Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Эта статья поможет социальным работникам в работе с несовершеннолетними
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В помощь социальным работникам | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательном учреждении
Пояснительная записка
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. И как следствие бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
Перед образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе. Работа с различными группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили выявить следующие факторы «риска»:
- неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье);
- экономическая и социальная незащищённость;
- педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению);
- влияние дурной компании, окружения, социума;
- отчужденность детей от семьи, школы и общества;
- частые случаи раннего антисоциального поведения.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, школа определяет главную цель профилактической работы.
Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение числа правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.
Задачи:
- Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
- Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
- Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
- Обеспечение внеурочной и каникулярной занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.
- Реализация системы мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.
- Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одной ступени образования к другой.
Основная часть
В школе создаются условия для нормального воспитания и развития личности ребенка. Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: ПДН ОМВД, ТКДН и ЗП, ОСЗН, учреждениями здравоохранения, учреждениями культуры и др.. Разработан и ведётся утверждённый ежегодный план работы по следующим направлениям: 1) социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов; 2) социально-педагогическая зашита прав ребенка; 3) обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося; 4) социально-педагогическое консультирование; 5) социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация; 6) содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка; 7) поддержка социально ценной деятельности детей и подростков; 8) организационно-методическая деятельность.
С целью организации работы по предупреждению асоциальных явлений в образовательной среде школа руководствуется следующими нормативными документами:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;
- Положение о формировании, ведении и использовании единого областного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении и Порядок взаимодействия органов и учреждении системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учёту и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Архангельской области (Постановление Правительства АО от 7 декабря 2010 года № 373-пп;
- Районная комплексная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2010-2012гг»;
- Межведомственный план по снижению уровня преступлений на территории Пинежского района;
- План работы межведомственной комиссии по профилактике правонарушений; план совместных мероприятий по профилактике правонарушений ОУ и ПДН.
В плане работы отражены также мероприятия, проводимые в структурных подразделениях «Ерконемская начальная школа» и «Детский сад» д. Кушкопала.
С каждым учебным годом падает численность учащихся, если в 2004 –2005 учебном году число учащихся составляло 348 чел, то в настоящее время 120 чел. (приложение №1)
Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся позволяет утверждать, что в нашей школе обучаются дети в основном из семей рабочих и служащих со средним специальным образованием, доходы большинства семей сравнительно невысокие (48% детей из малообеспеченных семей) (приложение № 2)
В полных семьях воспитывается - 78% учащихся.
В неполных семьях - 21 % учащихся.
Количество опекаемых семей - 1%
В многодетных семьях воспитывается - 18% детей
В любой школе, в том числе и нашей, есть дети, живущие в хронически проблемных семьях. Иногда семейный кризис и неблагополучие достигают такого уровня, что остаётся только один выход – изъять ребёнка из такой семьи. К сожалению, есть случаи, когда школа была вынуждена выступать с ходатайством о лишении родительских прав. Количество детей из неблагополучных семей составляет 9% от общей численности учащихся.
На основании данных социальных паспортов класса создается банк данных учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе; состоящих на разных формах учёта: внутришкольном контроле (ВШК), на контроле в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) (см. табл.1), оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
и семей, находящихся в социально-опасном положении, группы социального риска, ведётся журнал учёта посещения семей учащихся с целью оказания помощи, консультирование и контроль деятельности родителей за воспитанием детей. (см. табл. 2)
На каждого несовершеннолетнего подростка, состоящего на разных формах учёта (ВШК, КДН, ПДН) или семью составляется карта индивидуального сопровождения.
В соответствии с районной целевой Программой «Молодёжь Пинежья» администрации МО «Пинежский муниципальный район» Архангельской области в 2008 году проводила конкурс проектов по поддержке деятельности подростковых и молодёжных клубов по месту жительства «Свободное время», в котором наша школа приняла активное участие. Организовала работу правового клуба, для детей. Его посещали учащиеся, состоящие на разных формах учёта и дети из семей группы риска. Возраст детей 11-16 лет. В ходе проекта проведены следующие мероприятия: игра «Счастливый случай», «Суд над «2»», занятие «ваши права, дети!», кулинарный кружок, день именинника, походы, посетили выставки в доме народного творчества, кабинет инспектора ПДН, и др. (приложение № 3)
Также в школе систематически проводятся классные часы, тематика которых разнообразна:
- Устный журнал: «Спасибо, не курю!» (7 класс); «Знают взрослые, знают дети - объявлен курильщикам бой на планете» (с детьми из неблагополучных семей); «Сказка о том, как победить табачный дым» (инсценировка в День отказа от пассивного курения) (приложение №4) и др.;
- Уроки права (8 - 11 классы); «Ваши права, дети!» (1 класс) (приложение № 5); «О правах играя» (1-4 классы); «Права ребёнка в новом веке» (5-6 классы) и др.
- Родители посетили мероприятия: «Моя семья. Давайте познакомимся» (5 класс); Спортивный праздник с неблагополучными, многодетными семьями «Вместе дружною семьёй) (приложение №6); Игровая программа «Тропой огня» с семьями группы риска (приложение №6) ; «Мой дом – моя крепость»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по МБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год.
Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних поМБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год. С целью адаптации детей в социуме и предотвращения совершения противоправных...
Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Содержание Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...
«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»
Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних...
Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Классный часпо профилактике правонарушений среди несовершеннолетних« МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»...
« Организация работы с родителями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
В ходе российских реформ - государственного, политического и хозяйственного переустройства России - выявилось множество проблем, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности человека: образов...
Социальный проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Мы вместе"
Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы. Задачи проекта решаются повышением мотивации к осознанию несовершеннолетними жизненных целей, и...
профилактика правонарушений среди несовершеннолетних средствами физкультуры и спорта
система работы педагогического коллектива по профилактике асоциального поведения у несовершеннолетних...