Социально-образовательный проект ГБОУ Школы №417 «Открытая сцена. Театр пользы и дела»
проект

Лариса Владимировна Симонова

Театральная деятельность, органично включенная в образовательный и воспитательный процесс, станет универсальным средством развития личностных качеств обучающихся, их творческих способностей и будет способствовать формированию единого школьного коллектива на основе сотрудничества и сотворчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор - Симонова Л.В.

2016 год

Социально-образовательный проект ГБОУ Школы №417

«Открытая сцена. Театр пользы и дела»

  1. Обоснование актуальности проекта.

Задача формирования гражданской идентичности у школьников предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком. Огромную образовательную и воспитательную роль театра отмечали педагоги, ученые, писатели, поэты, драматурги, актеры, режиссеры, художники. Во все времена он был воплощением духовной жизни. При этом четко подчеркивал содержание этой жизни и всегда формировал человеческую личность через идеи, сознание и чувства, обогащая жизненный опыт. А. Н. Радищев называл школьный театр «театром пользы и дела и только попутно с этим - театром удовольствия и развлечения».

Образовательные учреждения (школа, детские сады и учреждения дополнительного образования) имеют огромный опыт в организации и создании школьных самодеятельных театров основываясь на опыте внешкольной работы А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. В организованных ими воспитательных учреждениях серьезное внимание уделялось проведению самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, занимались в кружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Тем самым осуществлялось художественно - эстетическое воспитание.

Сегодня, театральная деятельность, работа театральных творческих коллективов, детских театров помогает в образовательном учреждении разрешить многообразие психолого- педагогических, социальных и культурных проблем. Это освоение языка и культурных традиций своего народа и культурных традиций других народов, это развитие познавательных интересов в широком смысле и развитие навыков самообучения, самореализации; развитие способности к продуктивному и позитивному межличностному общению; повышение самооценки.

Идея проекта заключается не только в создании очередного школьного спектакля, а главное через множественные театральные формы, освоенные педагогами в процессе работы над проектом, заменить привычное преподавание на эффективную творческую деятельность, путем освоения театральных жанров, обеспечивающих образовательный и социальный эффект.  Все это позволит благоприятно повлиять на освоение учащимися новых знаний.

Театр - это синтетический вид искусства, где ежедневно транслируется человеческий опыт. Школа, же передает обретенные знания, и опыт через учебные занятия. И театр, и школу можно объединить, интегрировать между собой, объединив школьные знания и театральные формы. Чем ярче и многограннее будет форма, тем глубже будет раскрыто содержание отдельных образовательных областей, что позволит по - новому взглянуть на ученика, учителя, школу. В основе урока тема – текст. Конспект – плановое донесение и раскрытие темы урока, через слово, которое несет знания. В основе театрального представления лежит текст, например пьеса для драматического спектакля. Даже в тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст бывает, необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий - либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену - это своего рода "перевод" с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим. Жанр по – новому помогает раскрыть слово и содержание. А вид театра создаст форму.

Театральная деятельность, органично включенная в образовательный и воспитательный процесс, станет универсальным средством развития личностных качеств обучающихся, их творческих способностей и будет способствовать формированию единого школьного коллектива на основе сотрудничества и сотворчества.

  1. Цели и задачи.
  1. Цель:

- создание эффективной модели воспитания гражданской идентичности личности через театральную деятельность в общеобразовательной школе;

- изучение влияния театральной деятельности на освоение обучающимися отдельных учебных предметов для решения конкретных педагогических задач.

  1. Задачи:

Методические задачи

-  организовать работу учебно-практического семинара по изучению театральных технологий;

- создать условия для творческой инициативы и самореализации всех участников образовательного процесса;

- мотивировать педагогов к профессиональному и личностному росту через возможность демонстрации своего опыта;

- организовать внутрисетевое взаимодействие

Образовательные и развивающие задачи

- познакомить обучающихся с разными жанрами театрального искусства;

- обучить элементарным навыкам театрально-исполнительской деятельности;

- создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных, творческих качеств личности;

Воспитательные задачи

- активизировать познавательные интересы и социальную активность участников образовательной деятельности;

- сформировать умение критически оценивать свою работу и своих товарищей;

- обогатить жизненный опыт обучающихся через изучение литературных источников и театральной деятельности;

- создать условия для появления театрального сообщества детей и взрослых

3. Участники Проекта

Обучающиеся и воспитанники творческих объединений, педагоги и родители ГБОУ Школа №417.

