Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся.
статья по теме
Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся.
Модель мониторинга МКОУ СОШ № 14.
«Новые условия требуют новых путей решения»
Н.Рерих
По Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения обязаны обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту. Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить корректность действий учителя и успешность усвоения предмета учащимися. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.
Цель мониторинга:
проанализировать и оценить результативность обучения;
оценить эффективность учебного процесса с точки зрения ФГОС;
проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей;
обобщить опыт учителей.
Мониторинг - это регулярное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.
Важнейшим условием реализации предлагаемой модели мониторинга является интеграция деятельности всех структурных подразделений учебного заведения и активное участие каждого педагога, учащегося в достижении наивысшего уровня качества образования в школе.
Объектом мониторинга является интеграция, включающая учащихся и педагогов, нормативное и процессуальное сопровождение, образовательные, профессиональные и личностные достижения всех участников образовательного взаимодействия и управления качеством обучения.
Целью предлагаемой модели мониторинга является отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.
Система показателей педагогического мониторинга может включать в себя следующие группы:
• сформированность общеучебных умений и навыков;
• успеваемость и качество обучения по отдельным предметам;
• удовлетворение образовательных потребностей;
• воспитанность учащихся;
• состояние здоровья, здоровьесберегающий потенциал;
• системность, современность содержания образования, обеспечиваемого образовательной программой и т. д.
Педагогический мониторинг
• предназначен для обеспечения педагога и администрации качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений;
• должен определять насколько рациональны педагогические средства и методы, реализуемые в педагогическом процессе;
• предполагает анализ причин несоответствия качества образования обучающихся определенным нормам;
• осуществляет поиск резервов повышения эффективности учебного процесса.
Цель и задачи деятельности:
Целью данной модели мониторинга является прогноз и обеспечение повышения успеваемости и качества знаний учащихся.
Для достижения данной цели необходима реализация следующих задач:
• разработать технологию сбора информации;
• организовать сбор информации;
• разработать основу для обобщения, классификации и первичного анализа информации в электронном виде;
• организовать обработку и ввод информации в базы данных;
• создать информационный банк данных фактического состояния педагогического процесса в школе;
• создать аналитические, справочные материалы и прогнозировать процесс успеваемости и качества знаний учащихся;
• разработать систему действий в школе, предупреждающих развитие негативных явлений в ее образовательной среде;
• совершенствовать технологию мониторинга системы образования в образовательном учреждении;
• привлекать к активному сотрудничеству всех участников модели мониторинга.
Организация деятельности в модели мониторинга предполагает:
• координацию деятельности всех объектов мониторинга, обеспечивающих образовательный процесс ОУ;
• сбор и накопление информации об успеваемости и качестве знаний учащихся, создание банка данных, обеспечение индивидуальной поддержки учащихся и педагогов;
• определение уровня профессиональной компетентности учителей, уровня готовности притязаний и возможностей каждого педагога работать в режиме личного развития и в режиме развития конкретного обучающегося;
• организацию анализа, обобщения и распространения результатов мониторинга, обеспечение гласности результатов мониторинга через информационные педагогические советы, заседания МО, родительские собрания, индивидуальные беседы с педагогами, классными руководителями, учащимися, родителями.
Введение модели мониторинга осуществляется в три этапа:
1-й этап. Подготовительный - осуществляется постановка цели, определение задач;
2-й этап. Практический - осуществляется сбор и обработка информации (административные контрольные работы, успеваемость и качество знаний по четвертям и за год, качество итоговой аттестации выпускников);
3-й этап. Аналитический - осуществляется систематизация полученной информации, анализ полученных данных, делаются выводы и разрабатываются рекомендации и предложения для дальнейшей работы;
Объекты мониторинга
Объектами модели педагогического мониторинга являются все участники образовательного процесса: администрация, классные руководители, учителя, ученики.
• для ученика определяется его рейтинг в классе и динамика успешности обучения по четвертям и учебным годам, начиная с 4 класса до выпуска; составляется долгосрочная индивидуальная карта успешности;
• для учителя-предметника определяется степень сложности предмета для усвоения учащимися, что позволяет сделать вывод об эффективности и результативности используемых для преподавания педагогом методик; осуществляется сопоставление результатов срезовых работ с четвертными, годовыми, экзаменационными оценками (т.е. оценивается уровень преподавания предмета);
• для классного руководителя определяется уровень учебной мотивации класса и зоны учебной проблематики класса;
• для администрации определяется общая успеваемость по школе в течение исследуемого периода; индивидуально-дифференцированно диагностируется успешность обучения каждого ученика; определяется перспективное планирование мероприятий по повышению качества обучения и своевременной профилактики неуспеваемости по школе.
Методы сбора и обработки информации: моделирование; экспертный опрос; наблюдение;
изучение и анализ документов; тестирование; анкетирование; контрольные срезы знаний; самооценка. Компоненты мониторинга - это условия, процесс и результат мониторинга.
