Родительское собрание "Детский травматизм и его профилактика"
классный час
Травматизм представляет серьёзную угрозу для здоровья и жизни взрослых и детей. Ежегодно миллионы людей на планете получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни.
Особую тревогу вызывает детский травматизм. Травмы у детей нередко приводят к тяжёлым последствиям, которые могут отразиться на состоянии здоровья и работоспособности в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.s.detskiy_travmatizm.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА
Выполнила: Смирнова С.В.
Слайд 1
Травматизм представляет серьёзную угрозу для здоровья и жизни взрослых и детей. Ежегодно миллионы людей на планете получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни.
Особую тревогу вызывает детский травматизм. Травмы у детей нередко приводят к тяжёлым последствиям, которые могут отразиться на состоянии здоровья и работоспособности в будущем.
Слайд 2
Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты, изучающие детский травматизм, подразделяют его на четыре основных вида: школьный, бытовой, уличный и спортивный.
Слайд 3 нормативная база
В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.
Слайд 4.
На первый взгляд обеспечить безопасность обучающихся и воспитанников не сложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных в каждую "зону риска" – и все в порядке.
Однако на практике получается иначе.
Увы, ни педагоги, ни классные руководители, ни дежурные, ни вожатые не в силах уследить за всеми учениками в школе. Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них — на перемене. Это и случайные падения с лестниц, подоконников.
И “криминальные” травмы — школьная “дедовщина”.
Особое внимание должны привлечь случаи, связанные с поведением, которое содержит элемент физического насилия по отношению к окружающим. Следует отметить тревожную тенденцию увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.
Слайд 5
Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% . Сверстники часто травмируют друг друга во время игры либо непреднамеренно вне игры – как правило, не заметив один другого (например, сталкиваются, бегая).
Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей.
Особое внимание должны привлечь случаи, связанные с поведением, которое содержит элемент физического насилия по отношению к окружающим. Следует отметить тревожную тенденцию увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.
В школьном возрасте масса травм во время игры или драки — и в школе, и на улице. Игры школьников стали неимоверно агрессивными, а драки ожесточенными.
Прутики в шуточных дуэлях заменились обрезками стальной арматуры, а неизбежные мальчишеские стычки переросли в избиения ногами, экипированными тяжеловесными кроссовками.
Слайд 6
Причины создания травмоопасных ситуаций
Риск возникновения травм у детей обусловлен:
их недисциплинированностью;
неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
необученностью необходимым навыкам поведения;
недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;
физической слабостью;
определенными особенностями развития.
Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (до 80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% .
Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:
недочеты в организации и методике проведения уроков;
неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;
скученность детей во время занятий.
Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.
По мнению большинства авторов работ, посвященных изучению данного вопроса, наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, – это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).
Установлено, что количество случаев детско-подросткового травматизма повышается весной, а также во второй половине дня (с 16 до 20 ч). При этом выявлена определенная зависимость уровня и вида травматизма от времени года и суток: весной, например, преобладает школьный (44%), бытовой (40%) и уличный (31%) травматизм, а летом – спортивный (до 40%), но при этом бытовой и уличный травматизм остаются также на достаточно высоком уровне.
Где подростку можно безопасно и даже полезно выплеснуть свою энергию, снять стресс?
В хорошей спортивной секции престижного вида спорта: в оборудованном помещении, под надзором профессионального инструктора с медицинской подготовкой, в специальной защитной форме. На это в семейном бюджете, как правило, не находится средств. А заняться с ребенком чем-то дома или устроить совместную велосипедную прогулку, поход — после рабочего дня “нет сил” (даже у безработных). И мы, усевшись перед телевизором, облегченно выпроваживаем ребенка “на улицу”: на гаражи, стройки, свалки, пустыри.
Усугубляется вина родителей еще и тем, что большинство несчастий даже там — в опасных зонах детских игр — происходит в темное время суток: волна обращений в травмпункты приходится как раз на 9-10 вечера. Сгущающаяся темнота, усталость ребенка, а от нее — плохая координация и ухудшение зрения, которые приводят к травмам. Но разве 9-10 часов вечера — нормальное время для самостоятельных детских прогулок? “Не учите нас жить”, - огрызаются на подобные замечания родители, не подозревающие, что в это время дети должны давно лежать в кроватях.
