Сообщение к педсовету "Деятельность семьи по повышению успеваемости обучающегося"
учебно-методический материал

Кузнецова Татьяна Васильевна

материалы к педагогическому совету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение к педагогическому совету

Деятельность семьи в повышении успеваемости обучающихся

Концепция модернизации российского образования в связи с переходом на ФГОС подчёркивает исключительную роль школы в решении задач воспитания. Каждый человек знает, насколько велико влияние семьи на его развитие и всю дальнейшую жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.               Семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные условия. А это влияет и на здоровье ребёнка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.

   Традиционно характер взаимодействия семьи и школы описывался как консультирующе - контрольный и касался в основном вопросов успеваемости и посещаемости ребёнка в школе. И хотя сегодня спектр сторон взаимодействия значительно расширился: это вопросы и воспитания детей, вопросы профессионального определения и профильной подготовки, вопросы помощи школе и многое другое. Но одной из главных задач семьи и школы остаётся повышение успеваемости обучающихся.

    Учитель должен признавать и поддерживать главенствующую роль семьи в воспитании и обучении ребенка.

Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  • педагогическому просвещению родителей;
  • умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  • единству требований школы и семьи.

Сотрудничество педагогов и семьи приносит пользу детям через хорошее самочувствие, ощущение счастья, чувства сопричастности, наполнения энергией, ощущение полезности.

   Сотрудничество через участие родителей в жизни класса позволяет:

  • развивать навыки общения с другими детьми и лучше понимать своего ребенка;
  • забывать на время о своих проблемах;
  • познакомиться с новыми людьми;
  • ощутить "приятную усталость" вместо "тягостного" утомления.  

   Формы работы по сотрудничеству семьи и школы очень разнообразны. Это и родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещения на дому, дискуссии, круглые столы и др. Школа и семья - сотрудники в обучении и воспитании.

Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество.                 Важную  роль в повышении успеваемости обучающихся играет  индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося. Эта работа  сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продуманно построено учителем, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях.  Не стесняясь, могут спросить как, какими образом заинтересовать ребёнка дома и привлечь его к выполнению домашнего задания. Родители должны быть уверены, что все доверительно рассказанное учителю останется между ними, что - любая откровенность в адрес учащегося, любая оценка его поведения и наклонностей, высказанная учителю, не будет при случае использована ему во вред, разглашена.      Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям, в правильном настрое на улучшение успеваемости. В беседе с родителями учитель не столько утверждает, сколько советуется, договаривается о совместных действиях, методах и приемах воздействия на ребенка. Беседуя с родителями, нужно не поучать, а подводить их к пониманию необходимости приобретения педагогических знаний. Исходить следует из того, что беседа с родителями не монолог, а прежде всего диалог, в котором будут определяться конкретные пути и методы совместного влияния на ребенка.

    При посещении семьи учитель узнаёт о микроклимате несовершеннолетнего в семье, об организации жизни и воспитательном воздействии на ученика дома. Задача - выяснить, все ли возможное делается в семье для правильного воспитания ребенка и для повышения его успеваемости по школьным предметам.  Получив дополнительные сведения, учитель уточняет для себя индивидуальные особенности ученика и в зависимости от этого может дать родителям какие-то новые рекомендации. Хорошая учёба и поведение не должны достигаться чрезмерной требовательностью к ребенку, строгостью, запугиванием и даже телесными наказаниями.

    Идя в семью, учитель ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Без таких посещений, без личного знакомства с практикой воспитания в каждой семье этот опыт был бы односторонним, базирующимся только на поведении ребенка в классе и беседах с родителями. Опыт семейного воспитания учитель собирает по крупицам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга, культура общения, семейные традиции. Особенно интересен опыт организации в семье совместной деятельности взрослых и детей, их совместного труда, традиций воспитания. Положительный опыт пропагандирует в беседах с другими родителями, на собраниях, конференциях, в лекциях, через местные печать и радио. Хорошо привлечь к этому и самих родителей. Их выступления всегда вызывают интерес.

   Встречаются  такие семьи, в которых у детей – школьников падает успеваемость в школе. Это связано с конфликтами между отцом и матерью выходящие за рамки нормальных семейных отношений. Задача, которую должна решить школа в работе с неблагополучными семьями, – попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка и чтобы конфликтная ситуация никак не могла повлиять на успеваемость ученика. Школа должна так повлиять на родителей, чтобы они осознали ответственность за растущего человека, почувствовали бы свою вину, пагубность своего образа жизни и, главное, чтобы они захотели перестроить жизнь, изменить семейный уклад, характер взаимоотношений. Это очень сложная, кропотливая работа, не всегда дающая результат сразу. Здесь нужно использовать все возможные формы и методы работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный контроль.

   Особенно большие трудности представляют семьи, в которых отец или мать пьют. И даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, учитель берет такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями того вреда, который может принести алкоголь растущему организму. 

Повышенное внимание нужно уделять родителям тех учеников, у которых не проявляется больших способностей к учению, даже при примерном прилежании и старании. У таких учащихся, часто, при вдумчивом отношении к ним старших, выявляются способности к различной внеучебной деятельности: музыке, танцам, различным видам ручного труда, моделированию, спорту, рисованию, пению и т. д. Если учитель замечает у ученика какие-либо способности, следует обратить на это внимание родителей, с тем чтобы они постарались развить их, создав с семье соответствующие условия. Часто это не только не мешает учению, а, наоборот, становится основой, на которой развивается и формируется интерес к занятиям в школе, к труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся

Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство ко...

Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся.

Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство ко...

Роль семьи в повышении качества знаний обучающихся

Выступление на родительском собрании...

Сообщение на заседание творческой группы: «Повышение духовно-нравственного воспитания учащихся в школе интернате для обучающихся с ОВЗ»

Сообщение  на заседание творческой группы:«Повышение духовно-нравственного воспитания учащихсяв школе интернате для обучающихся с ОВЗ»...

Сообщение на МО «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка как средство повышения мотивации обучающихся»

Сообщение на МО «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка как средство повышения мотивации обучающихся»...