Беседа по толерантности 3-5 классы
классный час (5 класс) на тему
Беседа по толерантности рассчитана только на 3-5 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_tolerantnosti_3-5.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа о толерантности (3-5 классы)
Тема: «Учимся сочувствовать»
Из всех наук, которые должны знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой.
Цель: дать понятие о толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.
Вводная беседа
-Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого.
Как вы поступите в такой ситуации?(будем успокаивать, утешать)
-Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу. А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья)
-А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потеряла свою любимую собачку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать? (Да)
-Да, я тоже буду им сочувствовать Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных. Не так ли? Тема нашей сегодняшней беседы звучит так: «Урок толерантности, или Учимся сочувствовать»
Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит - сопереживать, стремиться помочь. (Плакат с названием темы - на доске)
2. Основная часть. Введение понятия «толерантность»
-У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мирится с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Итак, «сочувствие» = «толерантность»
Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (выслушивать мнение других людей)
Правильно. Другими словами, это значит: уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравится собаки, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают. Как вы думаете, из-за чего возник спор?
1.(Из-за непонимания). (На доске по мере рассказа появляются карточки со словами «сочувствие», «толерантность», знак «=».
Кто по вашему мнению, из мальчиков прав? (Никто). Как вы бы поступили на их месте? (Приняли бы мнение друг друга)
Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравится машины, кто - то любит читать, а кто -то умеет хорошо танцевать, отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать а кому то вышивать и т.д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим. Поэтому мы должны ценить и любить друг друга, то есть быть толерантными по отношению друг к другу. ( На доску вывешивается плакат: «Мы должны быть толерантными по отношению друг к другу)
Итак, толерантность предполагает, что мы должны принимать людей такими, какие они есть, дружить и общаться с ними на основе взаимопонимания, сочувствия и согласия.
Как вы думаете, какими качествами и чертами характера должен обладать толерантный человек? (Пониманием, сочувствием, уважать других людей)
Правильно. Другими словами, толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. Посмотрите на определения толерантности. (Пишем, что дети подразумевают под словами «толерантный человек».
Готовность мирится с чужими мнением;
уважение человеческого достоинства;
принятие другого таким, какой он есть;
способность поставить себя на место другого;
уважение права быть иным;
терпимость к чужим мнениям, поведению;
отказ от причинения вреда и насилия.
-Давайте прочитаем и обсудим это определения и постараемся быть такими какими предлагают нам быть эти своеобразные правила толерантного поведения.
Определение понятия « толерантный человек»
-Итак, вы познакомились с понятием «толерантность». Теперь посмотрите на доску. На плакате написаны предположительные черты характера и качества толерантного человека. Дети, прочитайте и выберите из них самые точные и верные качества. (На доску вывешивается плакат с предполагаемыми чертами характера и качествами толерантного человека)
1. Терпение
2. Чувство юмора
3. Расположенность к другим
4. Доверие
5.Умение владеть собой.
6. Доброжелательность.
7. Умение не осуждать других
8. Умение слушать
9. Любознательность
10. Способность к сопереживанию (По ходу работы они разъясняются, вычеркиваются и дополняются)
2.- Кто предложит другие черты толерантного человека?
Итак, сочувствие, доброжелательность, взаимопонимание, толерантность - эти качества очень важные, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без них мы не можем жить в мире с собой и другими. И каждый из нас должен развивать в себе эти качества. Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром» Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?
Л.Н. Толстой говорил: «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание» Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей)
- Сейчас я вам прочитаю высказывание выдающихся философов, а вы подумайте ответе, подходят ли они к нашему уроку.
1. «Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого... наоброт, я расскажу все хорошее, что знаю о каждом» Б.Франклин
2. «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» Д.Дидро
3. «Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками все» Жан Поль
-Так должны ли мы развивать в себе качества толерантного человека? (Да!)
Игры и упражнения направленные на развитие и воспитание толерантности
-Однако есть упражнения, которые помогут нам сделать это быстрее.
1) Упражнение «Аплодисменты»
Цель: повышать настроение и самооценку. Процедура проведения: ведущий просит вас всех, кто обладает определенными качествами и умениями.
- Встаньте все те, кто
учеет вышивать;
умеет кататься на коньках;
любит смотреть мультфильмы
- умеет танцевать.
Участники - дети необходимое время аплодирует тем, кто встал.
2) Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день»
Цель: развивать способность к самоанализу.
Процедура проведения: ведущий обращается к участникам игры со словами: «У каждого из людей случаются приступы «кислого» настроения, когда кажется, что у тебя ничего неи получается. В такие моменты мы забываем все собственные достижения, свои уникальные и неповторимые способности. А ведь каждому из нас есть, чем гордится. Правда?(Дети получают бланки с таблицией)
Я предлагаю вам заполнить таблицу (памятку) «Мои лучшие черты», в которую вы запишите свои лучшие качества, черты, способности и таланты.
3) Упражнение «На какого сказочного героя я похож»
Цель: дать возможность ребенку самовыразиться и самораскрыться.(Необходимое время 5 мин. Оборудование: мяч.
Процедура проведения: ведущий бросает мяч одному из участников, он ловит и бросает мяч ведущему обратно, при этом называет персонаж, с которым он себя ассоциирует.
3.
4) Упражнение «Это здорово!»
Цель: повышать саооценку, получать поддержку одноклассников.
Процедура пролведения: ведущий говорит: «Сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и кажет о любом своем качестве, умении и таланте» Например: «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи». В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором отвечать: «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец. ( Необходимое время 5 мин.Участники стоят в кругу. все участники выходят в центр круга по очереди.)
3. Подведение итогов.
- А сейчас мы с вами подведем итоги нашего занятия и сделаем это с помощью игры «Вспомнит все» (необходимое время 10 мин)
Цель: проверить восприятие, повторить пройденный материал.
Процедура проведения:
«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие толерантному человеку. Давайте постараемся не повторять уже названные характеристики.(участники стоят в кругу. В игре должны принимать участие все дети)
Итак, что же такое «толерантность»?
-А сейчас я вам раздам карточки, закончите (допишите), пожалуйста, предложения, написанные на них.(Дети получают карточки с незаконченными фразами)
(1. Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чем-то, то я .....
2. Если я увижу больного престарелого человека, то...
3. Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я...
4. Если бы я был волшебником, то ...)
Домашнее задание
-Ребята, дома попытайтесь нарисовать «толерантность». Закончите, пожалуйста, предложение, написанное на ваших листочка:
«Если мы нет будем толерантны друг к другу, то...) (Дети получают листочки с не законченной фразой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
беседа о толерантности
выступление на дне открытых дверей для родителей...
Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"
Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности"...
Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"
Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности"...
Проблемно-ценностное общение: этическая беседа. Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?
Данное мероприятие проводится в форме этической беседы для обучающихся 10 класса по злободневной теме толерантности. Диалог строится с привлечением произведений русской классики. Диалог создаёт ...
Творческая разработка мероприятия по толерантности "Беседа о толерантности"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Толерантность"...
Беседа о толерантности "Мы разные, но мы вместе!"
Сегодня, как никогда актуальна проблема воспитания толерантности не только у детей и подростков, но и во всем обществе. Предлагаю беседу о толерантности, которую можно провести с родителями на родител...