Возрастные группы обучающихся:  

Первая возрастная группа – дошкольники

Вторая возрастная группа – младшие классы (1-4).

Третья возрастная группа – средние классы (5-7)

Четвертая возрастная группа – старшие классы (8-11)

Пятая возрастная группа – смешанная по возрасту, без ограничений

  1. Этапы проекта

I этап. Мотивационный (сентябрь-октябрь)

Задачи:

- создание инициативной группы по реализации проекта

- выявление возможностей каждого участника (здесь отделения Школы: дошкольное, школьное, центр дополнительного образования) проекта в части материально-технической базы, кадровых ресурсов и др.

- определение темы и формы итоговых театральных событий

Ожидаемый результат:

- готовность команды разработчиков к реализации проекта

- создание условий, способствующей активизации интереса всех участников проекта к театральной деятельности.

II этап. Подготовительный. (Ноябрь – декабрь)

Задачи:

- формирование творческих групп педагогов по внедрению театральных технологий в учебный процесс

- обсуждение проекта на совещаниях, советах: внесение корректив, оценка проекта всеми участниками образовательного процесса.

Ожидаемый результат:

- выявление противоречий, проблем состояния образовательного и воспитательного процесса, оценка возможностей профессионального роста педагогических работников.

III этап. Внедренческий (январь- февраль)

Задачи:

- организация взаимодействия творческих групп,

- создание методической копилки разработок педагогов по театральной деятельности

- организация просмотров спектаклей, фильмов и музеев

- изучение основ создания спектакля. Методика анализа пьесы по Станиславскому, Кнебель и др. авторам: определение событийного ряда, предлагаемых обстоятельств, оценки фактов, сверх задачи, сквозного действия, ролевых линий, видения, характерности и др.

- изучение основ театральных профессий. Создание при необходимости декораций, костюмов, бутафории и прочего инвентаря, для атмосферы.

Ожидаемый результат:

- повышение профессиональной компетентности педагогов

- создание оптимальных условий для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциала обучающихся.

IV этап. Заключительный этап. (март-апрель)

Задачи:

- обучение педагогов действенному анализу построения театрального урока, через раскрытие темы (основа действенный анализ пьесы)

- проведение репетиционного периода. Мизансценирование.

- создание и монтаж декораций, расстановка бутафории, примерка костюмов

- проведение генеральный прогона проекта по событийному ряду, без главных действующих лиц - учащихся.

- организация и проведение итогового театрального события

Ожидаемый результат:

- выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей

- анализ и оценка результатов на основе мониторинга и диагностических исследований механизмов работы коллектива

- публикация оп обобщению опыта

- улучшение психологического климата в ученическом и педагогическом сообществе

  1. Показатели эффективности.

  1. Личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей. Проверка эффективности будет осуществляться через показ творческих часов, открытых уроков, проведения премьерных показов театральных постановок.
  2. Повышение численности детей и педагогов, включенных в творческие проекты и в деятельность дополнительного образования. Проверка эффективности будет осуществляться в мониторинге записи детей (электронная система записи детей).

  1. Методы контроля.

- анкетирование

- сбор отзывов всех участников проекта

- анализ социальной активности

- диагностические материалы по определению уровня мотивации педагог и обучающихся к участию проекте и занятиям театральной деятельностью

- анализ и самоанализ деятельности педагогов

6. Ресурсное обеспечение.

6.1. Кадровое обеспечение:

Руководитель проекта:

 Данилина Т.А., директор ГБОУ Школа №417;

Кураторы реализации проекта по отделениям школы:

Кораблева М.А., заместитель директора по содержанию образования (школьное отделение Красноказарменная ул., дом 11)

Веялко И.В., заместитель директора по качеству (школьное отделение Красноказрменная ул. дом 3 к.1)

Симонова Л.В., заместитель директора по воспитанию, социализации и дополнительному образованию (Центр дополнительного образования Лефортовский вал, д. 14)

Усанова М.Г., старший воспитатель (дошкольно-школьное отделение Солдаская ул дом 12)

Ответственный исполнитель, художественный руководитель проекта:

Свечникова И.В., педагог дополнительного образования, руководитель театральной студии «Вдохновение»

Участники проекта:

Обучающиеся, родители, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования (по пяти направленностям дополнительного образования), педагоги – организаторы, музыкальные руководители, концертмейстеры, техники по аппаратуре, заведующая костюмерной и другие участники образовательной деятельности.

 6.2. Материально-техническая база.

