Статьи
статья на тему

Статьи по направлению "Культурологическое воспитание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Дубинец Лариса Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе.

Внеурочная деятельность входит в часть  учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы. Выбранные школой  в 1-4 классах курсы являются образовательными учебными программами внеурочной деятельности  в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Данные курсы продолжают учебные программы по следующим предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, физическая культура.

Цель организации внеурочной деятельности: достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; создание благоприятных условий для развития ребёнка.

Задачи внеурочной деятельности школы:

  • обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе,
  • организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;
  • включение учащихся в разностороннюю деятельность;
  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
  • сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни;
  • углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Воспитательным результатом внеурочной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.

Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:

  • первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);
  • второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

  • представление коллективного результата группы обучающихся;
  • индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
  • качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:  личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные  компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные  результаты - освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

На общешкольном празднике объявляются результаты и награждаются обучающиеся по отдельным направлениям внеурочной деятельности.

Для оценки эффективности деятельности школы по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

С целью создания системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО в школе организован мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги). Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности. Задачи мониторинга: получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в гимназии; отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов,  изучение и представление опыта работы их руководителей; организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности; подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга; подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.

Критерии мониторинговых исследований:

  • личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);
  • сформированность детского коллектива в рамках секции, кружка, объединения и пр. (благоприятный психологический         микроклимат, сплоченность коллектива, высокий   уровень   развития   коллективных   взаимоотношений,   развитость   самоуправления,   наличие традиций и т.п.);
  • качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности ОУ.

Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации программы внеурочной деятельности:

  • рост личностных достижений всех субъектов деятельности;
  • удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;
  • востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности;
  • расширение познавательных интересов, образовательных запросов  обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы;
  • положительная динамика участия школьников в творческих коллективах, студиях и т.п. системы дополнительного образования школьного/районного/городского уровней;
  • положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п. школьного / районного / городского уровней;
  • успешность участия школьников в  проектах различного уровня школьного, районного, регионального уровня (победители в % к общему кол-ву школьников);
  • расширение спектра образовательных программ  внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционнный характер их содержания;
  • повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых  внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок;  
  • расширение социально-педагогического партнерства;
  • общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения,  благодарности и т.п.);
  • расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения  внеурочной деятельности школы;
  • сохранность контингента всех направлений внеурочной работы.

Используемые методики диагностики:

Личностный рост: методика Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Личностный рост» [1. с.26]; методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В.  Синявскому и Б. А. Федоришину) [1. с.38]; методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной) [1. с.42]. Детский коллектив: методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»; методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (стадии развития коллектива) [1. с.73].  Профессиональная позиция педагога: Д.В. Григорьев «Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя» [1. с.95].

Формы внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определило образовательное учреждение. Это кружки, спортивные секции, экскурсии, праздничные мероприятия, соревнования, конкурсы. Посещая занятия внеурочной деятельностью, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.  Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

            Исходя из задач, форм и содержания  внеурочной деятельности, для её реализации начальной школой выбрана оптимизационная модель на основе использования всех внутренних ресурсов образовательного учреждения[2. с.3].    

В реализации данной модели принимают участие учителя начальных классов, физической культуры, музыки, изобразительного искусства, географии, учитель-логопед. Координирующую роль выполняют классные руководители 1-4 классов, которые в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействуют с педагогическими работниками, ведущими внеурочную деятельность в их классах, организуют в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности детей в рамках деятельности  классного коллектива, организуют систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, организуют социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Контроль качества организации и проведения внеурочной деятельности осуществляет администрация образовательной организации.        

Таким образом, выбранная начальной школой оптимизационная модель имеет преимущества в плане  создания единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Литература:

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова.-М: ТЦ «Сфера», 2001-128 с.
  2. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».



Предварительный просмотр:

Дубинец Лариса Анатольевна,

Культурологический подход в воспитании и образовании                в условиях общеобразовательной школы.

Каждый ребенок – солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Культурологическое образование является одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы.

Для устойчивого развития общества необходимо не только максимальное воспроизводство культуры в процессе воспитания и обучения, но и ее модернизация в соответствии с внутренними закономерностями развития. Этот процесс должен осуществляться наряду с обогащением национального обучения и воспитания инновационно – технологическими компонентами, педагогическим инструментарием, перспективными средствами и методами обучения.

