Анализ работы социального педагога за первое полугодие 2018-2019 уч. года.
учебно-методический материал на тему

Анализ работы социального педагога за первое полугодие 2018-2019 уч. года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы социального педагога за первое полугодие 2018-2019 уч. года.

Работа социального педагога   проводилась по плану работы школы на 2018-2019 уч. год.

Определены цель, задачи на 2018-2019 учебный год:

Цель: Создавать условия для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения учащихся в школе, семье и социальном окружении.

Задачи:

1.Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.

2.Организация своевременной, комплексной, личностно-ориентированной, социально-педагогической, психологической и правовой помощи учащимся и родителям, а также детям «группы риска», которые имеют проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально-опасном положении.

3. Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательных отношений.

4.Осуществление делового партнерства по работе с семьями «социального риска» и детьми «группы риска» с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, ПДН.

5.Реализация профилактических программ по коррекционным направлениям: «Доверие»-профилактика суицидального поведения несовершеннолетних, «Профилактика жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и причин самовольных уходов несовершеннолетних из семей», «Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков».

Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:

  • руководствуется

-Конституцией РФ,

-Законом «Об образовании»,

-«Конвенция о правах ребенка»,

-Федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти РФ, направленными на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних,

-Нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления Мариинского района.

  • поддерживает тесную связь с родителями;
  • изучает социальные проблемы учеников;
  • ведет учёт и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
  • осуществляет социальную защиту детей из «группы риска»;
  • осуществляет меры по трудоустройству; вовлечение учащихся «группы риска» в культмассовые, трудовые мероприятия, кружки, секции;
  • организует и осуществляет просветительскую, консультативную деятельность среди учащихся, родителей и педагогов школы по правовым, организационным, профилактическим вопросам;
  • организует и поддерживает тесную связь с органами опеки и попечительства, с КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района, с правоохранительными органами, с учреждениями социальной защиты населения, с ЦДК, социальным приютом для детей и подростков, учреждениями дополнительного образования.

Обновление и создание документации.

Данный учебный год начался с обновления и создания документации на новый учебный год:

- Социальные паспорта классов, школы;

-План работы социального педагога;

-План работы по реализации профилактических программ по коррекционным направлениям: «Доверие»- профилактика суицидального поведения несовершеннолетних, «Профилактика жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и причин самовольных уходов несовершеннолетних из семей», «Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»;

- План мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ;

Обновлены и созданы следующие списки:

- Банк данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- Банк данных детей, находящихся в социально-опасном положении;

- Банк данных детей из малообеспеченных семей;

- Банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Банк данных детей-инвалидов;

- Банк данных детей из многодетных семей.

В начале учебного года был проведён мониторинг ученического коллектива школы, в ходе которого составлены списки по определённым статусным категориям. Данные были получены путем изучения школьной документации, составления социальных паспортов классных коллективов, собеседования с родителями, учащимися, через тестирование, анкетирование, опросы. В результате всей работы был составлен социальный паспорт школы. 

В течение полугодия  2018-2019 года осуществлялся контроль посещаемости учащихся учебных занятий, выяснялись причины их отсутствия или опоздания, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. В случае отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель выезжали по месту жительства учащегося.  С родителями социальным педагогом совместно и инспектором  ПДН     проводилась большая профилактическая работа: рейды, беседы, консультации, встречи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся.

Социальный педагог проводил изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, были выделены учащиеся, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации – 13 человек.

 

Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализовалась согласно плану, утвержденному директором школы. Социальный педагог выполнял следующие функции:

1. Диагностическая и аналитическая – формировал банк данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных семей, учёт динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время.

2. Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей-предметников.

3. Коррекционно-индивидуальная работа с детьми, состоящими на профилактических учётах, с целью усиления позитивных влияний социальной среды.

4. Социально-профилактическая - установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.

Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних в рамках реализации профилактической программы «Доверие».

В течение 2017-2018 учебного года систематически велась работа по профилактике и предупреждению детского суицида и детей имеющих жизненные проблемы.

Реализация плана по профилактике и предупреждению детского суицида и детей, имеющих жизненные проблемы, осуществлялась через совместную работу администрации школы, учителей, психолога, социального педагога и медицинского работника школы.

С начала учебного года была сформирована нормативно-правовая база, отдельная папка с нормативной, инструктивно-методической документацией по профилактике суицида среди несовершеннолетних, разработан план мероприятий по профилактике суицида, по которому велась основная работа, собран и обновлен банк данных, который позволил проконтролировать работу с учащимися склонных к суициду и имеющих жизненные проблемы.