Что невероятно для многих, но очевидно для травматологов – в вечерние часы, когда дети после продленок, бабушек или самостоятельного пребывания попадают-таки под "заботливое" внимание родителей, количество детских травм резко увеличивается.
Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей
В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.
Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.
Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.
В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы. Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.
Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей.
Анализ публикаций, посвященных изучению травматизма, позволил выявить некоторые общие показатели предрасположенности детей к рискованному поведению. Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску.
Исследователи отмечают, что для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники. Характерно, что большинство таких детей имели по физкультуре оценку "3".
В последние годы (особенно в крупных городах) серьезной проблемой у школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия. От ее последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.
Слайд 7
Причины детского травматизма
Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:
Поведение самого ребенка, получившего травму.
Действия окружающих сверстников.
Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.
Слайд 8
Травмы, обусловленные поведением пострадавшего
Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.
Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.
Вторая – с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.
Третья – с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.
Четвертая – с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.
Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.
Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).
С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.
Слайд 9
Травмы вследствие неправомерных действий сверстников
Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).
Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.
Слайд 10
Травмы вследствие недосмотра взрослых
Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества), как отмечалось выше, связана с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей.
В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.
Поскольку установлена взаимосвязь между возникновением травм у школьников и их индивидуально-психологическими особенностями, целесообразно проведение профилактической работы с детьми, организованной с учетом этих особенностей. При этом весьма эффективным представляется использование таких активных форм обучения, как тренинговые занятия.
Тренинговые занятия по профилактике детского травматизма
Структура тренингового занятия предусматривает несколько этапов, каждый из которых имеет собственные цели и методы реализации.
Вводная часть призвана: актуализировать имеющийся у учащихся жизненный опыт и житейские знания; мотивировать их на дальнейшую работу; создать деловой настрой и позитивное настроение. В соответствии с этим выбирается последовательность применяемых упражнений.
Основная часть тренингового занятия направлена на формирование у ребят нового опыта. Они не только получают новую информацию, но и как бы "примеряют" ее на себя, моделируют новые способы поведения, глядя на других участников группы, ищут наиболее эффективные приемы действия и взаимодействия в типовых жизненных ситуациях. На этом этапе также применяются специфические техники.
Заключительная часть посвящается отработке личной стратегии поведения, осмыслению полученного опыта, получению обратной связи от группы. Обязательным элементом на данном этапе является рефлексия, которая позволяет участникам продемонстрировать личное отношение к происходящему на занятии. Рефлексия – неотъемлемый атрибут тренингового занятия и на других его этапах: в случае проведения определенных упражнений и использования некоторых техник.
В конце каждого занятия по школьной традиции участникам предлагается домашнее задание, которое необходимо выполнять при участии членов семьи. Вовлечение значимых взрослых в процесс освоения ребенком новых способов поведения представляется необходимым, поскольку ближайшее окружение во многом определяет привычные жизненные алгоритмы.
Таким образом, тренинговое занятие позволяет в модельных условиях отработать поведенческие стратегии в типовых жизненных ситуациях. В то же время структура занятия и применяемые методы предоставляют возможность развивать необходимые навыки, опираясь на знания, передаваемые на ярком эмоциональном фоне.
Тренинговые занятия, которых должно быть 8–12, рассчитаны на 40–45 мин, что позволяет без труда включить их в обычное школьное расписание не чаще одного раза в неделю. Для их проведения можно использовать любое школьное помещение: класс, актовый зал, рекреационное помещение. Не стоит ждать мгновенного эффекта от подобных занятий. Поведение человека – продукт конкретных жизненных обстоятельств, условий жизни, традиций и многого другого. Оно формируется на протяжении длительного времени и быстро изменить его невозможно. Однако продуманная кропотливая работа может оказаться в этом смысле эффективной.
Известно, что источником формирования убеждений является яркое эмоциональное переживание (чем младше ребенок, получивший такой эмоциональный опыт, тем более устойчивыми становятся его убеждения, основанные на этом опыте). Тренинговые занятия, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, предоставляют возможность обеспечить его нужной информацией, сформировать необходимые навыки и отработать оптимальную личную стратегию поведения в типичной ситуации.
