МОЛОДЫЕ УЧИТЕЛЯ: КАК ОСТАНОВИТЬ «ЭФФЕКТ ВРАЩАЮЩИХСЯ ДВЕРЕЙ»?
статья

Аннотация

В данной статье рассмотрены основные проблемы молодых специалистов, препятствующие их успешному вхождению в профессию. Описаны несогласованности между профессиональными дефицитами, надеждами и запросами молодых специалистов и предлагаемыми им программами адаптации. В связи с рассмотренными проблемами рассмотрены различные методы и комплексы организационно-управленческих условий, способные помочь молодым специалистам остаться в выбранной профессии.

Ключевые слова: молодой учитель, педагогика, школа, профессиональные дефициты, адаптация.

Key words: young teacher, pedagogy, school, professional deficits, adaptation.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mol-ucheffekt_vrashchdverey.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

МОЛОДЫЕ УЧИТЕЛЯ: КАК ОСТАНОВИТЬ

«ЭФФЕКТ ВРАЩАЮЩИХСЯ ДВЕРЕЙ»?

С.С. Шилин

Аннотация

В данной статье рассмотрены основные проблемы молодых специалистов, препятствующие их успешному вхождению в профессию. Описаны несогласованности между профессиональными дефицитами, надеждами и запросами молодых специалистов и предлагаемыми им программами адаптации. В связи с рассмотренными проблемами рассмотрены различные методы и комплексы организационно-управленческих условий, способные помочь молодым специалистам остаться в выбранной профессии.

Ключевые слова: молодой учитель, педагогика, школа, профессиональные дефициты, адаптация.

Key words: young teacher, pedagogy, school, professional deficits, adaptation.

Задача сопровождения молодого педагога – одна из ключевых в современной образовательной политике, поскольку по разным оценкам от 20 до 70% приходящих работать в школу молодых учителей уходят из нее в первые пару лет. Не случайно один из планируемых результатов федерального проекта «Учитель будущего» сформулирован так: «Не менее 70 процентов учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы». То есть сопровождение деятельности молодых специалистов, способствующее их адаптации, интеграции в профессию, осмыслению и раскрытию их потенциала, - объективная необходимость и сформулированный социальный заказ. Исходя из понимания специфики педагогической деятельности как деятельности коллективной, для молодых учителей важно не просто войти в новый педагогический коллектив, но и стать частью этого разновозрастного коллектива. В образовательных организациях, где одновременно работают молодые и опытные коллеги, где в центре внимания - задача формирования корпоративной культуры, именно наставничество может стать мощным управленческим инструментом ее решения. Наставничество — это инвестиция в долгосрочное развитие ее организационной культуры, в ее «здоровье».

На сегодняшний день во многих образовательных организациях Санкт-Петербурга накоплен определенный опыт работы с молодыми специалистами. Осмысление имеющихся моделей сопровождения, освоение навыков по организации системы поддержки молодых специалистов — всё это должно решаться с учетом специфики не только каждого образовательного учреждения, но и опыта российских и зарубежных образовательных систем.

В статье предполагается рассмотреть основные проблемы молодых специалистов, препятствующие их успешному вхождению в профессию, выявить и обосновать несогласованность между профессиональными дефицитами, надеждами и запросами молодых и предлагаемыми им программами адаптации.

В статье планируется рассмотреть комплекс организационно-управленческих условий, помогающий молодым специалистам остаться в выбранной профессии, в образовательной организации, куда они устроились на профессиональном старте.  В частности, предполагается подробнее раскрыть следующие положения, которые будут минимизировать «эффект вращающихся дверей», а именно:

- когда молодые педагоги, имеющие высокий энергетический потенциал при ограниченном профессиональном опыте, получат практико-ориентированное сопровождение, предполагающее освоение инструментальных способов профессиональной деятельности.

- когда освоение продуктивных способов реализации молодых будет происходить в плотном взаимодействии с профессиональной средой и в диалоге с администрацией школы.

- когда у молодых будет возможность для осмысления вопросов: «что такое успешная профессиональная деятельность»; «как я (молодой педагог) могу этого добиться»…  

В статье будет доказано, как эти положения смогут обусловить желание молодых остаться в профессии, повлиять на способы, которые выберут молодые педагоги для проектирования собственной жизнедеятельности.

Проблема нехватки молодых специалистов в области педагогики сегодня выражена крайне отчётливо. Задачи привлечения молодых людей в школу и повышения ценности учительской профессии в обществе являются в высшей степени актуальными для российской системы образования. Несмотря на то, что работать в школу преимущественно идут молодые люди, к концу 2020-х годов прогнозируется ситуация количественного дефицита педагогических кадров из-за естественного старения ныне работающих учителей среднего и пожилого (предпенсионного и пенсионного) возрастов, составляющих сегодня по разным оценкам до 70-80% от общего числа учителей. Для естественного воспроизводства учительского сообщества, гармоничной ротации в нем учительских поколений, необходимо, чтобы уже сегодня каждый четвертый учитель, работающий в школе, принадлежал к категории учительской молодежи и далее их число постоянно нарастало. Процесс, при котором пришедший работать в школу молодой учитель в первые годы покидает профессию, переходя в другие профессиональные сферы, учёные называют эффектом «вращающихся дверей».  