В банк «группы риска» на начало учебного года вошли 4 учащихся, к концу полугодия  количество учащихся  не изменилось .

 

В течение учебного года с педагогами проводилось психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родители были познакомлены с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, были даны рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

С целью предупреждения кризисных состояний и коррекции психологического неблагополучия учащихся осуществлялась коррекционно-развивающая деятельность: классные часы, тренинги с учащимися, ориентированные на знакомство со своими психологическими особенностями, сильными и слабыми сторонами, способами их коррекции, способами снятия тревожности;  

Профилактика жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и причин самовольных уходов несовершеннолетних из семей.

В нашей школе ежегодно проходит профилактическая работа по выявлению фактов жесткого обращения с детьми в семье. В ходе деятельности выявляются проблемы учащихся в семье; отслеживается состояние физического, психологического, социального здоровья несовершеннолетних; осуществляется контроль за неблагополучными семьями. 

В этом  полугодии  не  было выявлено  фактов  жесткого обращения родителей с детьми:  

Работа по профилактике фактов жестокого обращения:

- Выявление учащихся группы риска: изучение личных дел учащихся; определение детей «группы риска»; 

- Изучение психолого-педагогической особенности детей: наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий; педагогическая характеристика учащихся; проведение анкетирования учащихся класса с целью сбора информации о имеющихся случаях жестокого обращения с детьми в семьях. 

- Оказание консультационной помощи ребёнку в семье; индивидуально-консультативная помощь родителям; организация и проведение классных и тематических родительских собраний.

Формы работы с родителями: 

-Родительские собрания по актуальным проблемам, возрастным особенностям детей: «Профилактика суицидального поведения детей и подростков», «Конфликты семейного воспитания», «Первые проблемы подросткового периода». Анкетирование родителей. 

-Размещение информационных материалов на стендах для родителей «В помощь родителям», «Три ступени подросткового возраста», «Как помочь ребенку выполнять домашнее задание». В буклетах, памятках: «Насилие в семье», «Профилактика ПАВ. Мини досье на губительное зелье», «Готовимся к экзаменам», «Ты и Закон», «Подросток и половое воспитание».

-Индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей. 

Формы работы с детьми: 

-Классные часы, беседы: «Если с другом вышел в путь», «Роскошь человеческого общения» «Школьные мучения маленьких гениев», «Что такое счастье», «Ситуация успеха», «Детки и предки», «Типы темперамента», «В стране вежливых наук», «Как вызвать симпатию к себе», «Мы все такие разные - этим и прекрасны мы», «Можно и не ссорится», «Традиции моей семьи», «Учимся дружить», «О дружбе и любви». 

-Консультирование, беседы. 

-Размещение информационных материалов на стенде: «Семья», «Дружба», «Толерантность»; 

Анкетирование учащихся: «Жизненные ценности», «Здоровый образ жизни», «Психоэмоциональное состояние детей в семейной ситуации».

Проблема самовольных уходов несовершеннолетних является актуальной, требующей особого внимания со стороны педагогов. Сам факт самовольного ухода подростка является сигналом неблагополучия в семье или учреждении, которое покинул несовершеннолетний. Поэтому, ситуация с безвести пропавшими детьми находится на постоянном контроле всего педагогического персонала. На начало учебного года составлен план работы по данному направлению.

Основными причинами самовольных уходов, по-прежнему, являются отсутствие контроля со стороны родителей (законных представителей), нежелание подчиняться требованиям и правилам, режиму, установленному в семье, в образовательном учреждении, продуманного досуга детей, педагогическая запущенность. Большая часть самовольных уходов в этом учебном году совершена учащимися из дома. Совершают самовольные уходы дети, у которых ярко выражено стремление к самостоятельной жизни, возникновение конфликтных ситуаций в семье, асоциальное поведение родителей, межличностные конфликты, проблемы социальной адаптации. Также причиной к совершению уходов является влияние друзей. Неоднократные самовольные уходы с места проживания были совершены 4-мя несовершеннолетними. Изучение проблемы самовольных уходов несовершеннолетних отражает необходимость принятия дополнительных мер как в отношении подростка, который совершает самовольные уходы, так и родителей (законных представителей), работы с ближайшим окружением несовершеннолетнего.

