Живи, родник
проект
«Если будут звенеть родники,
Будет биться и сердце России!..»
Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хрустальной студеной воде. И нигде – ни в людных местах, ни в глухой тайге – родник не остается незамеченным, к нему всегда есть тропа – он нужен не только людям, но и зверям, птицам. Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические корни. Вода в них всегда была чище воды рек, озер и любых других поверхностных источников. Поэтому люди издавна стремились пользоваться родниками, селились вокруг них, сохраняли и обустраивали источники. Родником, или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Это самый чистый источник питьевой воды. Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании и других поверхностных водоёмов, поддержании их водного баланса.
Наши родники представляют собой уникальные природные объекты. Они являются центральным компонентом окружающих ландшафтов, повышают их эстетические свойства. Родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения. Поэтому сохранение этого богатства живой природы – важное дело. И мы немало сможем сделать для этого.
В нашем селе и в её окрестностях есть родники с чистейшей водой. Их экологическое состояние является показателем отношения населения к окружающей нас природе. К сожалению, не везде и не всегда население бережно относится к источникам. Например, с 2013 года воспитанникамиВ 2008 году была построена скамейка, недалеко от родника посажены кусты калины, смородины, было отведено места для купания на праздник Крещение. К сожалению, через некоторое время скамейку сломали, вокруг родника стали кидать мусор, вскоре и воды там стало мало.
Село Старый Чирчим раньше славилось своими родниками. В настоящее время их у нас в селе три: «Попов родник», «Крашенинников родник» и «Струйка». Запущенные родники постепенно исчезают. Если так продолжится и дальше, и оставшиеся родники могут исчезнуть. Наша задача сохранить родники чистыми и благоустроенными. В этих целях был разработан данный проект, который направлен на сохранение и благоустройство территории родников, находящих в нашем селе.
Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся школы, но и для жителей села. Изучение родников, их обследование, паспортизация, практические работы по охране – необходимое условие регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества.
На нашей земле жизнь бурлит там, где журчит вода, оповещая все живое, что готова и дальше поддерживать природный баланс. Мы с уверенностью и гордостью можем сказать, что ключи подземной воды есть на родной Старочирчимской земле. Но родник уже в плохом состоянии, поэтому наша основная задача дать вторую жизнь роднику. ЛТО «Мечта» при МБОУ СОШ с. Старый Чирчим каждый год проводится благоустройство родника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivi_rodnik_chirchim.ppt | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хрустальной студеной воде. И нигде – ни в людных местах, ни в глухой тайге – родник не остается незамеченным, к нему всегда есть тропа – он нужен не только людям, но и зверям, птицам. Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические корни. Вода в них всегда была чище воды рек, озер и любых других поверхностных источников. Поэтому люди издавна стремились пользоваться родниками, селились вокруг них, сохраняли и обустраивали источники. Родником, или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Это самый чистый источник питьевой воды. Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании и других поверхностных водоёмов, поддержании их водного баланса.
Село Старый Чирчим раньше славилось своими родниками. В настоящее время их у нас в селе три: « Попов родник», «Крашенинников родник» и «Струйка ». Запущенные родники постепенно исчезают. Если так продолжится и дальше, и оставшиеся родники могут исчезнуть. Наша задача сохранить родники чистыми и благоустроенными. В этих целях был разработан данный проект, который направлен на сохранение и благоустройство территории родников, находящих в нашем селе.
ПОПОВ РОДНИК Самый большой источник долго поил и поит всё село чистой, свежей водой, он находится на улице Центральной, 4.
КРАШЕНИННИКОВ РОДНИК Находится чуть выше Попова родника на пригорке. Оттуда самотёком бежит вода, которую берут воду жители села, они же построили деревянный сруб.
