работа с семьями находящимися в социально опасном положении
учебно-методический материал
выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped.sovete_rabota_s_semyami_sop.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа
с семьями находящимися в социально опасном положении
Семья, находящаяся в социально опасном положении. (СОП)
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
- неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей
(отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество,
проституция и т.д.);
- жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
- отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
- семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата.
Деятельность с семьей находящейся в СОП включает три
Основных составляющих социально-педагогической помощи:
образовательную, психологическую и посредническую.
Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
-оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
- координировать учебную помощь родителей их детям;
- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
- изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В работе с семьями можно выделить основные направления работы:
- проверка жилищно-бытовых условий семьи;
- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
- составление плана работы с семьей;
- проведение консультаций, лекций для родителей;
- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
- отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных семей;
- организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;
- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.
В работе с семьей, находящейся в СОП социальным педагогом используется алгоритм:
- Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
- Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
- Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
- Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
- Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
- Изучение личностных особенностей членов семьи.
- Составление карты семьи.
- Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями ( ПДН, КДН, СРЦ «Надежда»)
- Составление плана работы с неблагополучной семьёй.
- Текущие и контрольные посещения семьи.
- Итоги и результаты работы с неблагополучной семьёй.
В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения
Педагогическая:
- занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);
- контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий;
- контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам;
- консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка;
- просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям.
Психологическая:
- сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка);
- просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;
- коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.
Коррекционная:
- индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);
- формирование у ребёнка гигиенических навыков
Правовая:
- Помощь в оформление свидетельства о рождении ребёнка
-оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов;
-консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.
Иной вид помощи:
- занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время;
- посещение семьи по месту жительства;
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:
- улучшение положения и качества жизни ребенка;
- устранение причин неблагополучия;
Оценка эффективности работы с семьей:
- соответствие проблем семьи целям, задачам и направлениям работы с данной семьей.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
- родители проявляют заботу о детях;
- дети посещают образовательное учреждение;
- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
- семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;
- в социальном окружении появились другие значимые взрослые
(родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Классный руководитель обязан представлять социальному педагогу следующие документы:
- Характеристику на обучающегося (один раз в полугодие)
- Характеристику на семью обучающегося (один раз в полугодие)
- Ведомость успеваемости (по четвертям)
- Табель посещаемости уроков (по четвертям)
- Информацию о внеурочной занятости обучающегося (расписание занятий день недели, время)
- Занятость в каникулы (ежедневная)
- Информация классного руководителя о проведенной профилактической работе с семьей и ребенком. (в конце каждой четверти)
- План профилактических мероприятий с семьей и ребенком
- Рейдовые листы с подписью члена семьи (один раз в месяц).
Родителей или законных представителей семей СОП необходимо приглашать на совет профилактики даже если в семье прослеживается положительная динамика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...
Программа по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Программа направлена:· на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,·...
План работы с семьями находящихся в социально опасном положении
Учебно-методический материал помогающий в работе с семьями находящимися в социально опасном положении...
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...
Семинар-практикум «Куратор случая как эффективная технология работы с семьями, находящихся в социально опасном положении»
это программа индивидуальной профилактической работы...
Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении...
Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении
Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении...