Нормативно-правовая база социальной профилактики девиаций у подростков
статья (10 класс) на тему
Первоосновой системы защиты детства выступает нормативно-правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.
Нормативно-правовые документы создаются с целью регулирования отношений, которые возникают между учреждениями, службами, физическими лицами, которые занимаются проведением мероприятий по социальной профилактике среди подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normativno-provovaya_baza.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовая база социальной профилактики девиаций у подростков
Первоосновой системы защиты детства выступает нормативно-правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.
20 ноября 1959 г. ООН была провозглашена Декларация прав ребенка. Десять принципов данной Декларации вошли в основу Конституции РФ в части прав детей, охраны и защиты детства:
- ребенку должна быть обеспечена защита;
- ребенку должны быть предоставлены благоприятные условия для развития;
- ребенку должны принадлежать с его рождения право на имя и гражданство; ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения;
- неполноценным детям должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота;
- ребенку должны быть обеспечены, по возможности, любовь и понимание;
- ребенку должна быть предоставлена возможность получения образования;
- ребенок должен первым получать защиту и помощь;
- ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;
- ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять какую-либо форму дискриминации. [1]
Спустя 20 лет 20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка. Данная конвенция состоит из 54 статей. Конвенция 1989 г. более подробно рассматривает вопросы поддержки детства. Данный документ создает новую модель отношения к детям, которая служит толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе. [2]
Оба этих документа закрепляют положения о том, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Ребенок с момента рождения имеет право на приобретение гражданства, а также, насколько это, возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. Государство гарантирует отсутствие какой-либо дискриминации в отношениях с детьми, обеспечение ребенку защиты и заботы государством, родителями или иными законными представителями. Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государство обеспечивает ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.
В Декларации прав ребенка и в Конвенции о правах ребенка косвенно дается понятие, какие дети находятся в трудной жизненной ситуации, выделяются определенные категории детей, которым необходимо особое внимание, забота и защита.
Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 были приняты Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних «Пекинские правила».[3]
Пекинские правила направлены на оказание максимальной помощи несовершеннолетним в сложных ситуациях и снижения до минимума необходимости вмешательства в эти ситуации со стороны системы правосудия, чтобы уменьшить вред, который может быть в результате причинён несовершеннолетним гражданам. Сформулированы таким образом, что могут быть применены в рамках любых правовых систем различных государств с учётом их особенностей. Определены ориентиры для установления минимального предела возраста уголовной ответственности несовершеннолетних.
Подчёркивается, что целями правосудия являются содействие благополучию несовершеннолетних, соблюдение принципа соразмерности тяжести совершённого правонарушения, особенностей личности правонарушителя и мер содействия. [3]
В 1990 г. на Генеральной Ассамблее ООН были приняты Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних - «Эр-Риядские руководящие принципы».
Предупреждение преступности среди несовершеннолетних можно обеспечить с помощью:
- предоставления возможностей подросткам, в частности возможностей в области получения образования;
- развития специальных теорий предупреждения преступности среди молодежи и подходов к этому вопросу, основанных на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг;
- вмешательства официальных органов в процесс предупреждения преступности;
- обеспечения благополучия, развития, прав и интересов все молодых людей. [4]
Основным законом, закрепляющим права детей и вопросы поддержки детства на территории нашего государства, является Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. В Конституции отражены все аспекты, указанные в вышеперечисленных международных договорах. [5]
Наше государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. На достижение этих целей направлен Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Данным законом определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальные учебно-воспитательных учреждениях; дети с отклонениями в поведении. [7]
24 мая 1996 г. был принят новый Уголовный Кодекс РФ. Он содержит две самостоятельные статьи по данной проблеме: ст. 150 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» и ст. 151 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий». [6]
Уголовный Кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность, так же и в отношении подростков, за незаконное приобретение или хранение наркотических средств или психотропных веществ (без цели сбыта) в крупном размере.