Наличие умений и знаний ещё не подтверждают то, что выпускники педагогических учебных заведений готовы к рефлексивной деятельности. В первую очередь появляется вопрос о том, каким способом и какие конкретно знания передавать, для того чтобы выработать у будущего преподавателя признаки, которые характеризуют рефлективное отношение к грядущей деятельности. В этом случае представляется очевидным то, что наполнение самого образования не может сводиться исключительно к перечню умений, навыков и знаний по учебному предмету. На практике можно наблюдать, как далеко не всегда отлично усвоенные педагогические знания помогают молодому учителю принимать самостоятельное решение, искать верный выход при различных ситуациях учебно-воспитательного процесса, прогнозировать результаты своей деятельности, совершенствовать и оценивать новаторский учительский опыт, чтобы в итоге прийти к разработке собственных технологий и моделей образования.

Знакомство и введение в деятельность учителя должны осуществлять педагоги-носители эталонных образцов поведения, взаимодействия, общения, рефлексии и мышления [2]. Адаптация в профессии молодого преподавателя – это процесс надлежащего включения специалиста в профессиональную среду образовательного учреждения через формирование профессиональной компетенции, развитие профессиональной мотивации, усвоение  профессиональных норм и ценностей. С начинающими преподавателями сегодня ведётся тщательная и планомерная работа, которая в какой-то степени решает требуемые задачи профессиональной адаптации. Одновременно с этим, как отмечает исследователь Шаталова Н.П., остается не решенным вопрос эффективности проводимой работы, а также организации и сопровождения самого процесса профессиональной адаптации [10].

Нехватка актуальной систематизированной информации о возможных причинах ухода из профессии молодых специалистов, неполнота результатов мероприятий по сопровождению начинающих учителей, а также в связи с большими затруднениями, с которыми сталкиваются выпускники педагогических учебных заведений на практике, актуализируется проблема постдипломного сопровождения молодых учителей.

В связи с обострением вышеперечисленных проблем, стоит рассмотреть комплекс некоторых организационно-управленческих условий, помогающий молодым специалистам остаться в выбранной профессии, в образовательной организации, куда они устроились на профессиональном старте.  

Одним из средств решения целей и задач развития педагогического самоопределения и запуска рефлективного отношения к деятельности внутренне мотивированного образования начинающих специалистов, по мнению научного сообщества, является событийная организация учебного процесса. Исследование работ ряда авторов позволил охарактеризовать событие как такое изменение внутреннего или внешнего мира личности, которое содержит в себе когнитивные, эмоциональные, экзистенциональные и поведенческие компоненты [1]. Именно событийная организация процесса обучения при подготовке будущих специалистов может дать решение задачи жизненного и профессионального самоопределения, толчок к формированию новых мотивов и ценностей, понимания грядущей профессии как смысложизненного процесса.

Выпускник зачастую сталкивается с отсутствием системы сопровождения молодых учителей и профессиональной поддержки. Как отмечается в отчете по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения «TALIS – 2018», молодые педагоги существенно более часто, чем опытные, отмечают свои профессиональные дефициты, в том числе связанные со слабой представленностью подходов к обеспечению индивидуализации обучения (в том числе инклюзивной) в программе их подготовки [4].  Было выявлено, что завершившие профессиональную подготовку молодые учителя испытывают дефицит во владении преподавательскими умениями и педагогическими технологиями, которые соответствуют требованиям профессионального стандарта и ФГОС (такими как методы индивидуального обучения или обучение детей с ограниченными возможностями здоровья) [5]. Это ставит достаточно серьезные вопросы перед системой педагогического образования. Решение проблемы владения такими технологиями и умениями может лежать в формировании курсов по подготовке начинающих специалистов к полноценной рабочей деятельности, а также ежегодных собраний или съездов молодых учителей, которые позволили бы обмениваться знаниями и опытом между собой, а также массово обучать всех новоиспеченных.

Корни проблем, с которыми сталкиваются молодые учителя, кроются и в их профессиональной подготовке. Молодые учителя сегодня нуждаются в расширении возможностей профессионального развития, прежде всего проходящего в групповых и активных формах. Поднять их шансы на успешную адаптацию к практике в школе, особенно в классах с проблемным контингентом, мог бы специально организованный период адаптации и введения в профессию, который предоставит возможность поддержать их начальную мотивацию и избежать ухода молодых учителей из школы из-за неудовлетворенности профессией и работой. Одновременно с этим, не стоит забывать, что основными ограничениями в профессиональном развитии молодых учителей являются «график работы, который не позволяет заниматься профессиональным развитием» и «нехватка времени в силу выполнения определенных семейных обязанностей». При этом среди молодых преподавателей меньше, чем в других возрастных группах, тех, кто утверждает, что у него отсутствуют стимулы для профессионального развития [5].

