Социально - педагогическая адаптация обучающихся
статья на тему
основные аспекты адаптации обучающихся 1х курсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiadaptatsiya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально- педагогическая адаптация вновь поступивших в техникум.
Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Процесс адаптации в техникум – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса. Именно на первом курсе у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, вырабатываются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы межличностных отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов в техникуме, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер образовательной деятельности на старших курсах.
Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:
- в новую социальную среду;
- в учебно-познавательный процесс;
- в новую систему отношений.
Бывшие школьники, поступающие в техникум, – только на пути к самоопределению. Часть из них осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. На “базе” этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов.
В нашу систему сегодня приходят далеко не самые сильные учащиеся. Зачастую это дети, обделенные вниманием учителей, так как они не выдали “результата”, менее способные, но часто с “клубком” психологических проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически.
Специфика процесса адаптации в техникуме определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и техникуме, что порождает своеобразный отрицательный эффект–дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в техникуме для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и даже отсев по результатам сессии. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и колледже. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.
Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в техникуме:
- Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;
- Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
- Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы.
Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель – создавать для этого условия.
Главная задача педагога, особенно в адаптационный период, раскрыть перед студентами широкое поле выбора, которое часто не открывается перед людьми юношеского возраста из-за их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и не освоенности всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, преподаватель не должен, да и не может скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует только избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за студентом право на самостоятельное принятие решения. В противном случае ответственность за любые последствия принятых решений он с себя снимет и переложит на преподавателя или классного руководителя. Продолжительность приспособления к новым социальным условиям составляет 5-6 недель.
Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем: “Я и моя профессия”, “Я и моя группа”, “Я – студент” и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями техникума, преподавателями, студентами, со своей группой и руководителем группы. Студенты под руководством психолога проходят через систему тренингов. В период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал.
В рамках адаптационного периода организуются различные занятия: экскурсии, анкетирование, встречи, тестирование.
Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к обучению в техникуме, к поручениям, к занятиям в системе дополнительного образования, в спортивных секциях. Поэтому в ходе реализации программы социально-педагогической, психологической адаптации студентов к условиям обучения проводится работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста.
Технология диагностики включает: анкетирование и тестирование; индивидуальные собеседования; организации учебно-воспитательного процесса; целевые посещения классными руководителями учебных занятий, целых учебных дней в группах; педагогические советы, посвященные анализу процесса адаптации нового набора студентов; родительские собрания по темам: “Психологические и возрастные особенности студентов первого курса”, “Особенности обучения в техникуме”, «Условия успешной адаптации студентов первого курса».
Анализ полученных данных позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе, основными из которых являются: гуманное отношение к реальным трудностям студентов и оказание помощи в их преодолении; психологическое сопровождение образовательного процесса, с целью формирования общих и профессиональных компетенций; разумная сохранность контингента; формирование устойчивого интереса к избранной профессии; создание оптимальных условий для развития творческих способностей студентов, например, вовлечение в волонтерскую деятельность или участие в издании студенческой газеты “Ровесник” ; выработка учебных умений и навыков и ответственного отношения к учению; организация процессов воспитания и самовоспитания, например, через дисциплину “Введение в специальность”.
В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном этапе адаптационного процесса выступают:
- определение группы “риска” студентов первого года обучения, в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы;
- осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода, изменение характера их восприятия;
- освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- осознание правильности сделанного профессионального выбора;
- разработка программ достижения успеха.
На основе результатов анкетирования, экспресс-диагностики, социометрии определены следующие трудности в адаптации студентов первого курса:
- отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной и моральной поддержкой;
- неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
- налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;
- отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.
Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания.
Социально-психолого-педагогическая адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших студентов.
Приходя в техникум получить профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию и личностному росту. Иными словами те компетенции, которые определены ФГОСами. Поэтому работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в техникуме на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – основная социальная, психологическая и воспитательная задача для нашего коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Научная статья "Социально-педагогическая адаптация детей группы риска в учреждении дополнительного образования".
Статья полезна социальным педагогам и классным руководителям....
Статья "Социально-педагогическая адаптация детей-мигрантов"
В данной статье рассматриваются проблемные стороны адаптации детей-мигрантови возможные способы решения этой проблемы...
Статья "Социально-педагогическая адаптация детей-мигрантов"
В данной статье рассматриваются проблемы социальной адаптации детей-мигрантов и возможные пути их решения...
"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".
Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....
социально-педагогическая адаптация учащихся НПО
Выступление на августовской педагогической конференции в честь 65-летия системы НПО "Начальное профессиональное образование области: тенденции и приоритетные направления развития"...