Школа должна обеспечить процесс эффективного вхождения человека в культуру. Ориентиром для определения конечной цели воспитательной деятельности может стать модель гражданина России. Подобная модель, являясь интегративной и многомерной, тем не менее, должна охватывать наиболее важные, базовые характеристики человека, задавая при этом систему для того, чтобы отслеживать, какие качества будущего гражданина необходимо формировать в процессе культурологического воспитания.

Основные характеристики этой модели отражают культурный кругозор и широту мышления; физическую развитость; умение жить в условиях рынка и информационных технологий; патриотизм; готовность способствовать процветанию России; уважительное отношение к национальным культурам народов РФ, стремление к укреплению межнациональных отношений в своей стране.

Формулируя цель воспитания гражданина России, способного приумножить его культурное достояние в общем контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций, укорененных в народной среде, стоит выдвинуть принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура. В народной культуре сосредоточиваются все смыслы человеческого бытия; социальные, духовные, логические, эмоциональные, нравственные. Она существует как общение между прошлыми, настоящими и будущими культурами, как диалог различных культур, как форма выбора личностью своего смысла жизни, судьбы.

     Одной из задач культурологического воспитания в современной школе является формирование универсальной культурной  компетентности школьников – таких умений и способностей, которые принципиально важны любому человеку для выполнения деятельности на высоком уровне качества: творчески решать практические задачи, планировать и выполнять комплексную проектную работу, эффективно организовать свою деятельность, конструктивно участвовать в выработке коллективного решения, анализировать информацию и многое другое. Такие умения интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются  в школе и далее - в течение всей последующей жизни. Они включают готовность и способность ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают: содержание, качество и направленность его действий и поступков; индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий; принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребёнок; принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Для становления универсальных культурных умений нужны особые культурные практики ребёнка. Они обеспечивают его активную и продуктивную деятельность в школе и вне её. Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

Культурные практики – это обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми. Это и апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Заметим, понятие «зона ближайшего развития» не покрывает всего содержания деятельности ребёнка – его дополняет понятие «культурные практики».

В младшем школьном возрасте культурные практики вырастают на основе взаимодействия с взрослыми и на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования)

На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребёнка, часто становящаяся делом всей его последующей жизни.

К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий. В этих практических процессах-пробах школьник сам, в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой образования, овладевает интересной для него информацией, учится учиться в непосредственной деятельности и проектировании, поскольку основная форма его обучения и самообразования – разнообразные проекты, соответствующие видам деятельности.

Культурные практики – это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это – приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи.

В культуросообразной школе основной показатель – культурные умения школьника, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом с помощью портфолио или, например, творческих отчетов). Чем многочисленнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем больше условий для становления образованности и культурной идентичности школьника.

Следует отметить, практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной), когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм. Культурные практики – явление комплексное, включающее как способы действий и освоенные культурные нормы и образцы деятельности, так и опыт работы и суммирование личных результатов и достижений, а также опыт их презентации для школьного сообщества, поскольку в зачёт идёт всё, что делает ребёнок в школе (не только выполнение заданий).

Конечно, культурные практики включают непосредственную учебную деятельность, которую организует учитель (т.е. говоря иначе – учёба ребёнка в школе рассматривается как одна из его возможных культурных практик). Кроме этого, в них входят и индивидуальная образовательная деятельность в рамках освоения индивидуальных программ, и практическое участие в демократическом школьном самоуправлении, и участие в социальных проектах в школе и вне её.

Здесь принципиально важным является внимание к индивидуальной организации разнообразных образовательных процессов, их суммированию и включению в жизнь сообщества, конструированию педагогической деятельности на основе инициативы, интересов и мотивации детей, проектной форме организации всех культурных практик, взаимодополняемости основного и дополнительного образования, обеспечению демократического образа жизни школьного сообщества как гаранта перехода образования от информационной к деятельностной модели организации.

Использование культурных практик в содержании образования и воспитания в рамках его культурной парадигмы вызвано объективной потребностью: расширить социальные и практические компоненты содержания воспитания и образования, сделать основным проектный опыт учащегося, придать практической культурной идентификации выпускника школы большее значение, чем его академической информированности. Это позволит преодолеть количественную систему оценивания усвоения знания, создавая базу для развёртывания открытого качественного оценивания, ориентированного на практические успехи и достижения школьников. Культурные практики школьника – это продуктивный путь решения наиболее острых проблем современного образования, обеспечивающего индивидуализацию для каждого ребёнка.