Цикл профилактических занятий проводится с целью формирования убеждения в ценности собственной физической безопасности, а также навыков избегать или минимизировать риск, распознавать травмоопасную ситуацию, предвидеть последствия своих и чужих действий. Ознакомление с травмоопасными ситуациями, происходящее в ходе традиционного урока, не всегда бывает достаточно эффективным. Получение учащимися знаний без приобретения (даже в модельных условиях тренингового занятия) навыков поведения в экстремальной ситуации (когда решение необходимо принять в условиях крайне ограниченного времени) на практике часто оказывается бесполезным.
Тренинг "Мы, наши права и наши обязанности"
Цели: развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать чужие права и стремления отстаивать свои.
Задачи: актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт.
Оборудование: два листа формата А-3 ("Правила, обеспечивающие соблюдение личных прав" и "Способы отстаивания личных прав"), листы писчей бумаги и ручки по количеству участников.
Вводная часть. Участники выполняют упражнение "Запретная цифра" или иное для "разогрева". Дети встают в круг. Выбирается "запретная" цифра, например 3. Вместо нее или числа, кратного трем, или содержащего эту цифру участник должен сделать хлопок руками. Игра начинается, когда первый ребенок говорит "один", второй продолжает счет – "два". Вместо числа "три" следующий участник хлопает в ладоши. Счет продолжается, при этом нельзя произносить числа с цифрой 3 или кратные трем, например 9, 12, 13 и т. д. Сказавший эти числа выбывает из игры.
Чтобы определить понятие "иметь право", участникам предлагается продолжить следующую фразу: "Я имею право…". Далее обсуждаются вопросы:
У всех ли людей есть права?
Что такое обязанности?
Как связаны наши права и обязанности?
Бывают ли на свете люди, у которых есть только права и нет обязанностей или, наоборот, – только обязанности без прав?
Подводя итог обсуждения, ведущий отмечает, что у всех людей есть те или иные права и обязанности, предлагает обсудить у кого больше прав – у взрослых или у детей и почему, обращает внимание на то, что чем больше у человека прав, тем больше у него и обязанностей.
Основная часть. Присутствующим на занятии предлагается подумать о том, какие права нарушаются, если:
у человека отнимают принадлежащую ему вещь;
вместо отдыха заставляют работать;
насильно удерживают где-либо.
Ведущий предлагает описать чувства человека, чьи права нарушаются (обида, растерянность, возмущение и т. п.), обращает внимание на то, что часто мы, сами того не замечая, нарушаем права других людей, предлагает привести такие примеры. В случае затруднений можно предложить участникам рассмотреть конкретные ситуации. Например, бывает ли так, что мы без разрешения берем чужие вещи, своевременно не возвращаем взятое взаймы, мешаем учителю вести урок, грубим родителям, обижаем младших? Ведущий подчеркивает, что также могут нарушаться и наши права, и предлагает подумать, как сделать, чтобы ничьи права не нарушались. После краткого обсуждения участникам предлагаются следующие правила.
Правила, обеспечивающие соблюдение личных прав
Для того чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.
Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.
Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.
Если формулирование правил вызывает затруднения, можно предложить их в готовом виде, разместив на доске или в середине круга. Участники обсуждают правила, желающие иллюстрируют их своими примерами.
Ведущий особо подчеркивает, что речь идет о личных правах людей (житейских, бытовых и т. п.) и сообщает, что юридические права защищает закон. А затем предлагает обсудить, как защищать свои личные права. Обобщая высказывания детей по этому вопросу, сделанные на основе их личного опыта, формулируются следующие выводы.
Способы отстаивания личных прав
Когда нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ – привлечь на помощь взрослых (родителей или учителей).
Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, т. к. это проявление не слабости, а самоуважения.
Самый лучший способ отстаивать свои личные права – это уважать права других.
Эти правила также записывают на доске или размещают в середину круга.
Заключительная часть. Участникам предлагается составить список своих личных прав с учетом правил, которые обсуждались на тренинге. После того как большинство участников запишет 2–3 пункта из возможного списка, желающим предлагается зачитать их вслух.
Домашнее задание. Обсудить с домашними свои личные права и закончить их список.
Ведущему на заметку. При завершении фразы "Я имею право…" следует побуждать участников перейти от заявления своих прав на удовлетворение первоочередных жизненных потребностей к правам более высокого порядка.
Тренинг "Я – уверенный, неуверенный или грубый?"*
Цели: развитие убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым и понимания, что грубость не является признаком силы.
