Выступление на педсовете
статья
Педагогическое взаимодействие –
важнейшее условие эффективности
образовательного процесса
«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете | 22 КБ |
Презентация к педсовету | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ –
ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.
Педагогическое взаимодействие
В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную.
Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание», «гуманный подход». Гуманистическое образование – это всегда партнерство детей и взрослых, активных, деятельных и действующих сторон. Урок рассматривается как система деятельности учителя и учащихся и является основой воспитательного процесса – важным элементом образовательного процесса в целом. Под образовательным процессом следует понимать совокупность трех составляющих: учебно-воспитательный процесс – деятельность учителя; учебно-познавательный и самообразовательный процессы – деятельность самих обучающихся. По теории А. Н. Леонтьева, всякая деятельность состоит из определенных действий, а каждое действие можно разложить на более мелкие составляющие – операции, способы, приемы. Схематически это можно представить так:
Теория – описывает такие компоненты деятельности, как мотивы, задачи, принципы и т. п.
Методика – характеризует выполнение определенных действий в поставленной цели.
Технология – конкретные приемы, их этапы и последовательность.
Таким образом, образовательный процесс следует представлять как сложную систему педагогического взаимодействия.
Педагогическое общение
Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.
О б щ е н и е в п е д а г о г и ч е с к о м п р о ц е с с е выступает как:
– средство решения учебных задач;
– социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;
– способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанника, обеспечивающий успешность их обучения, воспитания и развития.
В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая.
При решении образовательных задач общение позволяет обеспечить визуальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий.
При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми, формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, складываются межличностные отношения в ученическом коллективе.
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
- преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, мнительность и т. п.);
- создаются возможности для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
- осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств.
Уровни и типы педагогического взаимодействия
Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.
№ | Уровни | Происходящие процессы |
1 | 2 | 3 |
1 | Взаимодействие | Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка |
От умения личности взаимодействовать с самим собой зависит конструктивность ее отношений с окружающими | ||
2 | Взаимодействие | Три уровня общения: – другая личность более значима, – равноправность партнеров, – мнение другой личности не играет никакой роли. Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда другого будешь воспринимать как себя |
3 | Взаимодействие с | Ученик вступает в непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является школьный коллектив |
Выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог.
1) учитель – «Я»;
2) учитель – учитель;
3) учитель – ученик;
4) учитель – группа учащихся;
5) учитель – ученическое самоуправление;
6) учитель – родитель.
Профессор Л. В. Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как:
– взаимопознание,
– взаимопонимание,
– взаимоотношение,
– взаимовлияние.
Типы взаимодействия при этом следующие:
– сотрудничество,
– диалог,
– соглашение,
– опека,
– подавление,
– конфликт,
– индифферентность,
– конфронтация.
Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие – диалог и сотрудничество на равных.
Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...
Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.
Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...
Выступление на педсовете
Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....
Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.
Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...