Программа воспитания "Выпускник"
методическая разработка на тему
Воспитание личности, способной строить жизнь достойную человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Мальцева А.Н., воспитатель
ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №3» Выборгского района
Санкт-Петербург
Программа «Выпускник Центра»
Цель программы: воспитание личности, способной строить жизнь достойную человека
Направление в работе
- эстетическое и культурное развитие;
- интеллектуальное развитие;
- патриотизм, гражданственность;
- нравственность, духовность как основа личности;
- креативность;
- здоровье;
- саморазвитие
Формы и способы организации жизнедеятельности коллектива
- мониторинг жизнедеятельности классного коллектива;
- классно-урочные занятия;
- внеурочная деятельность старшеклассников;
- классное ученическое самоуправление;
- трудовая деятельность
- групповые дела старшеклассников
- система часов общения посвященных вопросам самопознания
Технология планирования воспитательной работы
- диагностика личностного потенциала учащихся (познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного)
- постановка воспитательных задач и выбор форм жизнедеятельности
- отслеживание результатов
Ожидаемый результат
Создание условий для:
- выработки навыков рефлексии, саморегуляции,
- умения принимать решения в ситуациях выбора,
- умения ставить цель и отбирать средства необходимые для ее достижения,
- умения планировать и организовывать свою жизнедеятельность
Образ выпускника
Психолого-педагогический портрет:
- теоретическое осознание,
- интеллектуальная зрелость,
- самостоятельность в решении и выборе образа действий,
- овладение своими познавательными процессами,
- аргументация и доказательство истинности своих суждений, критичность мышления,
- научное мировоззрение,
- способность к общению и познанию
- общих законов мышления.
Личные качества:
- социальная зрелость,
- осознанное и критичное отношение к себе,
- профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, самоопределение,
- открытие своего внутреннего мира,
- осознание своей индивидуальной целостности,
- неповторимость,
- потребность в поиске смысла жизни моральная зрелость,
- социальные и нравственные убеждения
- моральное самоопределение.
Объяснительная записка.
К моменту окончания школы старшеклассник должен подойти готовым к вступлению во взрослую жизнь, с развитыми потребностями полностью реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни.
В связи с этим спроектирован образ выпускника школы, который состоит из психолого-педагогического портрета и имеет следующие личные качества.
Психолого-педагогический портрет: теоретическое осознание, интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности своих суждений, критичность мышления, научное мировоззрение, способность к общению и познанию общих законов мышления.
Личные качества: социальная зрелость, осознанное и критичное отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, самоопределение, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, неповторимость, потребность в поиске смысла жизни моральная зрелость, социальные и нравственные убеждения, моральное самоопределение.
Все это может быть достигнуто при личностно-ориентированном подходе к воспитанию старшеклассников. Так как личностно-ориентированный подход позволяет:
- направлять учебно-познавательную деятельность по пути самоутверждения, самореализации, самоопределения;
- способствует формированию системы ценностных ориентаций;
- создает условия для реализации творческого потенциала.
Исходным при планировании воспитательной работы являются:
- целевая ситуация;
- возрастная ситуация;
- ситуация индивидуального развития личности.
Формы и способы жизнедеятельности классного коллектива:
- мониторинг жизнедеятельности классного коллектива;
- классно-урочные занятия;
- внеурочная деятельность старшеклассников;
- классное ученическое самоуправление;
- трудовая деятельность;
- групповые дела старшеклассников;
- система часов общения посвященных вопросам самопознания.
Цель программы: воспитание личности, способной строить жизнь достойную человека.
Направления в работе:
- эстетическое и культурное развитие;
- интеллектуальное развитие;
- патриотизм, гражданственность;
- нравственность духовность как основа личности;
- креативность (творчество);
- здоровье;
- саморазвитие.
Участники программы:
- классный руководитель;
- старшеклассники;
- учителя предметники;
- родители;
- заместитель директора по воспитательной работе;
- школьный психолог.
Временные ресурсы: 2 года (10-11 классы).
Ожидаемый результат. Создание условий для выработки:
- навыков рефлексии, саморегуляции;
- умения принимать решения в ситуациях выбора;
- умения ставить цель, отбирать средства необходимые для ее достижения.
- уметь планировать и организовывать свою жизнедеятельность.
Технология планирования воспитательной работы
- Диагностика личностного потенциала учащихся (познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного).
- Постановка воспитательных задач и выбор форм жизнедеятельности.
- Отслеживание результатов.