Задачи: развивать умение дифференцировать проявления уверенности, неуверенности и грубости в повседневной жизни людей; формировать убеждения в преимуществах уверенного поведения, необходимости воздерживаться от грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым; осмыслить полученный опыт.
Оборудование: мяч, три мягкие игрушки, нагрудные визитные карточки (бейджики).
Вводная часть. После обсуждения домашнего задания предлагается игра "Стражники и арестанты" (автор И.В. Вачков). Группа детей (класс) делится на две части, в одной из которых на одного человека меньше, чем в другой (при необходимости в игре может принимать участие ведущий). Меньшая часть группы рассаживается на стулья, расставленные по кругу, лицом к его центру – это "арестанты", а один стул остается незанятым. За их спинами встают дети из другой части группы, в т. ч. и позади стула, на котором никто не сидит, – это "стражники". Тот, кто стоит за свободным стулом, старается незаметно для "стражников" установить контакт глазами с одним из "арестантов", который должен быстро пересесть на свободное место – "совершить побег". "Стражники" стремятся не допустить "побегов" своих "арестантов", для этого они держат руки на спинках стульев и внимательно следят за взглядами "арестантов", стараясь схватить за плечи того, кто попытается "сбежать". "Арестанты", наоборот, пытаются "сбежать", поэтому внимательно и незаметно следят за взглядом того, кто стоит за свободным стулом. "Стражник", который не уследил за своим "арестантом", начинает "сманивать" кого-либо из других "арестантов".
После игры ее участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, последовательно называют ассоциации, вызванные словосочетаниями: "грубый человек", "неуверенный человек", "уверенный в себе человек". Комментируя ассоциации, ведущий акцентирует внимание на общепринятом отношении к таким людям: негативном – к грубому человеку, жалости – к неуверенному и уважении – к человеку, который уверен в себе. Затем он "представляет" участникам занятия трех персонажей (это могут быть мягкие игрушки с бейджиками, на которых написано: "Уверенный", "Неуверенный", "Грубый"). От имени этих персонажей ребятам предлагается продемонстрировать поведение в разных ситуациях:
Тебя вызывают к доске, а ты не подготовился к уроку. Тогда ты учителю и говоришь:…
Ты играешь в увлекательную компьютерную игру, а родители хотят, чтобы ты садился за уроки. Что ты им скажешь?
Приятель не возвратил вовремя твою вещь, которая тебе нужна. Что ты ему скажешь?
Выход из ситуации обсуждается в такой последовательности. Участник берет в руки игрушку (например, персонаж "Грубый") и после обозначения первой ситуации произносит несколько реплик от лица своего персонажа. Другой участник высказывается от лица "учителя". Затем следующий участник берет в руки другую игрушку и высказывается от лица нового персонажа и т. д. Задача ведущего – своей реакцией подвести участников к пониманию преимуществ уверенного поведения. Завершая обсуждение первой ситуации, необходимо уточнить, как проявляется грубое, неуверенное и уверенное поведение. Аналогичным образом прорабатываются остальные ситуации, только в их разрешении подростки от начала до конца будут участвовать самостоятельно и, скорее всего, воспроизведут алгоритм, заданный ведущим.
Основная часть. По завершении предыдущего упражнения целесообразно обсудить, какая тактика поведения была самой эффективной и почему? (Грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха; неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению; уверенность же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой.)
Затем участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, по очереди завершают фразу: "Обычно я чувствую неуверенность, когда…". При этом ведущему следует обратить внимание ребят на наличие в их высказываниях таких выражений, как "нахождение в незнакомой обстановке", "отсутствие поддержки окружающих", "неопределенность перспективы развития событий". Необходимо также обсудить ощущения человека, испытывающего неуверенность, способы, которые используют участники, чтобы успокоиться и обрести уверенность, как могут окружающие помочь неуверенному человеку и т. п.
В форме свободной беседы выясняется, кто чаще всего ведет себя грубо. Участники встречи должны осознать, что грубость обычно прикрывает слабость и неуверенность. Кроме того, она неэффективна, т. к. приводит к такому же результату, что и неуверенность. На проявления грубой силы рано или поздно находится еще большая сила. С грубым человеком стараются не иметь общих дел и т. п.