Процесс педагогического мониторинга предполагает:
• организацию педагогического мониторинга заместителем директора по учебной работе согласно его функциональным обязанностям и в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения;
• проведение мониторинговых наблюдений строго по утвержденной программе, которая отвечает требованиям актуальности (соответствие образовательным потребностям), реалистичности (соответствие имеющимся возможностям школы) и системности (полнота компонентов и скоординированность связей между ними);
• набор и форма показателей мониторинга ограниченны и постоянны в течение установленного периода времени;
Предполагаемый результат мониторинга:
• сохранение успеваемости по школе на оптимальном уровне - 100% (по результатам года);
• поддержание качества успеваемости по школе до 50 % и выше;
Этапы работы
Постоянными ежегодными этапами работы на весь период мониторинга являются:
• сбор информации по результатам четвертей и срезовых контрольных работ;
• преобразование информации в разработанную форму;
• принятие управленческого решения (вырабатываются предложения и рекомендации, создающие основу для дальнейшего совершенствования работы педагогического коллектива или отдельных учителей по формированию у учащихся системы качества знаний);
• контроль за выполнением решения.
Сроки проведения долгосрочного мониторинга : с 2010 по 2014 год.
II. Организация работы по мониторингу
Школьная программа «Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся» - это долгосрочный проект социального и учебно-образовательного типа, составная часть программы развития школы.
У каждого классного руководителя есть электронная таблица, выполненная в программе MS Excel , где по вертикали приведен список класса, в горизонтальных рядах – названия предметов. В электронный вариант таблицы по окончанию четверти (полугодия) заносится полная ведомость успеваемости учащихся за четверть. Информация обрабатывается определенным образом и по ней комплектуется единый электронный банк данных по школе.
Бумажный вариант данной электронной формы по классам оформляется в папки, с которыми работают администрация, классный руководитель, учителя – предметники, руководители МО и родители.
Индивидуальные папки сформированы с 1 по 11 классы и представляют собой «Портфолио учащихся», в котором отражена учебная отчетность за четверть (полугодие) по классам и результаты сравнения срезовых контрольных работ с итоговыми отметками.
III. Результаты мониторинга.
Мониторинг результативности
в 6 а классе по русскому языку за 2011 – 2012 учебный год.
По каждой четверти (полугодию) отслеживается индивидуальная успеваемость по предмету каждого ученика, его средний балл и рейтинг ученика по среднему баллу в классе.
Диаграмма контрольных работ по математике в 3 Б классе за 2011 – 2012 учебный год
Аналогичные диаграммы выполняются по всем предметам.
Диаграмма успеваемости в 5б
По каждому предмету высчитывается процент качества и процент успеваемости, кроме этого ведется статистика неудовлетворительных оценок в процентном соотношении.
«Сопоставление результатов административных контрольных работ с итогами года» состоит из таблицы сравнения.
Процент обученности и качества знаний | ||||||
Классы | 2009-2010 уч.г | 2010-2011 уч.г | 2011-2012уч. г полугодие | |||
1-е | 100% | 65% | 100% | 67% | 100% | 70% |
2-е | 100% | 64% | 100% | 65,5% | 100% | 68% |
3-и | 100% | 74% | 100% | 78% | 100% | 78,5% |
4-е | 100% | 67% | 100% | 69% | 100% | 71% |
Итого: | 100% | 62% | 100% | 64% | 100% | 65,5% |
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ IX, XI КЛАССОВ
Познавательная активность | 9 класс | 11 класс |
Высокая | 48% | 36% |
Средняя | 47% | 58% |
Низкая | 4% | 6% |
По данной форме оценивается уровень преподавания предмета:
• оптимальный – результаты административных контрольных работ полностью совпадают с годовыми оценками;
• удовлетворительный – результаты административных контрольных работ в большинстве случаев подтверждают годовые оценки;
• критический - результаты административных контрольных работ частично подтверждают годовые оценки;
• неудовлетворительный - результаты административных контрольных работ не подтверждают годовые оценки.
IV. Заключение
В результате мониторинга эффективность учебного процесса улучшилась. Школа стремится реализовать индивидуально-дифференцированный подход в управлении успеваемостью и качеством обучения наших учеников. Реальность запланированных мониторинговых результатов подтверждается снижением количества неуспевающих по школе и повышением качества знаний учащихся.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фактор повышения эффективности и качества обучения учащихся английскому языку в школе
Эта статья написана, как обобщение опыта работы учителей кафедры английского языка ГОУ СОШ № 180 с целью повышения у учащихся мотивации к изучению иностранного языка....
Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке
Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...
Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся
Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство ко...
Презентация педагогического опыта по теме: "Мотивация как средство для развития творчества учителя на уроках истории и как результат повышения уровня и качества обученности учащихся"
Презентация педагогического опыта учителя по теме: "Мотивация как средство для развития творчества учителя на уроках истории и как результат повышения уровня и качества обученности учащихся" востребов...
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ МБОУ «ЧЕХЛОМЕЕВСКАЯ ОШ» НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Сопровождение предметов, требующих совершенствования уровня качества обученности; Разработка комплексных мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др....
Экспериментальная работа по повышению качества обучения: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».
Тема: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».Актуальность работы. Цели. Гипотеза. Задачи....