РОДНИК «СТРУЙКА» Находится по улице Солнечная, называется «Струйка». За этим родником ухаживают Фролов Владимир Сергеевич, Черкасова Мария Федоровна, Авдеева Мария Николаевна и проживающие рядом жители улицы.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Учащиеся Старочирчимской школы знакомство с проектной деятельностью начали несколько лет назад. Были разработаны проекты: «Мое село – моя забота», «Живи, село», «Лето – время проектов». При разработке этих проектов встречи с представителями местной власти дали нам возможность глубже вникать в проблемы села, и самим принимать ответственные решения. Проекты, которые реализуются в классах и школе - это стартовая площадка для работы по социальному проектированию. Учащиеся школы провели собрание, где рассматривали вопросы о планировании деятельности работы по патриотическому и экологическому направлению на 2018 год. В результате были выделены следующие проблемы: 1.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛА 2.БЛАГОУСТРОЙСТВО РОДНИКА
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объектом исследования послужил родник, расположенный в центре села старый Чирчим Камешкирского района, который используется населением.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА 1. Воспитание патриотизма и гуманного отношения к родной природе; 2. Воспитание активной гражданской позиции, готовности служить Отечеству; 3. Формирование социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни. 4. Формирование экологической культуры детей и подростков, а также взрослых жителей поселения, активизация природоохранной деятельности в селе. 5. Благоустройство родника, формирование экологической культуры жителей села через реализацию проекта «Живи, Родник..»
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1. Узнать историю родника нашего села и выяснить, почему вода в источнике, пользуется популярностью. 2. Провести практическую работу по исследованию родниковой воды нашего села. Составить паспорт родника 3. Разработать систему мер для защиты и сохранения родника. Провести акции по благоустройству. 4. Составить план работы по благоустройству и реконструкции родника. 5. Привлечь внимание к данной проблеме жителей села и получить помощь в ее решении.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА 1. Подготовительно - исследовательский этап. (Сентябрь – март) - Знакомство с учебной литературой, изучение теоретических сведений о родниках, овладение навыками и умениями обследования территории, где расположен родник. Изучение научной литературы. - Сбор информации о количестве и местонахождении родников на территории села Старый Чирчим. Встреча со старожилами. - Выяснение важности и практической значимости своей работы. - Сбор информации о возникновении родника, о его значении для жителей села. - Составление картосхемы села с указанием месторасположения родников.
2. Практический этап. (Апрель – июль) - Оценка состояния родников, подробное описание. -Подготовка документов по сохранению и использованию родников. Разработка эскизов благоустройства родников с перечнем необходимых материалов. - Представление эскизов в Администрацию Новошаткинского сельсовета. - Поиск спонсоров. - Составление паспорта одного родника. - Проведение мероприятий по благоустройству. Его начало приурочить к 22 апреля – празднованию Всемирного Дня Земли. Очистка от мусора территории родников, её благоустройство; посадка деревьев, кустарников, цветов вблизи родника; установка информационных щитов, скамеек, урн для сбора мусора; проведение анализа воды в родниках и т.д.
3. Пропагандистский этап (август-сентябрь) - Оформление полученных материалов в результате исследований. Создание альбома с фотографиями родников. - Знакомство всех учащихся школы с проделанной работой. - Обсуждение подготовленной документации со специалистами Камешкирского района по природопользованию и экологических проектов. - Выступление с отчётом о проведении проекта перед жителями села, депутами местного самоуправления на родительском собрании. - Подача материала в газету «Новь».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Изучив нормативно – правовую базу и документы по гражданско-патриотическому воспитанию, учащиеся сделали вывод: Правительство и руководители всех уровней уделяют большое внимание воспитанию юных граждан нашей страны. Реализация нашего проекта, цели и задачи, которые мы ставим, это практический шаг по выполнению выше перечисленных документов. Затем собирали информацию о возникновении родника, изучили географическое по ложение, историю и значение родника, много времени проводи ли с жителями села, которые помогли воссоздать некоторые исторические моменты. Вот что удалось выяснить:
СТАРЫЙ ЧИРЧИМ (Архангельское), русское село, бывший центр сельсовета, в 20 к юго-востоку от районного центра. Названо по речке, от эрзя-мордовского слова чирчима – «круча». Село основано в конце 17 в. служилыми людьми – князем П. Кудашевым, Т. Тяпиным, Л. Игумновым, Иваном Афанасьевичем Русиновым. Расположен родник на территории села по улице Центральная. Бьет ключ много лет, проходя через известняк и слои глины, вода фильтруется, очищается и даёт людям глоток живительной влаги, а потом впадает в ручеек Чирчимка и оттуда в реку Кадада. В селе Старый Чирчим проживает более 600 человек. Опрос жителей села, который провели наши ученики при посещении на дому и на улицах, показал, что более 50% опрошенных пользуются водой из этого родника, хотя в домах проведено централизованное водоснабжение. Начав работу над этим проектом, нам представилась возможность ближе познакомиться с этим даром природы. Мы очень любим свое село и хотим, чтобы родник, который есть у нас, радовал своей водой всех желающих утолить жажду еще много, много лет.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Сохранение источника на территории села Старый Чирчим, благоустройство родника: 2.Повышение экологической культуры населения; 3. Улучшение здоровья молодого поколения 4. Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности. 5. Развитие креативных способностей учащихся. 6. Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде. 7.Развитие лидерских качеств. 8. Развитие информационной культуры участников проекта. 9.Изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе. 10.Формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей Малой Родины. 11.Приобретение навыков социального партнерства с другими организациями, развитие у обучающихся умения работы во взаимодействии с органами власти, со средствами массовой информации, с другими организациями.