После этого ученики, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, завершают фразу: "Я чувствую себя уверенно, когда…". Теперь в их высказываниях ведущему следует выделить выражения "знакомая обстановка", "поддержка и понимание окружающих", "наличие информации о возможном развитии событий", "успешный опыт собственных действий в схожих обстоятельствах", "возможность получения помощи" и т. п. Необходимо подвести участников к пониманию, что уверенность приобретается с расширением жизненного опыта и знаний, что уверенными чаще всего бывают те, кто сам готов прийти на помощь другим, оказать поддержку тому, кто в ней нуждается, и т. п.
Заключительная часть. Ведущий еще раз демонстрирует участникам персонажи "Уверенный", "Неуверенный", "Грубый"; предлагает назвать, кто из них самый слабый и кто чаще добивается успеха, а также ответить на вопрос: "Является ли грубость признаком силы?".
Домашнее задание. Обсудить с родителями, является ли грубость признаком силы и почему.
Ведущему на заметку. После упражнения "Стражники и арестанты" учащиеся обычно приходят в некоторое возбуждение. Для их возвращения в "рабочее состояние" рекомендуется выполнить релаксационное упражнение по выбору ведущего.
Тренинг "Я и моя безопасность"*
Цели: актуализация темы об опасных жизненных ситуациях; развитие представлений о тактических действиях в опасной ситуации, понимания, что часто они возникают из-за неправильного поведения подростков; формирование убеждения в том, что стремление избежать опасности или минимизировать ее, а также обращение за помощью к окружающим являются проявлением осмотрительности и зрелости.
Задачи: актуализировать личный опыт, связанный с типовыми опасными ситуациями в жизни подростков, обусловленными как внешними обстоятельствами, так и собственным неправильным поведением; развивать у учащихся стремление не попадать в опасные ситуации, не провоцировать и минимизировать опасность, не допускать паники, обращаться за помощью, использовать оптимальную тактику поведения; формировать убеждение в том, что соблюдение принятых правил поведения является гарантией безопасности; осмыслить полученный опыт и отработать алгоритм поведения в опасных ситуациях.
Оборудование: листы писчей бумаги с надписями "Жизнь и здоровье", "Честь и достоинство", "Деньги и вещи", "Остановись!", "Подумай!", "Действуй!" с инструкциями на оборотной стороне листов.
Вводная часть. После короткого обсуждения домашнего задания участники называют ассоциации, которые возникают у них при слове "опасность". Ведущий констатирует, что большинство людей остерегаются опасностей, и предлагает обсудить, как обычно ведут себя люди при их возникновении (что они испытывают? что такое страх? для чего природа наделила человека способностью испытывать страх? о чем сигнализирует страх?). Следует подчеркнуть, что страх – это предупреждение, сигнал, который может парализовать человеческую волю, а может мобилизовать ресурсы человека (привести примеры или предложить подросткам сделать это самостоятельно). На основании приведенных примеров ведущий обращает внимание на то, что есть опасности, возникающие независимо от человека, и такие, которые явились следствием неправильного поведения самих людей.
Ведущий сообщает, что около половины серьезных травм, получаемых подростками, связано с их собственными ошибками (рисками) или нарушением ими принятых правил поведения в быту, школе и на транспорте. Желающие могут привести примеры. Особо выделяются ситуации, когда подростки ведут себя слишком рискованно, поддаваясь на провокации сверстников.
Основная часть. Ребятам предлагается обсудить три вопроса.
Можно ли полностью избежать опасных жизненных ситуаций?
Можно ли свести к минимуму опасности?
Есть ли правила поведения в опасных ситуациях?
Обобщая высказывания, ведущий просит подумать над тем, что является самым важным для человека, что следует спасать в первую очередь. Участникам предлагается три листа с надписями "Жизнь и здоровье", "Честь и достоинство", "Деньги и вещи". Они должны разложить эти листы в соответствии с очередностью того, что (по их мнению) надо спасать в первую, вторую и третью очередь при возникновении опасности. По завершении этой работы ведущий подчеркивает, что такие ценности, как честь, достоинство, деньги, собственность, имеют смысл только в случае существования человека, т. е. когда он смог сохранить свою жизнь и здоровье. Таким образом, первое, что необходимо спасать, – это жизнь и здоровье. Обязательно следует отметить, что:
есть особые исключительные и редкие ситуации, когда люди жертвуют собственной жизнью во имя других людей или ценностей;
взрослые сильные люди, которые несут большую ответственность, могут жертвовать своей жизнью для спасения детей или более слабых;
в большинстве ситуаций, связанных с опасностью, дети и подростки должны спасать свою жизнь и здоровье, учитывая, по возможности, безопасность других людей.
