные группировки.
Основные направления работы
с проблемными семьями
- Диагностическое (изучение особенностей семьи)
- Прогностическое (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи)
- Организационно-коммуникативное (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения)
- Правозащитное (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий)
- Социально-бытовое (оказание нуждающимся семьям материальной помощи)
- Предупредительно-профилактическое (профилактика девиантного поведения)
Формы индивидуальной работы
с неблагополучными семьями
- Выявление неблагополучных семей и детей (подворный обход, работа с населением, работа с учреждениями образования, с общественными организациями и т.д.)
- Определение факторов неблагополучия путем бесед, сбора информации о семье, ребенке.
- Составление социальной характеристики семьи, ребенка – определение социального статуса семьи, социальных связей.
- Определение наиболее острых нужд семьи – психологических, материальных, социальных
- Составление индивидуальной программы сопровождения семьи, ребенка
- Собственно индивидуальная профилактическая работа с семьей, ребенком:
- Индивидуальные беседы
- Посещение семьи
- Работа по оздоровлению и летнему трудоустройству детей (совместно с управлением образования, ЦРБ, отделом по делам молодежи)
- Привлечение необходимых специалистов (медицинские, юридические, психологические услуги) для работы с семьей, ребенком
- Вовлечение детей в досуговую деятельность
- Вовлечение семьи, детей в общественную полезную трудовую деятельность
- Работа с социальным окружением ребенка (оздоровление социальной обстановки)
- Работа по профориентации, обучению ребенка, родителей, социальный патронаж
- Консультации семьи и детей по различным вопросам
- Содействие в организации материальной поддержки
- Организация «родительских школ», работа с педагогическим коллективом по изменению отношения к семье, ребенку
- Проведение социологических опросов, исследований
- Регулярное подведение итогов работы, анализ ее результатов
Характер взаимоотношений в семье
ученика (цы) ______ класса
Ф.И.О. _______________________________________________________
- Между взрослыми членами семьи ______________________________
__________________________________________________________
- Между родителями и ребенком ________________________________
__________________________________________________________
- Позиция ребенка в семье ______________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
- Отношение ребенка к родителям _______________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
- Здоровье учащегося__________________________________________
- Отношение к учебе___________________________________________
__________________________________________________________
- Поведение в школе___________________________________________
- Общественная активность ______________________________________
___________________________________________________________
- Характер эмоциональных отношений в семье_______________________
___________________________________________________________
- Характер внешкольного общения со сверстниками__________________
___________________________________________________________
Анкета «Моя семья»
Цель: определить оценку взаимоотношения в семье.
- Моя семья – это ___________________________________________________
- Мама – это_______________________________________________________
- Мне нравится, когда мама_____________________________________________
_________________________________________________________________
- Папа – это________________________________________________________
- Мне нравится, когда папа___________________________________________
_________________________________________________________________
- Дети – это_________________________________________________________
- Мои родители любят, когда ___________________________________________
________________________________________________________________
- Дом – это__________________________________________________________
- В нашей семье обычно______________________________________________
________________________________________________________________
- Я с удовольствием иду домой, если ___________________________________
________________________________________________________________
- В нашей семье у всех хорошее настроение, когда_________________________
________________________________________________________________
- Дома я больше всего общаюсь с ______________________________________
- Когда мне грустно, мне хочется быть рядом с ___________________________
- В нашей семье я больше всего люблю _________________________________
- Все свои секреты я рассказываю ______________________________________
- Дома я чаще всего занимаюсь тем, что_________________________________
________________________________________________________________
- Мне бывает очень страшно дома, когда________________________________
- Если меня дома наказывают, меня утешает_____________________________
________________________________________________________________
- Мне бы очень хотелось, чтобы родители ________________________________
_________________________________________________________________
- Самое дорогое для меня дома_________________________________________
________________________________________________________________
Анкета «Взаимоотношения в семье»
Цель: Определить взаимоотношения в семье, выявить семейные проблемы и наметить пути их решения.
- Вы считаете взаимоотношения в вашей семье?
а) очень хорошим;
б) хорошим;
в) не очень хорошим;
г) другой ответ:__________________________________________________
2. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?
а) да;
б) не совсем;
в) нет
3. Как часто Ваша семья собирается вместе?
а) ежедневно;
б) по выходным дням;
в) редко
4. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?
а) обсуждение вопросов учебы детей;
б) занимаетесь семейно-бытовым трудом;
в) вместе проводите досуг, смотрите телевизор;
г) каждый занимается своим делом;
д) решаете сообща семейные проблемы
5. Бывает ли в Вашей семье ссоры, конфликты?
а) часто;
б) иногда;
в) редко;
г) не бывает
6. Какими обстоятельствами чаще всего обусловлены ссоры, конфликты?
а) непониманием членами семьи друг друга;
б) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неуважение);
в) отказом участвовать в семейных делах, заботах;
г) разногласие в вопросах воспитания детей;
д) злоупотребление алкоголем;
7. Каковы способы разрешения конфликта в Вашей семье?