В нашем селе и в её окрестностях есть родники с чистейшей водой. Их экологическое состояние является показателем отношения населения к окружающей нас природе. К сожалению, не везде и не всегда население бережно относится к источникам. Например, с 2013 года воспитанниками ЛТО «Мечта» при МБОУ СОШ с. Старый Чирчим каждый год проводится благоустройство родника.
ИЗ РАССКАЗА СТАРОЖИЛА Из рассказа Варшаниной Александры Григорьевны, 1931 г.р., мы узнали вот о чём: «Самый большой источник долго поил и поит всё село чистой, свежей водой, он находится позади огорода Шерстневой Анастасии Федоровны, на ул. Центральной, 4. Раньше этот участок принадлежал священнику, там жила его семья и родник назвали Попов. В конце 90-х годов прошлого столетия были проведены работы по благоустройству родника: обложили камнями, оградили, поменяли жёлоб для воды, посадили деревья. Сейчас люди ходят к роднику за водой. Молодёжь и приезжие любят там фотографироваться.
РАБОТА ГРУППЫ СОЦИОЛОГИ Социологи проводили социологический опрос, анкетирование, анализировали полученный материал, распространяли листовки на территории села Старый Чирчим
ОПРОС ГРАЖДАН 1.Хорошо ли вы знаете историю родника ? 2. Что вы можете сделать для сохранения родников? 3. Какую воду вы любите пить?(родниковую или водопроводную) 4. Часто ли вы берете воду из родника? Итоги: учащиеся опросили около 47 человек, и установили, что на первый вопрос ответили «да» 47 жителей, на второй вопрос ответили, что 95% жителей готовы помочь в благоустройстве родника. На третий вопрос 75% жителей отметили, что любят пить родниковую воду. На четвертый вопрос 50 % ответили, что часто берут воду из родника .
ГРУППА ИНФОРМАТИКИ Чтобы привлечь внимание жителей, группа «Информатики» выпустила несколько листовок, объявления, в которых жителей села призывали помочь благоустроить родник. Они прошли по дворам и пригласили принять участие в данном проекте. ТЕКСТ ЛИСТОВКИ: «Мы, учащиеся школы, обращаемся к вам, старшим друзьям — взрослым, и призываем вас стать нашими единомышленниками. Мы призываем стать участниками экологического движения всех, кому дорого состояние наших родников, всех, кто хоть раз задумался о будущем планеты. Наша главная задача — улучшить, сохранить окружающий мир, залечить раны, нанесенные природе, встать преградой на пути тех, кто продолжает его разрушать. Спасая нашу родную землю, мы боремся за дело первостепенной важности. И пусть никто не думает, что такая задача не по плечу детям»
ГРУППА ТРУДОВИКИ, ЭКОНОМИСТЫ Группа учащихся – трудовиков начали свою работу по благоустройству территории вокруг родника в сентябре. Они расчистили родник и окультурили территорию вокруг родника. 10 января «Трудовики» провели повторную акцию по очистке родника «Благоустройство родника в зимнее время года». Группа экономистов составила сметы по благоустройству и реконструкции родника. Провела консультации с работниками бухгалтерии. Разработан предварительный бюджет проекта.