        Школьные отделения оснащены музыкальным оборудованием, имеют актовые залы, оборудованные кабинеты, рекреации и холлы;

        Дошкольно-школьное отделение оснащено музыкальным оборудованием, имеется музыкальный зал с импровизированной сценой.

        Центр дополнительного образования оборудован актовым залом, оснащенным современным световым и звуковым оборудованием, имеется театральная студия с оборудованной сценой и световым оборудованием. В центре есть костюмерная с хорошим набором сценических костюмов и театральным реквизитом.

  1. Формы реализации.

Театр искусство многогранное, поэтому всем участникам проекта предлагается выбрать деятельность в том или ином, можно в нескольких направлениях (секциях):

  1. Актерская.
  2. Театроведческая
  3. Художественная
  4. Хореографическая
  5. Музыкальная

Актерская секция:

Спектакль - это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от музыки образное мышление. Чтобы действие на сцене воспринималось как цельное, необходимо его продуманно и последовательно организовать.

  1. Занятия по освоению актерского мастерства.
  2. Изучение истории театра. Театральных жанров.
  3. Литературный и действенный анализ драматургического, постановочного материала.
  4. Постановка спектакля.
  5. Изучение языка (если спектакль ставится на иностранном языке)
  6. Посещение театров, музеев.

Занятия: Теоретические и практические.

Театроведческая секция (или секция критики):

Цель секции: изучение театральной среды города.

Задача секции: Влияние детской аудитории на репертуарную политику столичных театров.

Зрительская (театроведческая) секция – это продуктивное взаимодействие с театральной средой г. Москвы. Освоение и анализ репертуарной политики театров города.

Занятия: Теоретические и практические. Написание сочинений, аннотаций, рекомендаций, критических заметок на основе просмотренного спектакля.

Художественная секция.

Задача: образное, художественное раскрытие тематики урока.

  1. Занятия по изобразительному творчеству.

Изучение основ сценографии.

Изучение основ создания сценического костюма

Создание эскиза декорации для Проекта, спектакля, ставящегося актерской секцией.

Создание декораций (макетов)

Создание эскизов костюмов для Проекта, спектакля, ставящегося актерской секцией.

Создание эскизов сценического костюма

  1. Занятия по декоративно-прикладному творческому.

Изучение основ театральной бутафории.

Создание бутафории для Проекта, спектакля, ставящегося актерской секцией.

Пошив костюмов для Проекта, спектакля, ставящегося актерской секцией.

Создание эскизов наградного материала.

Создание наградного материала.

  1. Знакомство со световой аппаратурой. Влияние света при создании сценографии и бутафории.

Посещение театров, музеев.

Хореографическая секция.

Задача: усиление замысла урока смысловыми движениями, жестами, танцем.        

  1. Занятия по пластике и танцу.
  2.  Пластическая выразительность в Проекте, спектакле, ставящегося в актерской секции.
  3.  Создание хореографического, пластического спектакля или же эскиза такового.
  4. Посещение театров, музеев.

Музыкальная секция.

Задача: раскрытие темы через музыкальные эмоции.

  1.  Занятия по музыке
  2. Занятия по вокалу.
  3.  Изучение влияния музыки на атмосферу урока, просмотренного спектакля

  1. Примерные темы итоговых театральных событий.

Отделения/адрес

Темы театральных событий

Школьное отделение Красноказарменная ул., дом 11

«Театр пользы и дела» - театральные постановки для одноклассников и младших школьников

Школьное отделение Красноказрменная ул., дом 3 к.1

Социальные пьесы для детей и подростков «Герои нашего времени»

Центр дополнительного образования

Лефортовский вал, д. 14

Проект «Лукоморье» - фантазии на тему творчества.

Дошкольно-школьное отделение

Солдаская ул дом 12

В стране чудес и приключений «В гостях у сказки»

  1. Возможные риски и их предупреждение (устранение).

Риски:

- недостаточная мотивация обучающихся и педагогов к участию в проекте;

- Большая загруженность педагогов, дефицит времени;

- Накопление психологической и физической усталости из-за перегрузок в процесс учебной деятельности;

Предупреждение (устранение):

- личностно-ориентированный подход к педагогам и обучающимся через расширение возможностей для реализации и индивидуального развития;

- мотивация педагогов к участию в проекте методами морального и материального стимулирования.

  1. Ожидаемый результат.