В отношении двух других приоритетов – чести или собственности – правильного ответа нет, каждый волен поступать так, как сочтет нужным и как сложится ситуация.
Ведущий предлагает участникам вспомнить, что удалось придумать людям для сведения к минимуму опасностей, подстерегающих их. Обсуждение целесообразно провести в форме "мозгового штурма". Участников следует подвести к выводу о необходимости соблюдения правил поведения и техники безопасности, инструкций по обращению с техническими приспособлениями и т. п. Следует также обсудить следующие вопросы:
Где, когда и почему в школе предусмотрены особые правила поведения (уроки труда, физкультуры, физики, химии)?
Какие бытовые приборы и почему снабжаются особыми инструкциями по применению?
Почему существуют особые правила дорожного движения и поведения в транспорте? и т. п.
Предлагается привести примеры, когда подросток сталкивается с опасностью, но не может справиться с ней собственными силами. На одном из примеров обсуждается, правильно ли поступает тот, кто обращается за помощью к окружающим. Поступает ли он как человек слабый, малодушный или как зрелый, понимающий границы своих возможностей человек? В высказываниях особо следует подчеркнуть, что стремление получить помощь в опасной ситуации является признаком зрелого поведения.
Участников необходимо подвести к пониманию того, что невозможно заранее предугадать все жизненные опасности, и предложить всем вместе составить алгоритм поведения в опасной ситуации. Работа проводится в форме "Аукциона идей". Обобщая высказывания, можно предложить алгоритм из трех шагов: "Остановись! Подумай! Действуй!".
В середину круга помещают листы с аналогичными надписями, а затем проводится обсуждение необходимости каждого шага. После каждого обсуждения лист с соответствующей надписью переворачивают и зачитывают приведенную там "инструкцию". Вот их тексты:
Остановись!
Если ты почувствовал страх, значит, тебе угрожает опасность; не позволяй страху превратиться в панику, постарайся сохранить спокойствие.
Подумай!
Подумай, в чем заключается опасность, прими решение, как ее избежать или уменьшить.
Действуй!
Приняв решение, сразу приступай к его выполнению.
Необходимо обязательно обратить внимание участников, что возможны ситуации, когда все три "шага" надо "пройти" в очень короткое время, например при спасении бегством.
Заключительная часть. Участникам предлагается описать свои действия в соответствии с предложенным алгоритмом в типичных для подростков ситуациях, связанных с опасностью:
незнакомый человек предлагает тебе пойти с ним куда-либо;
старшие ребята предлагают спиртное или наркотики;
приятели нашли во дворе какой-то сверток и зовут тебя посмотреть, что там внутри.
Ситуации подростки могут предложить сами.
Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос, как себя вести, чтобы не попадать в ситуацию опасности (например: соблюдать правила поведения, инструкции по технике безопасности и обращению со сложными приборами). По завершении высказываний всех участников желающие повторяют алгоритм поведения в опасной ситуации ("Остановись! Подумай! Действуй!").
Домашнее задание. Обсудить с родителями алгоритм поведения в опасной ситуации.
Ведущему на заметку. В вводной части количество "разогревающих" упражнений может быть сокращено, если группа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы спортивного травматизма и меры профилактики.
Одной из основных задач тренера и преподавателя спортивных дисциплин в учебных заведениях является забота о здоровье воспитанников и студентов. Хронические перегрузки, пер...
Родительское собрание «Роль семьи в профилактике правонарушений»
Цели проведения собрания:- Методическая: применение на практике новых форм проведения родительских собраний, работы с родителями.-...
Доклад на родительском собрании "Роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних"
Доклад на общешкольном родительском собрании...
Презентация к докладу на родительском собрании "Роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних"
Презентация...
Родительское собрание: "Роль родителей в профилактике вредных зависимостей"
Актуальность. Проблемы вредных привычек в подростковом возрасте в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Только врачи-наркологи и сотрудники правоохранительных органов знают, как много сейч...
Школьный травматизм и его профилактика
Материал подготовлен для родителей учащихся...