Новизной правового регулирования является наличие в ч. 2 ст. 150 и ст. 151 УК России специального субъекта: родители и педагог либо иное лицо, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. [6]
Процессы гуманизации общественной жизни и социально-экономических условий в России в 90-х гг. прошлого века привели к переходу от карательно-превентивной к охранно-защитной концепции поддержки семей и детей группы риска. В 1999 г. был принят Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [9]
В законе закреплено понятие о несовершеннолетних, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершившее правонарушение или антиобщественные
действия, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц – это ребенок, находящийся в опасной жизненной ситуации и требующий повышенного внимания и особенной заботы со стороны взрослых и должностных лиц.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Главный итог исполнения ст. 120 ФЗ - обеспечение системного подхода на основе межведомственного взаимодействия в решении задач профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. [9]
Одним из ключевых этапов подготовки детей к полноценной жизни в обществе является образование. Как указано в законе РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» образовательная область провозглашается приоритетной в Российской Федерации. [8]
Осуществление деятельности в сфере образования строится на основе обязательного включения в образовательный процесс воспитательного компонента. Воспитательный компонент образовательного процесса включает в себя духовное, культурное и физическое развитие обучающихся, воспитанников и формирование у них патриотизма, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. [8]
В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. [10]
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьёзных угроз осуществлению прав детей.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.[10]
Относительно недавно в России появилась «новая» проблема - суицид несовершеннолетних. Поражает тот факт, что по данным официальной статистики генеральной прокуратуры РФ от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет. Данная статистика обусловила необходимость законодателям и обществу уделить внимание «новой» проблеме.
Первым нормативно-правовым актом, затронувшим проблему суицида среди несовершеннолетних, было Письмо Минобразования России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков», основанное на данных Генеральной прокуратуры РФ. Затем Минтруда РФ издает два Постановления от 19.07.2000 г. № 53 и 54, которыми утверждает методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению» и методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону». [11]
Следующим законодательным актом по вопросам суицида среди несовершеннолетних стало Письмо Минобразования РФ от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков». Министерство образования РФ решает ужесточить меры по контролю над органами управления образованием.
Федеральное законодательство способствовало развитию инфраструктуры социальных служб, созданию учреждений нового типа, оказывающих социальные услуги семьям и подросткам; территориальных центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров психолого-педагогической помощи населению, центров экстренной психологической помощи по телефону. [12]
На региональном уровне по профилактике отклоняющегося поведения подростков действуют следующие нормативно-законодательные акты:
Закон Тамбовской области от 03.10.2007 № 265-З «О профилактике правонарушений в Тамбовской области» принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 27.09.2007 № 746. [13]
В статье 4 данного закона - «Основные направления деятельности по профилактике правонарушений» обозначено одно из направлений - профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Данной деятельностью занимается комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при взаимодействии с другими учреждениями данной компетенции.
Закон Тамбовской области от 29. 10. 2010 г. «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в Тамбовской области».
Глава 3 «Антинаркотическое воспитание и обучение включает следующие направления»: антинаркотическое обучение и воспитание в образовательных учреждениях Тамбовской области и антинаркотическое воспитание в сфере организации досуга детей и молодежи в Тамбовской области. [14]
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В нашем регионе утверждена стратегия действий в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017 годы, которая разработана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Главная цель Региональной стратегии - определить основные направления и задачи региональной политики в интересах детей и механизмы ее реализации.[15]
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере защиты детства стала реализация на территории области приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
В области реализуется ряд региональных программ (комплексных и целевых), направленных на профилактику социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних, насилия в семье и активизацию борьбы с алкоголизмом, наркоманией, поддержку и развитие системы детского отдыха, оздоровление детского населения, привлечение детей к массовым занятиям физической культурой, спортом и туризмом, снижение дорожно-транспортного травматизма, сохранение и укрепление здоровья, и формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся, профилактику социально-значимых заболеваний. [15]
На территории Тамбовской области приняты комплексные меры по решению проблем детского неблагополучия, совершенствованию межведомственного взаимодействия в организации работы с семьей и несовершеннолетними. Созданы новые организационные структуры, оказывающие поддерживающие услуги для детей и семей с детьми. Реализуются инновационные технологии оказания помощи семьям, нуждающимся в защите государства. Проведена широкомасштабная информационная компания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику общероссийский детский единый «телефон доверия».