В целях предотвращения совершения правонарушений, преступлений с участием и в отношении несовершеннолетних, в каждом конкретном случае разрабатываются индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, совершившего самовольный уход. Особое внимание уделяется вопросу обеспечения занятости детей в свободное от учебного процесса время. Сложность состоит в том, что не все родители заинтересованы в контроле за занятостью своих детей в свободное время, ссылаясь на нехватку времени, а порой и на то, что дети уже взрослые и сами могут решать, чем и с кем заниматься. Всё больше наблюдается тенденция отстранённости родителей от воспитания и обучения своих несовершеннолетних детей, считают, что обучать и воспитывать должна школа. Остается актуальным проведение обучающих мероприятий для детей по бесконфликтному общению, управлению своим поведением, эмоциями при возникновении конфликтных ситуаций, снижение агрессивности. Позитивного влияния на личностный рост несовершеннолетних и положительной динамики по уменьшению количества самовольных уходов, возможно, добиться в тесном сотрудничестве со всеми субъектами профилактики. В настоящий момент отмечается активность в помощи школе профилактической работы со стороны правоохранительных органов и специалистов КДН и ЗП. На основании психодиагностического анализа эмоционального состояния ребёнка, бесед с ним, его родителями, родственниками, изучения медицинских диагнозов (по возможности), рекомендаций психолога, криминальной активности подростка, представленных на ребёнка реализуются мероприятия по учёту социальной, педагогической запущенности несовершеннолетнего, склонного к самовольным уходам, бродяжничеству. Обеспечивается дальнейшее сопровождения специалистами, педагогами, проведение мероприятий, направленных на предупреждение повторных самовольных уходов. По итогам проделанной работы проводится изучение принятых мер, с внесением в случае необходимости соответствующих изменений; проведение коррекционно - реабилитационной работы с детьми-жертвами правонарушений и преступлений.

Социально-педагогическое консультирование.

Работа с классными руководителями. В течение года велась работа с классными руководителями, посещались уроки и классные часы, предлагалась тематика классных часов, проводились беседы, совместно с ними проводились подворный обход детей, даны необходимые рекомендации в проведении воспитательный мероприятий и предупреждению конфликтных ситуаций в классе и с другими работниками школы.

Работа с родителями. В течение года были проведены консультации по вопросам опеки и попечительства, по вопросам получения материальной помощи и по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Проведены родительские собрания и круглые столы.

Работа с учащимися. В течение года с учащимися проводилась профилактическая работа по ПАВ, курению, алкоголизму и терроризму, правонарушениям и преступлениям. Под руководством социального педагога проводились встречи с инспекторами ОПДН, специалистами КДН и ЗП, социальной защиты, медицинскими работниками. Были организованы профилактические и профориентационные экскурсии, рейды, флешмобы. Среди учеников проводились также опросы и анкетирования по правовой тематике.

Анализируя проделанную работу и результаты можно сделать следующие выводы:

1. Запланированные мероприятия на полугодие  2018-2019 учебного года соц. педагогом выполнены.

2. Остается значительным число детей «группы риска» и учащихся. Данная категория детей требует повышенного внимания в работе всего педагогического коллектива.

3. Постоянно ведется профилактическая, коррекционная, просветительская работа с детьми и родителями «социального риска».

Из анализа работы и полученных результатов мониторинга можно сделать следующий вывод - необходимо продолжить работу над поставленными целями и задачами.

Цель работы на второе полугодие  2018– 2019 уч. год:

Осуществление мероприятий по социальной защите детей, организация профилактической, социально значимой деятельности несовершеннолетних в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни.
  2. Продолжать социально - педагогическое сопровождение учащихся, состоящих на профилактическом учёте.
  3. Выполнять комплекс профилактических мер для физического, психического и интеллектуального развития учащихся и их родителей (законных представителей) через их социализацию.
  4. Оказывать консультативную или иную помощь учащимся, родителям, классным руководителям по ликвидации кризисных ситуаций.

Педагог-психолог:                Р.А.Чомаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование воспитательной работы на первое полугодие 2018-2019 учебный год

В данном планировании представлены:1. информация по воспитанникам группы;2.занятия и коррекционные часы, проводимые в 9 группе коррекционной школы-интерената в первом полугодии 2018-2019 гг;3.также- н...

Административная контрольная работа за первое полугодие 2018-2019 у.г. для учащихся УО по чтению. 8 класс.13.12.2018

Административная контрольная работа за первое полугодие 2018-2019 у.г. для учащихся УО по чтению. 8 класс...

Административная контрольная работа по литературе за первое полугодие 2018-2019 года по УМК Ланина Б.А.22.12.2018

Административная контрольная работа по литературе за первое полугодие 2018-2019 года по УМК Ланина Б.А....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам первой полугодии 2018-2019 учебного года. Успеваемость и посещаемость учащихся

Аналитическая справкаоб успеваемости посещаемости по итогам 2  четверти  ...

Рабочая программа социального педагога на второе полугодие 2018-2019 учебного года.

Рабочая программа социального педагога на второе полугодие 2018-2019 учебного года....