а) примирение;
б) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
в) прекращение конфликтов на некоторое время;
г) обращение за помощью к другим людям (родителям, друзьям, педагогам)
8. Какую специализированную помощь Вы хотели бы получить?
а) правовую;
б) медицинскую;
в) педагогическую;
г) психологическую;
д) социальную
е) другой ответ:____________________________________________________
Предварительный просмотр:
Утверждено директором школы
___________ Эрендей А.В.
«_____»_________ 201__г.
План работы социального педагога с проблемными семьями
МБОУ Кызыл-Чыраанской СОШ
№ | Форма работы | Срок | Ответственный | Выход |
1. |
| В течение учебного года | Социальный педагог, классные руководители | Банк проблемных семей |
2. | Диагностическая работа с целью изучения особенностей семьи
| Сентябрь Декабрь Февраль Апрель | Социальный педагог, классные руководители | Справки |
2. | Консультативная работа
| По мере необходимости | Социальный педагог, инспектор ПДН, психолог | Журнал бесед |
3. | Профилактическая работа
| По мере необходимости | Инспектор ПДН, социальный педагог | Брошюрки |
4. | Посещение домов учащихся (социальный патронаж)
| 1 раз в месяц | Социальный педагог, психолог | Акты |
Предварительный просмотр:
Социальная характеристика проблемной семьи учащегося___класса МБОУ Кызыл-Чыраанской СОШ
- Ф.И.О. учащегося_____________________________________________________
- Дата рождения______________________________________________________
- Домашний адрес ____________________________________________________
- С кем проживает учащийся____________________________________________
- Статус семьи________________________________________________________
- Взаимоотношения учащегося с родителями:
- Атмосфера в семье дружелюбная
- Отношения близкие, доверительные
- Отношения отчужденные
- Есть взаимопонимания между ребенком и родителями
- Нет взаимопонимания
- Особенности семейного воспитания:
- Строгий контроль за поведением ребенка
- Ограниченные самостоятельности
- Большая самостоятельность ребенка
- Родители конфликтные
- Употребляют алкоголь
- Жестокость со стороны родителей
- Родители вступают в конфликтные отношения друг с другом
- Бытовые условия жизни учащегося:
- Есть условия для занятий и отдыха
- Нет условия для занятий и отдыха
- Формы участия родителей в жизни класса и школы
- Посещает школу 1 раз в месяц
- Не посещает
- В каком виде помощи нуждается:
- Социально-экономической
- Социально-медицинской
- Социально-правовой
- Социально-педагогической
- Психолого-педагогической
Характеристику составила: Шойдак У.К
Предварительный просмотр:
Акт
изучения условий жизни проблемной семьи
_____________________________________________________________________________
(фамилия семьи)
от «____» _________201____ г.
Мною,______________________________________________________________________ ,
совместно с __________________________________________________________________,
в присутствии ________________________________________________________________
по адресу:____________________________________________________________________
проведено обследование жилищно-бытовых условий семьи.
В связи, с чем проводилось обследование:______________________________________
_____________________________________________________________________________
- Обследованием установлено, что семья состоит из _____человек:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Условия проживания_____________________________________________________
- Характеристика условий жизни ребенка (детей) в семье:_______________________
__________________________________________________________________________
- Материальное обеспечение семьи:__________________________________________
- Наличие подсобного хозяйства:____________________________________________
- Питание детей (полноценное, неполноценное, наличие необходимых продуктов)__
__________________________________________________________________________
- Описание ситуации в семье на момент посещения:____________________________
__________________________________________________________________________
- Проблема семьи с точки зрения самой семьи:___ _____________________________
- Что предпринимала семья или члены, чтобы справиться с проблемой?___________
_______________________________________________________________________
- Характеристика родителей (занимаются ли они воспитанием детей, установлен ли контроль за поведением детей, личное поведение родителей, привлекались ли они к уголовной, административной ответственности) ___________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Характеристика семьи, данная соседями:____________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
12. Выводы (определить формы с семьей, потребности, виды социально-педагогической, материальной, психической помощи) ________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование провели:
- ______________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с проблемными семьями.
Прилагается презентация и ряд бланок необходимые для работы с проблемными семьями....
методический материал "Социально-педагогические технологии работы с проблемными семьями"
Технология работы с проблемными семьями включает в себя 3 уровня:-профилактический (повышение педагогического образования и просвещения родителей);-диагностический (сбор достоверной информ...
Презентация "Работа педагогов с проблемными семьями".
Презентация...
"Работа классного руководителя с проблемными семьями"
Тема по самообразованию классного руководителя...
Работа классного руководителя с проблемными семьями
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации “Об образовании” первыми педагогами ребенка являются его родители. Конвенция о правах ребенка (ст.18), принятая Организацией Объединенных Наций, провозгл...
Социально-педагогическая работа с проблемной многодетной семьей
В данной работе раскрывается тема социально-педагогической работы с неблагополучной многодетной семьей со ссылками на нормативно-правовые документы по работе с многодетной семьей. Межличностные отноше...
Работа с проблемными семьями
выступление на ШМО классных руководителей...