Литература:

  1. Арнольдов  А. И.Введение в культурологию. М., 2003.
  2. Байбородова Л. В. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 2011
  3. Галиахметова Р.Н. Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа Автореф. дисс.канд. пед.наук. Казань, 2010.
  4. Матвеева H.A. Образование этнически культурной личности школьника в педагогическом процессе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 2012.


Предварительный просмотр:

УРОКИ МУЗЫКИ - УРОКИ ЗДОРОВЬЯ.

Дубинец Л. А., учитель музыки

МБОУ СШ № 85, г. Ульяновск                                              

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе учета здоровья учащихся, особенностей их возрастного, психофизического,  духовно-нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья [2] .

Может ли учитель  на уроках музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?  Конечно, может, особенно если использовать и  музыкально-педагогические, и музыкально-терапевтические методы обучения. Восприятие и исполнение  музыки  - основные формы не только музыкального образования, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки является  психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в образовательной  школе определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. Именно воздействие музыки позволяет регулировать психоэмоциональное состояние слушателей, повысить их социальную активность,  облегчить усвоение новых положительных установок и форм поведения. 

История оставила немало фактов, свидетельствующих о терапевтических возможностях музыки. Так, в Библии описывается, как царь Израиля Саул, одержимый злым духом, позвал  Давида и попросил сыграть на арфе. «Давид взял арфу, играл, и лучше становилось Саулу».  В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Одним из тех, кто первым научно объяснил целебный эффект музыки, был Пифагор, утверждавший, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию. Ученые, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах. Но самое большое воздействие на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен так и назвали – «эффект Моцарта». Для стабилизации и активизации деятельности мозга подходят  первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады» Моцарта. От головной боли спасет полонез Огинского, «Венгерская рапсодия» Листа. Следует отметить, что выше перечисленные произведения входят в школьную программу по музыке. Кроме того, медики установили, что звучание струнных инструментов  полезно при болезнях сердца, кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при  невритах [1].  Необходимо рассказать детям, что физические характеристики инструментов, которые используются в симфонических оркестрах и оркестрах народных инструментов, отвечают возможностям слухового аппарата человека и поэтому не могут причинить ему вреда. А вот воздействие поп- и рок-музыки не только небезопасно, но и вредно для здоровья. Здесь уместно поговорить о возбуждающем воздействии рок-концертов (опасностях агрессии, неконтролируемого поведения, сексуального и другого насилия).   Тема «Жанры русской народной песни и танца» тоже может дать поводы для дискуссий на темы здоровья.  Например, образ женской красоты в русском или другом народном искусстве и современный идеал женской красоты,  народный костюм, его целесообразность, удобство и современная модная одежда: их сопоставление с точки зрения здоровья.  А характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Значит, музыкальная терапия  вместе с арт-терапией, может стать эффективным методом профилактики  школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают детей.

Особое место на уроках музыки отводится вокально-хоровой работе, то есть пению. Человеческий голосовой аппарат – необычный музыкальный инструмент: ничто не может сравниться с ним по богатству тембра и тонкости выражения музыкальных оттенков. Если слово адресуется к сознанию человека, то тембр голоса – непосредственно к его чувствам. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15–20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот своеобразный вибрационный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу [3], [4].  Кроме того, занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их.

 Еще одно  достоинство пения – оно помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Эти свойства пения  ценны для современных детей.

Залогом здоровья является и правильное дыхание.  Рекомендуется обязательное использование на уроках музыки дыхательных упражнений                                             А. Н. Стрельниковой,  фонопедических упражнений В. В. Емельянова, вокальной методики Д. Е. Огороднова.  Дыхательные упражнения выполняются систематически в начале каждого урока, с целью формирования у учащихся работоспособности, «включения в урок», сосредоточенности, мотивации и что особенно важно – подготовки артикуляционного аппарата к вокально- хоровой работе. Несмотря на то, что упражнениям отводится на уроке минимум времени, они не просто учат дышать правильно, глубоко при помощи диафрагмы, «певчески», но и укрепляют здоровье учащихся. Упражнения видоизменяются по мере взросления учащихся, при переходе из класса в класс.

Таким образом, уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии.

Список использованной литературы:

  1. Блаво Р. Исцеление музыкой. СПб., 2003
  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М., 2007
  3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.,  2000
  4. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....