Существует много моделей сопровождения молодых специалистов. Но не каждая из них может в полной мере раскрыть весь их потенциал. Так, например, сегодняшние способы поддержки начинающих педагогов не способны дать индивидуальный подход к каждому. В свою очередь, практика введения должности «помощника учителя» в школы позволила бы выпускникам  педагогических университетов и колледжей в процессе работы с учителем-наставником в полной мере адаптироваться к новой среде. Как показывает практика, это позитивно влияет на установки, мотивацию и самочувствие молодых учителей [3].

Существует практика, при которой преподавателю нужно делать некоторые перерывы в своей педагогической деятельности, полностью меняя свою деятельность где-то на один учебный год. Тогда, после такого активного отдыха, велик шанс появления у молодого преподавателя рвения к работе, интереса учиться и узнавать что-то новое.  Большинство действующих преподавателей в школах на сегодняшний день обладают большим опытом и стажем работы. Современным же учителем стоит называть молодого человека, который обладает меньшим опытом. Отсюда напрашивается вывод об эффективности взаимодействия молодых преподавателей с более опытными учителями для обмена опытом и взаимопомощи [9].

Формирование экспертного совета также может стать одним из организационно-педагогических условий для процедуры оценки готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Объединение кадровых и информационных ресурсов в лице экспертов позволит создать независимую оценку качества подготовки специалистов, будет способствовать расширению возможностей трудоустройства выпускника.

В заключение стоит отметить, что изменение форм подготовки педагогов, вызванные модернизационными процессами в педагогическом образовании и формированием национальной системы учительского роста, требуют разработки механизмов получения нового качества педагогического образования и реализации проектного подхода в управлении педагогическим университетом.

Список используемых источников

  1. Батырева Н.А. Современный молодой учитель. Форум молодых ученых. №1(29) 2019г. С.453-454
  2. Лукина А.К. Введение в педагогическую профессию как построение образа профессионала у студентов-первокурсников. Вестник педагогических инноваций. 2015. № 3 (39). С. 67-75.
  3. Меркулова Л.В. Оценка готовности учителя к профессиональной деятельности в персональной образовательной среде. Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 8 (196). С. 33-40.
  4. Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «РОСОБРНАДЗОР» Москва. -2019.
  5. Пинская М.А., Пономарева А.А., Косарецкий С.Г. Профессиональная подготовка и развитие молодых учителей в Росиии. Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100-124.
  6. Родина О.Г. Помощник учителя - нужна ли такая должность? Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 2. С. 919-921.
  7. Соколова И.И. Проблемы подготовки молодого учителя с позиций требований профессиональных стандартов. В сборнике: Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. Образовательный процесс в вузе в условиях внедрения образовательных и профессиональных стандартов сборник статей по материалам научной конференции с международным участием. 2015. С. 13-21.
  8. Тутолмин А.В. Педагогическая технология рефлексивно-творческой подготовки будущего учителя в курсе «Введение в педагогическую профессию». В сборнике: Проблемы вузовской и школьной педагогики материалы научно-практической конференции. Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко. 1998. С. 107-109. -2019. № 1-1 (29). С. 453-454.        
  9. Чекалева Н.В., Дука Н.А. Изменения в подготовке будующих учителей в контексте модернизации педагогического образования и формирования национальной системы учительского роста. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 129-138.
  10.  Шаталова Н.П. О некоторых проблемах адаптации молодых учителей. Конструктивные педагогические заметки. 2019. № 7-2 (12). С. 72-83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг с молодыми учителями "Успешный учитель"

Цели: улучшение субъективного самочувствия, снятие психоэмоционального напряжения,  развитие самосознания, самопознания  и саморазвития; развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченно...

Молодой учитель (программа привлечения молодых специалистов в школы Берёзовского городского округа)

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, мет...

Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»

Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»...

Персональный контроль работы молодого специалиста как одно из направлений деятельности администрации школы по поддержке молодых учителей.

Цели и задачи персонального контроля. Примерный план работы с молодыми специалистами на учебный год.Анкета: Выявление затруднений в педагогической деятельности учителя....

План работы учителя-наставника с молодыми учителями русского языка и литературы сельских школ

План работы с учителями русского языка и литературы сельских школ, которые могут выезжать для консультаций с методистом, наставником на осеннюю, зимнюю сессии....

Программа региональной стажировочной площадки для сопровождения молодых учителей "Молодые профессионалы"

Национальный проект «Образование» требует от современной школы обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования за счет повышения качества образования и воспитания...

Проект повышения профессионального роста молодых учителей «Школа молодого педагога «Путь к мастерству»

Проект  повышения профессионального роста в целом является планированием деятельности педагогов на определенный период. Педагоги определяют, в каком направлении им двигаться, какие профессиональн...