ГРУППА ЭКОЛОГИ Экологи проводили исследование химического состава воды, обрабатывали результаты исследований и составили паспорт родника. Для длительного наблюдения за водой родника были взяты такие характеристики воды, как: Определение температуры Температуру измерили термометром, она равна 5 градусам
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОДЫ В РОДНИКЕ 1.Характер течения – безнапорное донное подпитывание. 2.Дебит родника – примерно 0,5 л/мин. 3.Описание родниковой воды по экологическому признаку: - прозрачность: она обусловлена её цветом и мутностью. Цвет воды определяют различные окрашенные соединения, мутность связана с присутствием в ней взвешенных и коллоидных частиц . Соотношение прозрачности и её мутности. Прозрачность в см. 35 и более Мутность в мг/л 1 0,5 Очень прозрачная
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОДЫ В РОДНИКЕ Слабо опалесцирующая Слабо мутная Очень мутная Опалесцирующая Мутная прозрачная Определение мутности воды запах : ощущается воспринимаемым запахом. Проба при температуре от + 20гр. до + 60гр. Колбу закрывают пробкой, содержимое колбы несколько раз перемешивают вращательными движениями, после чего колбу открывают и определяют запах и интенсивность : Интенсивность запаха Характер проявления Оценка в баллах Очень слабая Запах на ощущается, обнаруживается только лабораторным способом. 1
- Цвет, окраска : окраска воды определяется после фильтрования. Вода оказалась незагрязнённой, т.к. вода без изменения, имела светло – голубую окраску, лишь только на фильтре остались примесит песка, почвы, отмерших растений. - Вкусовые качества : пробы при температуре - +20гр. Вкус может быть различный, в результате примесей. Интенсивность вкуса и привкуса Характер проявления вкуса и привкуса Оценка в баллах Очень слабая Вкус и привкус не ощущается, обнаруживается только лабораторным способом. 1
РАБОТА С АДМИНИСТРАЦИЕЙ ПОСЕЛЕНИЯ Наш проект мы показали зам.Главе Администрации Новошаткинского сельского совета. Она выразила поддержку инициативе участников проекта и пообещала, что она будет взята в качестве основного, и мы можем к ней обращаться в любое время за помощью .
ВЫВОД Итак, после изучения родника, после беседы с жителями села и проведения исследований мы подводим итоги своей работы и сделаем следующие выводы: Поставленные задачи выполнены: 1. Узнали историю родника нашего села и выяснили, почему вода в источнике, пользуется популярностью. 2. Провели практическую работу по исследованию родниковой воды нашего села. Составили паспорт родника 3. Разработали систему мер для защиты и сохранения родника. Провели акции по благоустройству. 4. Составили план работы по благоустройству и реконструкции родника 5. Привлекли внимание к данной проблеме жителей села
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Родник – это не только источник воды, это прекрасное наследие, изумительный подарок для всех поколений. Это средство воспитания патриотизма, чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Жители села Старый Чирчим имеют все основания гордиться уникальным уголком природы. Важным условием сохранения этого уголка станет безусловное соблюдение мер охраны. Аккуратность в обращении с природой требуется от каждого, кто общается с нею. Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью природы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ « Если будут звенеть родники, Будет биться и сердце России!..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Акция "Живи, родник, живи!"
Экологическое воспитание...
Акция "Живи, родник, живи!"
Экологическое воспитание...
тематическое планирование кружка "Живи, родник, живи!"
тематическое планирование кружка, приведена полная расчасовка материала и основные отделы программы...
"Живи Родник Живи"
Урок был приурочен к открытию родника, который ученики школы, жители села восстановили при финансировании Оренбург Газпромдобыча....
Мероприятие "Живи, родник, живи!"
Внеклассное мероприятие "Живи, родник, живи!"...
Живи, родник, живи...
На уроке технологии наш 7 класс вместе с учителем Бронниковой Людмилой Ивановной пошли на родник убирать мусор. Я и многие мои одноклассники не хотели и...
Социальный проект «Живи, родник, живи!»
Социальный, экологический проект по охране "Святого источника"...