Методики изучения личностного потенциала:
Диагностический | Ценностный | Креативный | Коммуникативный |
Что нам интересно | Напиши свой портрет | Творческий потенциал | Тест на оценку межличностных взаимоотношений |
Ученик глазами учителя | Поведенческие срезы | Диагностика мышления | Социометрия |
Любимые учебные предметы | Педагогические консилиумы | Карта интересов | Изучение темпераментов |
Расписание на неделю | Наблюдение за поведением учащихся | Тест на самоопределение | Эмоциональная устойчивость |
Мотивация обучения | Поведенческие срезы | Поведение в конфликтной ситуации |
Образ выпускника средней школы
- теоретическое осознание интеллектуальная зрелость
- самостоятельность в решении и выборе образа действий
- овладение своими познавательными процессами
- аргументация и доказательство истинности своих суждений
- критичность мышления
- научное мировоззрение способность к общению
- познанию общих законов мышления
- творческая активность
Психолого-педагогический портрет
Личность – способная строить достойную жизнь
Личные качества
- социальная зрелость
- осознанное и критичное отношение к себе
- профессиональные интересы профессиональное ориентирование
- самоопределение открытие своего внутреннего мира
- осознание своей индивидуальной целостности неповторимость
- потребность в поиске смысла жизни моральная зрелость
- социальные и нравственные убеждения
- моральное самоопределение
Задачи воспитания в связи с заданными направлениями в работе
Направление в работе | Задачи воспитания |
Интеллектуальное развитие | Формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных интересов. |
Патриотизм, гражданственность | Воспитание любви к родному краю, школе, Родине, Формирование гражданского самосознания. |
Нравственность, духовность | Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение и освоение общечеловеческих ценностей. |
Креативность | Развитие творческих способностей, предоставление возможности самореализоаться с учетом своих склонностей и интересов. |
эстетическое и культурное развитие | Воспитание стремления формировать свою среду, свои действия эстетическим, этическим, культурным критериям. |
здоровье | Формировать стремление к здоровому образу жизни; осознания здоровья как главной жизненной ценности. |
саморазвитие | Воспитание потребности к самосовершенствованию и саморазвитию. Формирование активной ой позиции и способности адаптированности в окружающем мире |
направление в работе | мероприятия |
эстетическое и культурное развитие | Искусство – восприятия мира. |
интеллектуальное развитие | Интеллект и способы его развития. |
патриотизм, гражданственнсть | Российский флаг, герб, гимн. |
нравственность, духовность | Сущность и назначение человека. |
креативность | Посещение кружков, факультативов, спортивных секций. |
здоровье | Алкоголь, табакокурение. |
саморазвитие | Изучение личностных потенциалов. |
В классе обучается 12 человек. На протяжении двух лет изучался личностный потенциал учеников класса. Диагностика коммуникативного потенциала показало, что отвергнутых и непринятых учащихся нет, принятых – 7 человек, предпочитаенмых-3 , звезд – 2.Класс дружный, трудолюбивый. Высоко ценятся честность, бескорыстие, дружба. Класс представляет устойчивое единое целое, имеющиеся в классе группировки активно взаимодействуют между собой. Основания для объединения в микрогруппы общие интересы, симпатии, место жительства.
Учащиеся класса посещают:
- спортивные секции в школе -50%;
- районные спортивные секции -33%;
- педгруппу-42%;
- автокласс-67%;
- каждый ученик класса посещает элективные курсы по выбору.
Изучение темпераментов показало, что в классе: меланхоликов – 3, сангвиников – 6 , флегматиков – 1, холериков – 2.Интровертов – 4(33%), экстравертов – 8(66%).
Эмоционально стабильных – 50% и нестабильных – 50 %.
Изучение креативного потенциала выявило, что в классе имеются учащиеся, у которых:
- заложен значительный творческий потенциал – 4; (богатый выбор творческих возможностей, доступны самые разнообразные формы творчество);
- нормальный потенциал– 6; (обладают качествами способными творить, если того пожелают);
- незначительный творческий потенциал-2.
(Отсутствие веры в себя и свои способности).
Отслеживание участия учащихся в школьных и классных мероприятиях показало, что коэффициент участия класса в общешкольных мероприятиях:
10 класс – 73%; 11 класс – 67%.
Изучение профессиональных склонностей выявило, что учащиеся класса имеют следующие профессиональные склонности и интересы:
Ч-Ч – 3; Ч-Т – 5; Ч-П – 1; Ч-З – 1; Ч-Х – 2.
Следует отметить, что большинство учащихся класса в настоящее время уже определились в дальнейшем обучении для получения профессии.
При составлении программы воспитания учитывались возрастные особенности учащихся: уменьшение расслоения класса, тенденция к сплочению, увеличение интенсивности внутриклассового общения, демонстрация взрослости, формирование дружеских группировок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...