Одним из ключевых принципов Стратегии является - уделить особое внимание уязвимым категориям детей. В Тамбовской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. [15]
С учетом сохраняющихся неблагоприятных тенденций суицидального поведения несовершеннолетних, особой социальной значимости охраны психического здоровья детей и подростков, эффективного решения государственных задач демографического развития и оказания квалифицированной профильной помощи детям, склонным к суицидальному поведению и пережившим попытку суицида, Администрацией Тамбовской области был издан Приказ от 30.12.2011 года «О мерах по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков».
Основные направления работы:
- разработать и реализовать комплекс мер, направленных на предотвращение суицидов, в том числе на повышение эффективности в образовательных учреждениях просветительской и индивидуальной работы с несовершеннолетними и их родителями;
- провести общешкольные и классные родительские собрания по проблемам профилактики суицидального поведения среди детей и подростков;
- обеспечить организацию системной социально-психологической работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, направленной на устранение отрицательных последствий внутрисемейных конфликтов. [16]
Нормативно-правовая база по профилактике девиантного поведения – это документы международного, федерального, регионального, муниципального уровней, которыми должны руководствоваться все учреждения, службы, занимающиеся профилактикой девиаций среди подростков.
Изучив нормативно-правовые документы, был сделан вывод, что вся работа по профилактике девиантного поведения не должна противоречить международному законодательству, а точнее Декларация ООН о правах ребенка, Конвенции о правах ребенка, а также главному закону нашего государства - Конституции РФ. На достижение этих целей направлен и Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Основным законом, которым должны руководствоваться учреждения и службы, занимающиеся профилактикой, является Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В этом законе определены основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Нормативно-правовые документы создаются с целью регулирования отношений, которые возникают между учреждениями, службами, физическими лицами, которые занимаются проведением мероприятий по социальной профилактике среди подростков.
Список используемой литературы
- Декларация прав ребёнка принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних «Пекинские правила», приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г.
- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних – «Эр-Риядские руководящие принципы», приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблее ООН от 14 декабря 1990 г.
- Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 г.
- Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996. № 63-ФЗ.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г . № 124-ФЗ.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120: в ред. от 13.10.2009. №233-ФЗ.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
- Письмо Минобразования РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26 января 2000 г. № 22-06-86.
- Письмо Минобразования РФ «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков» от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03.
- Закон Тамбовской области «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в Тамбовской области» от 29. 10. 2010 г. №140-З.
- Закон Тамбовской области «О профилактике правонарушений в Тамбовской области» от 03 октябрь 2007 г. № 265-З.
- Постановление Администрации Тамбовской области «Об утверждении стратегии в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017 годы» от 27 ноября 2012 г. № 1471.
- Приказ Администрации Тамбовской области «О мерах по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков» от 30 декабря 2011 г. №3576.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нормативно-правовая база социального педагога
Нормативно-правовая база социального педагога...
комплексная профилактика девиаций у подростков часть 1
Технология работы...
комплексная профилактика девиаций у подростков часть 2
Технология работы...
Нормативно-правовое обеспечение деятельности Совета профилактики в школе
Создание условий для организации комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений деятельности педагогического колле...
Нормативно- правовая база социального педагога
Современная система социального воспитания строится на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федераль...
Нормативно - правовые основы деятельности социального педагога
Владение нормативной базой позволяет осуществлять воспитательно - образовательный процесс в школе в соответствии с действующим законодательством, повышает компетентность педагога. Данная разработка бу...
Программа социально-психологического тренинга "Формирование потребности в ЗОЖ как профилактики формирования девиаций у подростков"
В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируют...