Рабочая программа социального педагога "Школа - второй дом"
рабочая программа на тему
На современном этапе развития человечества, в условиях интенсивного преобразования общества, в том числе и сферы образования, усиливается роль образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается с множеством неразрешенных проблем, количество которых в современном обществе неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:
· Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
· Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка и насилием в семье;
· Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
· Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности школы, в связи с этим, возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 города Вязьмы Смоленской области
ПРОГРАММА
Работы социального педагога МБОУ СШ №2
«Школа – второй дом»
Согласовано на заседании РМО социальных педагогов Протокол №1 от «___» __________2018 г | Принято На заседании педагогического совета МБОУ СШ №2 Протокол №1 «31» августа 2018 г | Утверждено приказом директора МБОУ СШ №2 г.Вязьмы Смоленской области № 112/01.09 от «31» августа 2018 г |
г. Вязьма 2018 г.
Пояснительная записка
На современном этапе развития человечества, в условиях интенсивного преобразования общества, в том числе и сферы образования, усиливается роль образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается с множеством неразрешенных проблем, количество которых в современном обществе неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:
- Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
- Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка и насилием в семье;
- Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
- Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности школы, в связи с этим, возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению. Социальный педагог – сотрудник школы, который способствует созданию условий для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер по защите социального и образовательного права ребенка. Социальный педагог способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.
Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей в своей работе я руководствуюсь:
- Конституцией Российской федерации;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Законом об образовании;
- Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних;
- Гражданским, семейным, трудовым и жилищным правом;
- Областным Законом «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» 2003 г.; ст.ст. 18, 20, 27, 30.1, 31.1 (введены законом Смоленской области в 2006-2007 годах);
- Уставом МБОУ СОШ №2 г. Вязьмы;
- Должностными обязанностями социального педагога МБОУ СОШ №2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа социального педагога рассчитана на пять лет.
В профессиональной деятельности социального педагога можно выделить три ведущие функции:
профилактическая — профилактика проблемных жизненных ситуаций ребенка, создания условий для решения проблем, совместное с ребенком преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
Защитно-охранная — защита и охрана прав ребенка в социальной среде.
Организационная — координация действий и средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей с различными людьми и организациями с целью приобщения их к решению проблем социальной жизни ребенка и активное включение самого ребенка в эти связи.
Исходя из вышеизложенных функций, обозначены цели и задачи работы социального педагога.
Цели:
- Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании атмосферы социально-педагогического комфорта, обеспечивающей безопасность обучающихся, сохранение здоровья и развитие личности ребенка, процесс становления личности ребенка как субъекта социальной жизни.
- Содействие педагогам, родителям (или лицам их заменяющим) в воспитании ребенка, формировании у него принципов взаимопомощи, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другого человека.
- Контроль над реализацией мер социальной помощи и защите обучающихся.
Задачи:
- анализ социально-педагогической ситуации в школе, выявление основных проблем, причин их возникновения, средств их решения.
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-педагогического климата в коллективе.
- Осуществление посредничества между ребенком, его семьей и различными социальными службами с учетом дифференциации проблемы ребенка и подключению к ее решению специалистов -профессионалов и т. д.
- Организация различных видов деятельности обучающихся, способствующих установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном здоровье обучающихся, в их поведении.
- Осуществление социальной защиты и помощи детям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
- Осуществление социально-защитной работы со всеми детьми и их родителями по различным направлениям.
Для решения поставленных целей и задач приоритет отдан следующим направлениям работы.
Социально-педагогические исследования с целью выявления социальных и личных проблем детей.
Проведение социальной паспортизации классов, микрорайона.
Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся.
Изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации.
Определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.
Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
Профилактика правонарушений и безнадзорности среди учащихся школы, коррекция и реабилитация.
Социальным педагогом учитывается содержание всех компонентов образовательного процесса школы.
В деятельности социального педагога используются возможности по усилению социальной ориентации содержания и методов организации учебной деятельности в базовых предметах учебного плана.
Включение в учебный план предметов по выбору школы, формирующих социальные знания.
Участие в событиях школьной жизни, развивающих социальное чувство и поведение.
Проведение социологических исследований и система учета проблем социального становления обучающихся.
Разработка социально-ориентированных учебных программ и планов мероприятий.
Создание системы социально-педагогического просвещения родителей, в том числе по следующим темам: профориентационная работа, профилактика наркозависимости, профилактика правонарушений и т. д.
Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся.
Профилактическая и коррекционная работа с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета.
Организация превентивно-профилактической работы с учащимися группы риска.
Повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.
Организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.)
Защитно-охранная деятельность.
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данный раздел предусматривает следующую деятельность:
Создание и совершенствование системы сбора и анализа информации, учета и контроля разрешения проблем социальной жизни детей, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и др.)
Взаимодействие со структурами, которые способны оказать помощь ребенку и его семье.
Создание условий для совершенствования системы опеки и попечительства.
Оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной материальной помощи детям из малообеспеченных семей.
Объединение усилий с представителями многодетных семей по их социальной адаптации.
Патронаж детей, состоящих на внутришкольном контроле.
Учет и контроль всех случаев конфликтных отношений, соответствующая реакция на ситуации затянувшегося конфликта ребенка с его ближайшим окружением в семье, в школе, за ее пределами и. т. д.
Защита и индивидуальная работа с учащимися подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.
Раннее выявление неблагополучных семей.
Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.
Пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков.
Психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье.
Духовно-ценностное просвещение.
Социально-педагогическое консультирование.
Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении.
Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем.
Поддержка социально-ценной деятельности детей.
Благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей (акция «Милосердие»).
Благоустройство школьного двора.
Охрана природы и памятников культуры.
Организационно-методическая деятельность.
Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности.
Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня.
Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатам проведенных социально-педагогических исследований.
Ожидаемые результаты
Социализация учащихся: гражданское самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности.
Литература
Л.С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая Социальный педагог: введение в должность Санкт-Петербурт 2004
Подростки 21 века Правовое воспитание Сборник методических рекомендаций Смоленск 2007
Организация профилактики наркозависимости в образовательном учреждении Смоленск 2011
Серия «Воспитательная работа» Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних М., «Глобус» 2009
Социально-педагогическая служба в образовательном учреждении. Методические рекомендации. Смоленск 2005
Т.А. Шишковец Справочник социального педагога М., «Вако» 2005
Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд Методика работы с детьми «группы риска» М., «УРАО» 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/09/picture-616873-1644414267.jpg)
Рабочая программа учебного предмета "Второй иностранный язык (немецкий)" 5-9 классы.
Рабочая программа учебного предмета "Второй иностранный язык (немецкий)" 5-9 классы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/18/picture-1071612-1539889272.jpg)
рабочая программа 5 класс второй иностранный(английский) 1-й год обучения О.В Афанасьева, И.В Михеева
рабочая программа 5 класс второй иностранный(английский) 1-й год обучения О.В Афанасьева, И.В Михеева рассчитана на 35 часов(1 час в неделю)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/08/picture-1029411-1523214020.jpg)
Рабочая программа Немецкий язык , Второй язык 5 класс
Рабочая программа «Второй иностранный язык. Немецкий язык» составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральным государственным образовательным стандартом основного обще...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-223763-1549463876.jpg)
Рабочая программа английский как второй иностранный
Рабочая программа английский как второй иностранный...
Рабочая программа социального педагога на второе полугодие 2018-2019 учебного года.
Рабочая программа социального педагога на второе полугодие 2018-2019 учебного года....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-391971-1476541943.jpg)
Рабочая программа учебного предмета "Второй иностранный язык (немецкий)"
Данная рабочая программа предназначена для 5—9 классов при изучении немецкого языка как второго иностранного после английского....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-391971-1476541943.jpg)
Рабочая программа учебного предмета "Второй иностранный язык (немецкий)" - 5 класс
Рабочая программа учебного предмета "Второй иностранный язык (немецкий)" для 5 класса - первый год обучения (ФГОС)....