Различия в трактовке педагогики как науки.
статья по теме
В статье раскрыто понятие "педагогика" как наука о воспитании детей,
в статье также раскрываются некоторые исторические взгляды на педагогику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Скрынник Арина Николаевна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Г. Хабаровск
Различия в трактовке педагогики как науки.
Термин «педагогика» принят главным образом в немецкоязычных, франкоязычных, скандинавских и восточноевропейских странах. В англоязычной традиции этот термин практически не используется; вместо него употребляется «наука (или науки) об образовании» во 2-й половине XX в. под влиянием этой традиции обозначение «науки об образовании» проникло в некоторые страны, где термин «педагогика» давно вошёл в обиход, однако накопленный здесь опыт теоретической разработки образовательной тематики в категориях педагогики часто не учитывается в англоязычной научной литературе, проблемы соотношения и разграничения основных педагогических категорий изучены мало. Термин «педагогика» часто имеет более узкий смысл, чем английское «education», а именно: относящийся прежде всего к школьному обучению.
В действительности же содержание педагогики, представления о её статусе и основных категориях менялось с развитием гуманитарных и естественных наук. Развиваясь как наука о воспитании детей (отсюда – название, в переводе с греческого буквально «детоводческое» мастерство), педагогика в процессе эволюции школьного дела, массовой общеобразовательной школы и систем общего и профессионального образования расширяла свою сферу и стала охватывать соответствующую проблематику, связанную не только с детством и юностью, но и с другими возрастными периодами жизни человека, а также самыми разнообразными формами организации учебной, воспитательной и образовательной деятельности. Вместе с тем многие традиционные подходы к педагогике оказались весьма устойчивыми. Распространен, например, взгляд на педагогику как на прикладную дисциплину, функция которой состоит прежде всего в применении в опосредованном и несколько адаптированном виде знаний, заимствованных из других наук (например, психологии, социологии и др.), к решению теоретических и практических задач в сфере образования. Такая позиция была характерна для трудов теоретиков в XIX – нач. XX вв; её придерживается ряд современных философов и психологов.
При определении предмета педагогики часто встречается понимание, согласно которому наиболее широкой и ведущей её категорией выступает воспитание. Такое понимание характерно, например, для французской педагогической традиции. Подобный подход можно увидеть и во многих современных изданиях на русском языке, что отчасти объясняется отечественной традицией, а также тем обстоятельством, что в СССР педагогика рассматривалась как теория коммунистического воспитания (то есть именно категория воспитания занимала в педагогике приоритетное положение по отношению к другим).
Дискуссионно определение педагогики как совокупности (комплекса или системы) наук, когда отрасли считаются самостоятельными науками. Полной общепринятости определения предмета педагогики достичь не удается.
Стремление к интеграции российского образования в мировое образовательное пространство делает актуальной проблему сопряжённости, соответствия категориального строя российской и зарубежной педагогической теории. Однако это не означает, что российские педагоги должны идти вслед за пониманием этих категорий в зарубежной науке.
В конце XX в. именно образование выдвинулось как ведущая категория для характеристики предмета педагогики. Образование целостно охватывает процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами. К таким процессам относят воспитание (как изменение потребностно-ценностной сферы личности), обучение (изменение норм деятельности) и развитие (изменение способностей). При этом понятие «формирование» не означает, что человек превращается лишь в объект посторонних воздействий, поскольку формирует он себя и сам, в частности, в процессе самообразования, самовоспитания, саморазвития (большая обобщённость понятия «развитие» вполне соответствует широте предмета педагогики). Приоритетность категории образования для педагогики диктуется и реальностью непрерывного образования тогда, как, например, воспитание более подвержено различным ограничениям, главным образом, возрастным, а обучение – определенным формам организации образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/08/picture-45797.jpg)
Педагогика как наука, связанная с другими науками.
Цель:познакомить с основными разделами педагогики....
Функции педагогики как науки
В статье рассмотрены современные подходы к определению функций педагогической науки, какую роль она призвана играть в современной педагогической практике, влияя на повседневную деятельность школьного ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/01/picture-233369-1388600746.jpg)
Педагогика как наука
Лекция предназначена для студентов педагогических специальностей, раскрывает понятие педагогики, объект, предмет, функции, основные категории педагогики, исторический аспект вопроса....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/01/picture-233369-1388600746.jpg)
Лекция для студентов.Педагогика как наука
Лекция предназначена для студентов педагогических специальностей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/01/picture-233369-1388600746.jpg)
Лекция для студентов. Понятие о педагогике как науке
Данная лекция раскрывает понятие о педагогике, объект и предмет педагогики,функции ее и задачи....