Совместная театральная деятельность позволит комплексно решить не только образовательные, воспитательные, социальные и другие педагогические задачи, но и позволит в образовательном пространстве Школы создать модель наиболее эффективного воспитания гражданской идентичности личности и будет содействовать успешной социализации личности. А введение театрализации в учебно-воспитательный процесс поможет приобретению новых знаний с наибольшим положительным результатом, любой урок (занятие) приобретет новое качественное состояние. Ведь есть в учебной программе многих образовательных областей немало тем,  которые требуют продолжения в игре, творческой презентации, общении, во внеучебной деятельности и на занятиях дополнительного образования.

Театральная деятельность в Школе – это всегда основание для межличностного общения. Обучающиеся развивают творческий потенциал, навыки актерского мастерства, учатся коммуникативной культуре. В театре можно быть актером, режиссером, декоратором, художником, осветителем, гримером, хореографом, есть возможность попробовать себя в разных социальных ролях.  

Театральные постановки, спектакли можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, сравнимым с мощным психотренингом. В целом, театральное искусство и деятельность школьных театров направленна на становление личностных характеристик ребенка, что совпадает с задачами и требованиями Федерального образовательного стандарта.  

Приложение

Жанры и виды театра.

В процессе реализации проекта педагог выбирает любой из жанров, который позволит ему наиболее точно раскрыть темы урока.

Название жанра

Водевиль — вид комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям в этом жанре присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.

Драма — один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX в. драма отличалась серьёзным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, исследовала человеческую психологию.

Комедия — вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей.

Комедия положений – попадание героев в смешные непредвиденные ситуации

Мелодрама — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVII в. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX в.

Мим — комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера.

Мистерия — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. Мистерии представлялись на площадях городов. Религиозные сцены в них чередовались с интермедиями

Моралите — жанр западноевропейского театра XV—XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные добродетели и пороки.

Мюзикл — музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр сформировался в США в конце XIX в.

Монодрама — драматическое произведение, исполняемое одним актёром.

Пародия — жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения.

Пастораль — опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.

Рок-опера представляет собой музыкально-сценическое произведение, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.

Соти — комедийно-сатирический жанр французского театра XV—XVII вв., разновидность фарса.

Трагедия (в переводе с греческого — «песнь козлов») — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя.

Трагикомедия — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе её лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. Наиболее характерна для XX в.

Фарс 1) вид средневекового западноевропейского народного театра, существовавший в XIV—XVI вв. Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дельарте и др.; 2) в театре XIX—XX вв. комедия-водевиль лёгкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

Феерия — жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII вв.

Флиаки — народные театральные представления в Древней Греции, особенно распространённые в III—IV вв. до н.э. в греческих колониях: короткие импровизационные шутки-сценки из повседневной жизни о весёлых похождениях богов и героев.

Вид театра

Авторский театр 
Балет 

Бурлеск (шоу) 
Буффонада

Домашний театр

Камерная театр, балет, опера, оркестр    
Кукольный театр 

Театр Менестрелей

 Театр Мимов

Мюзик-холл 
Мюзикл 
Оперный театр 
Пантомима 
Театр абсурда 
Театр миниатюр 
Театр повествования 
Театр теней 
Театр юного зрителя 
Театр огня 
Уличный театр 

Театр Экспромта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Школа и семья: пути взаимодействия в современном социально - образовательном пространстве с целью уменьшения отрицательных проявлений в поведении школьников

В работе даны конкретные рекомендации педагогам и родителям по уменьшению отрицательных проявлений в поведении школьников...

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.)

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.) ...

Эколого-краеведческая экскурсия по микрорайону ГБОУ школы №403 Пушкинского района –маршрут «Железнодорожный вокзал – Колонистский пруд»- итоговый продукт проекта учащихся 9 класса

Эколого-краеведческая   экскурсия  по микрорайону ГБОУ школы  №403 Пушкинского района –маршрут «Железнодорожный вокзал – Колонистский пруд»- итоговый продукт проекта учащихся 9 класса...

Из опыта проведения культурно-образовательных проектов в старших классах ГБОУ школы «Тутти»

Данная публикация сделана в соавторстве с Островской Я.Е. и представляет собой тезисы выступления на IX Всероссийской научно-практической конференции «Новая жизнь искусства в школе» (АППО, 20-21 мая 2...

Социально-образовательный проект в рамках работы семейного клуба «МЫ И ШКОЛА- ОДНА СЕМЬЯ»

Социальная значимость проектаРабота с семьями - не легкая задача. Через этот проект я смогла вовлечь в школьную жизнь занятых родителей, что очень важно как для школы, так и для ребят. Семья - это сам...