Этнопедагогические подходы в поликультурном образовательном пространстве МБОУ «СОШ №2»
статья
Этнопедагогические подходы в учебно-воспитательном процессе становятся важными в условиях неоднородности контингента обучающихся по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_volkovskie_chteniya_28_marta_2018g.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Эрдеева Зинаида Сангаджиевна,
заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ№2»
Этнопедагогические подходы
в поликультурном образовательном пространстве МБОУ «СОШ №2»
Этнопедагогические подходы в учебно-воспитательном процессе становятся важными в условиях неоднородности контингента обучающихся по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности. Профессиональное мастерство современного педагога должно быть ориентировано на работу в поликультурной и многонациональной среде: овладение теорией поликультурного образования и воспитания, понимание социально-психологических особенностей и менталитета учащихся, владение технологиями проектирования интегрированных уроков.
МБОУ «СОШ №2» многонациональна по своему составу, у нас обучаются дети 17 национальностей. Дети с первого по одиннадцатый класс изучают калмыцкий язык.
Каждая нация обладает своей уникальной культурой, педагогический коллектив школы старается поддерживать их обычаи и традиции, ведь культура народов представляет собой неисчерпаемый источник мудрости, опыта и даже знаний, накопленных веками. Для равноправного и равновесного существования в обществе обучающиеся используют знания культуры народов, которые проживают и обучаются рядом с ними. Педагоги, обучающиеся и родители нацелены на то, чтобы каждый ребенок усваивал культуру своих предков в процессе общения дома и в семье, а потом уже и в процессе общения со сверстниками в школе. Этнопедагогическая среда формирует личность человека - носителя своей культуры, и в то же время способного усваивать традиции, культуру, язык других наций.
Большие возможности для включения сведений этнического характера предоставляются на уроках литературы, окружающего мира, истории, географии, на занятиях внеурочной деятельности. На уроках географии, математики в силу специфики предметов можно включать лишь количественную характеристику этноса, обогащать и закреплять уже приобретенные ранее знания учащихся. Развитие учебных способностей ребенка через этнопедагогику имеет следующие цели и задачи:
-расширение содержания учебного материала за счет национально-регионального компонента;
-усиление совместной поисковой и исследовательской деятельности обучающихся и педагогов;
-формирование национального самосознания учащихся в урочной и внеурочной деятельности средствами этнокультурной направленности.
Данная тема актуальна тем, что она способствует реализации проблемы школы «Формирование поликультурного образовательного пространства – как условие жизненного успеха участников учебно – воспитательного процесса», одной из задач которой является осознание учащимися себя как представителей своего этноса с собственной историей, самобытной культурой и системой духовных ценностей. Она расширяет и углубляет базовый компонент предмета и имеет прикладной характер. Основное назначение в том, чтобы посредством учебных предметов помочь продемонстрировать возможности учебного материала для творческой деятельности.
В 2012-2013 учебном году был открыт класс казачьей направленности (классный руководитель Макарцова Елена Васильевна), сегодня дети этого класса обучаются в 6а классе под руководством Канаевой Надежды Менкеевны, учителя калмыцкого языка и литературы. С 2013 – 2014 учебного года по 2016-2017 учебный год работала с классом казачьей направленности учитель начальных классов Федутинова Светлана Викторовна, её класс дальше ведет учитель английского языка Бюрчиева Делгира Станиславовна. Также открыты еще два класса казачьей направленности, в которых работают Агиевич Татьяна Кимовна, Макарцова Елена Васильевна. Классными руководителями Канаевой Н.М., Макарцовой Е.В., Агиевич Т.К., Бюрчиевой Д.С., педагогами дополнительного образования Щепаковой Н.Н., Смоляковой Е.А., Кострикиной О.В. проводится активная работа по ознакомлению учащихся с обрядами, традициями, сказками, художественными произведениями, песнями, танцами казачества, проводятся интересные мероприятия и встречи, экскурсии.
В школе стало традицией проводить Фестиваль народов, проживающих в республике, спортивный праздник «Вместе дружная семья». Совместно с руководителями и представителями диаспор на высоком организационном уровне провели Фестивали «Азербайджан глазами калмыцких щкольников» (май 2015), «Я открываю, я познаю мир Чечни» (март 2017г.), планируем провести Фестиваль «Дагестан глазами калмыцких школьников».
Заместитель директора по воспитательной работе Мукаева Кермен Ивановна, классные руководители Пугачёва Татьяна Петровна, Бадмаева Наталья Борисовна, Федутинова Светлана Викторовна, Кубанова Александра Сангаджиева серьезно, интересно, объёмно знакомят детей с культурами разных народов через комплекс мероприятий. Это нужно для того, чтобы каждый ученик научился ценить культуру людей разных национальностей, живущих с ним по соседству, был знающим, начитанным и грамотным человеком.
Активно работает «Клуб интернациональной дружбы», созданный директором школы Болтиковой Ириной Юмбуевной, родительским и ученическим коллективом 7б класса. Сейчас руководит «КИДом» учитель русского языка и литературы Петушенко Галина Мирославовна. В работе «КИДа» прослеживается постоянное поддержание многостороннего диалога культур.
Таким образом, сила этнопедагогики – в массовости педагогического процесса. Народная педагогика всегда содействует школьному делу. Являясь живой связующей нитью между прошлым и будущим, она из поколения в поколение воссоздает образ народа в лучших его чертах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Выступление на VI Всероссийской научно-практической педагогической конференции с международным участием "Этнокультурное образование: опыт и перспективы"....
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Положение о создании Муниципального межшкольного базисного центра поликультурного образовательного пространства Рузаевского района
Положение о создании Муниципального межшкольного базисного центра поликультурного образовательного пространства Рузаевского района...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Формы и средства этнокультурного образования нацелены на освоение учащимися тех национально культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно- нравственные ценности, как отдельных этносов,...
Ковидные неологизмы в поликультурном образовательном пространстве.
Данная статья представляет из себя анализ и конкретные примеры неологизмов, появившихся в последнее время в связи с пандемией КОВИД-19....
Образовательный проект "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
На базе МОУ "Татарско-Тавлинская ООШ" действует муниципальная экспериментальная площадка по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур н...