Девиантное поведение подростков
статья на тему
"Трудные" дети - это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Девиантное поведение подростков | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мальцева А.Н., воспитатель
ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №3» Выборгский район
Санкт-Петербург
Девиантное поведение подростков
В последнее время особое внимание специалистов педагогики и психологии уделяется проблеме девиантности подростков. Открываются психолого-педагогические центры для работы с подростками, специальные образовательные учреждения открытого и закрытого типа с мощной социально-психологической службой. Тем не менее, несмотря на пристальное внимание ученых и практиков в этой области исследований, поведенческие отклонения подростков остаются острой проблемой не только психологов и педагогов, но и всего общества.
Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, существенные недостатки в работе образовательных учреждений.
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями
Динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность, аморальность.
Таким образом, девиантное поведение является показателем уровня дефицита морального и нравственного развития общества.
Содержание понятия «девиантное поведение» и причины девиации.
Существование любой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Девиации являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень ее организации (организованности), чем система динамичнее, тем больше значат изменения как средство сохранения.
Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью (предметной коллективной сознательной деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются, в конечном счете, также путем девиантного поведения.
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются:
- поступок, действие человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
- социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие “аномия” (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклонения поведения считает несогласованность между целями, выдвинутыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения.
В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.
Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др. Среди них важнейшее значение имеют:
- биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);
- психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.
- социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:
- конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
- асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной семейной жестокости и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработицу и, как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения, нравственных устоев. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы, зачастую исчезают культурные, морально-нравственные ограничения, ослабевает вся система социального контроля.
Профессор В.Н. Иванов выделяет такие причины девиации, как: изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», «егонеустойчивость», «промежуточность», «переходность», распространение различного рода социальных патологий. Главным признаком маргинализации является разрыв связей - экономических, социальных, нравственно-духовных. Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от переоценки ценностей.
Социально-психологический портрет девиантного подростка
Анкетирование проводилось среди обучающихся 5-8-х классов – 122 чел. (подростки 11-14 лет) и обучающихся 9-11-х классов – 64 чел. (юноши и девушки 15-17 лет).
Анкетирование проводилось с целью выявления морально-нравственных установок оступившегося подростка, его удовлетворенностью своей семьей, материальным положением; для определения его мнения – почему люди совершают те или иные асоциальные поступки; понимания - на кого подросток готов опереться в трудной для себя ситуации.
Анализ результатов показал следующее.
- Среди несовершеннолетних правонарушителей заметно увеличилась доля младших и средних школьников (65%).
- Большинство подростков (68%) видят причину своего правонарушения во внешних обстоятельствах, а 25% опрошенных убеждены, что в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.
- Неожиданным оказался результат опроса о свойствах характера человека: в число положительных качеств девушки включили такие, как наглость (23%), своевольность (15%), равнодушие (25%); а юноши – дерзость (27%), хитрость (38%), агрессивность (51%). В число отрицательных свойств личности и юноши, и девушки отнесли такие качества, как внимательность, ответственность, приветливость, терпение, честность.
- Отношение подростков к употреблению спиртных напитков: 27,7% опрошенных отмечают, что они не пробовали спиртные напитки; 46,8% (87 чел.) – употребляют пиво; 10,2% пробовали водку, а 6,5% - спирт. Таким образом, 72,3% - это подростки, употребляющие спиртные напитки. Начинают пробовать приблизительно с 10 лет, поэтому профилактические мероприятия по формированию здорового образа жизни надо также начинать в начальной школе. Об этом же говорит тот факт, что 14,9% подростков отмечают, что пробовали хотя бы раз в жизни наркотические или токсические вещества. Фактически, каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко– или токсикоманом.
- Отвечая на вопрос: «По каким причинам подросток уходит из дома?», - 40% старшеклассников считают – для того, чтобы избежать жестокого обращения; 20,6% - в поисках новой интересной жизни; 27,3% подростков отмечают, что для того, чтобы доказать родителям, что он может обойтись и без них.
- Для данной группы подростков способом достижения желаемого является: обращение к родителям (63,6%), обращение к друзьям (16,5%), 14% готовы заработать; 12,4% готовы украсть; 9,9% смиренно примут ситуацию не достижения желаемого, в возрасте 14 лет ни один подросток не готов к разбою, если он один.
- Отношение к проституции: 51,5% старшеклассников осуждающе относятся к проституции; 19,1% считают, что с таким явлением нужно бороться.
Среди причин употребления человеком вредных веществ, были получены следующие данные: 35,5% (66 чел.) ответили – любопытство, 25% опрошенных ответили – из желания почувствовать себя взрослым, 17,4% подростков и 4,8% старшеклассников – не захотят отстать от друга, 12,9% - попробуют «просто так». Это говорит о том, что у детей не сформирована система жизненных ценностей, даже у старшеклассников. 7% ответили, что их заставили, 0,5% – научили взрослые.
Отношение подростков к людям с зависимостью: 40% учащихся считают, что людей с зависимостью надо лечить; 14,7% - воспитывать; 2,9% считают, что необходимо наказывать.
На вопрос «К кому или чему ты обратишься в трудную минуту?» подростки дали следующие ответы: готовы искать поддержку и опору у родителей - 56% опрошенных; 35% - обратятся к друзьям; 4,3% - готовы обратиться за помощью к учителю (в основном учащиеся 5-8 классов); для 3,2% - поддержкой является природа; менее 1% - обратятся к религии.
Заключение
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклонений поведения.
С одной стороны, девиантное поведение предстает как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности в нашем обществе. С другой стороны, девиантное поведение рассматривается как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Основная задача, стоящая перед школой – дать каждому ребенку, с учетом его индивидуальных психологических и физических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности: интеллектуальные, волевые, морально-нравственные, мировоззренческие.
Рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:
- прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;
- определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
- необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
- признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
- владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
- быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков
Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...
Девиантное поведение подростков
В данной работе дана классификация девиантного поведения и пути её коррекции....
Суицид как форма девиантного поведения подростков
В презентации анализированы результаты проведенного анкетирования подростков на базе БМОУ СОШ№94....
Профилактика девиантного поведения подростков
Существенные сложности подросткового возраста проистекают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...
Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.
На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...
Доклад "Профилактика девиантного поведения подростков в условиях школы-интерната"
Выступление на методическом объединении....
ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИЯ “ПЕДАГОГИКА” «КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в школе значительно возрос, что обусловило необходимость более...