Различия в трактовке педагогики как науки.
статья по теме

Арина Николаевна Скрынник

В статье раскрыто понятие "педагогика" как наука о воспитании детей,

 в статье также раскрываются некоторые исторические взгляды на педагогику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichiya_v_traktovke_pedagogiki_kak_nauki.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

      Скрынник Арина Николаевна

      педагог дополнительного образования

      МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

      Г. Хабаровск

                   Различия в трактовке педагогики как науки.

Термин «педагогика» принят главным образом в немецкоязычных, франкоязычных, скандинавских и восточноевропейских странах. В англоязычной традиции этот термин практически не используется; вместо него употребляется «наука (или науки) об образовании» во 2-й половине XX в. под влиянием этой традиции обозначение «науки об образовании» проникло в некоторые страны, где термин «педагогика» давно вошёл в обиход, однако накопленный здесь опыт теоретической разработки образовательной тематики в категориях педагогики часто не учитывается в англоязычной научной литературе, проблемы соотношения и разграничения основных педагогических категорий изучены мало. Термин «педагогика» часто имеет более узкий смысл, чем английское «education», а именно: относящийся прежде всего к школьному обучению.

В действительности же содержание педагогики, представления о её статусе и основных категориях менялось с развитием гуманитарных и естественных наук. Развиваясь как наука о воспитании детей (отсюда – название, в переводе с греческого буквально «детоводческое» мастерство), педагогика в процессе эволюции школьного дела, массовой общеобразовательной школы и систем общего и профессионального образования расширяла свою сферу и стала охватывать соответствующую проблематику, связанную не только с детством и юностью, но и с другими возрастными периодами жизни человека, а также самыми разнообразными формами организации учебной, воспитательной и образовательной деятельности. Вместе с тем многие традиционные подходы к педагогике оказались весьма устойчивыми. Распространен, например, взгляд на педагогику как на прикладную дисциплину, функция которой состоит прежде всего в применении в опосредованном и несколько адаптированном виде знаний, заимствованных из других наук (например, психологии, социологии и др.), к решению теоретических и практических задач в сфере образования. Такая позиция была характерна для трудов теоретиков в XIX – нач. XX вв; её придерживается ряд современных философов и психологов.

При определении предмета педагогики часто встречается понимание, согласно которому наиболее широкой и ведущей её категорией выступает воспитание. Такое понимание характерно, например, для французской педагогической традиции. Подобный подход можно увидеть и во многих современных изданиях на русском языке, что отчасти объясняется отечественной традицией, а также тем обстоятельством, что в СССР педагогика рассматривалась как теория коммунистического воспитания (то есть именно категория воспитания занимала в педагогике приоритетное положение по отношению к другим).

Дискуссионно определение педагогики как совокупности (комплекса или системы) наук, когда отрасли считаются самостоятельными науками. Полной общепринятости определения предмета педагогики достичь не удается.

Стремление к интеграции российского образования в мировое образовательное пространство делает актуальной проблему сопряжённости, соответствия категориального строя российской и зарубежной педагогической теории. Однако это не означает, что российские педагоги должны идти вслед за пониманием этих категорий в зарубежной науке.

В конце XX в. именно образование выдвинулось как ведущая категория для характеристики предмета педагогики. Образование целостно охватывает процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами. К таким процессам относят воспитание (как изменение потребностно-ценностной сферы личности), обучение (изменение норм деятельности) и развитие (изменение способностей). При этом понятие «формирование» не означает, что человек превращается лишь в объект посторонних воздействий, поскольку формирует он себя и сам, в частности, в процессе самообразования, самовоспитания, саморазвития (большая обобщённость понятия «развитие» вполне соответствует широте предмета педагогики). Приоритетность категории образования для педагогики диктуется и реальностью непрерывного образования тогда, как, например, воспитание более подвержено различным ограничениям, главным образом, возрастным, а обучение – определенным формам организации образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика как наука, связанная с другими науками.

Цель:познакомить с основными разделами педагогики....

Связь педагогики с науками

Интерактивный плакат о связях педагогики с различными науками...

Педагогика как наука

История педагогики...

Функции педагогики как науки

В статье рассмотрены современные подходы к определению функций педагогической науки, какую роль она призвана играть в современной педагогической практике, влияя на повседневную деятельность школьного ...

Педагогика как наука

Лекция предназначена для студентов педагогических специальностей, раскрывает понятие педагогики, объект, предмет, функции, основные категории педагогики, исторический аспект вопроса....

Лекция для студентов.Педагогика как наука

Лекция предназначена для студентов педагогических специальностей...

Лекция для студентов. Понятие о педагогике как науке

Данная лекция раскрывает понятие о педагогике, объект и предмет педагогики,функции ее и задачи....