Выступление на педагогическом совете "Профориентация лица с умственной отсталостью"
статья на тему
Лица с умственной отсталостью в настоящее время – наиболее многочисленная группа среди инвалидов с психическими заболеваниями. Среди них, по данным исследований, легкая умственная отсталость составляет 72–75 %, умеренная – 23–25 %, тяжелая – 5 % [40]. Для лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии трудовая деятельность – основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта.Профессиональная ориентация детей-инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда – это неотъемлемая часть их социально – бытовой адаптации.Социальный опыт и компетенция должны формироваться целенаправленно по определенной программе, но не учебного предмета, а организации деятельности по формированию этих качеств, так как опыт приобретается только на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педагогическом совете | 97.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Подготовила: Зубрилина Н.А.
Лица с умственной отсталостью в настоящее время – наиболее многочисленная группа среди инвалидов с психическими заболеваниями. Среди них, по данным исследований, легкая умственная отсталость составляет 72–75 %, умеренная – 23–25 %, тяжелая – 5 % [40]. Для лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии трудовая деятельность – основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Умственная отсталость – группа различных по причинам возникновения и клиническим проявлениям отклоняющихся от нормы состояний, признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до трех лет) общего психического недоразвития с преимущественным недоразвитием интеллектуальных способностей
Умеренная умственная отсталость (выраженная дебильность, легкая имбецильность). При этом заболевании
-формируются конкретные логико-ассоциативные связи и представления (есть конкретная собака, но нет понимания, что собака – это и обобщающее понятие).
-интеллектуальная оценка собственного опыта отсутствует: изменение рабочего или бытового стереотипа вызывает состояние растерянности, поэтому приспособление к жизни и простым видам труда возможно при наличии помощи, постоянного контроля и руководства.
-логико-ассоциативные связи примитивны.
-представления, эмоциональная сфера у этих людей достаточно развиты, присутствует эмоциональное разделение окружающего, значительных двигательных расстройств может и не быть, проблемы возникают при выполнении сложнокоординированных действий.
-при отсутствии осложняющих факторов проявляют старательность, работоспособность, эмоциональность.
С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности в игровой, познавательной и трудовой деятельности, отсутствие или редкое проявление инициативы.
Лица с умеренной умственной отсталостью, чертами торпидности в эмоционально-волевой сфере или со сложным типом дефекта имеют наименее благоприятный прогноз трудоспособности. Особенности нарушений психической деятельности снижают их возможности к адаптации и препятствуют формированию устойчивого трудового стереотипа. К неблагоприятным показателям в данном случае относят: психомоторную заторможенность, значительное расстройство памяти и внимания, отсутствие интереса к какой-либо деятельности.
При грубых очаговых неврологических проявлениях трудовая адаптация затруднена не только в связи с выраженностью интеллектуальной недостаточности, но и с неуравновешенностью, повышенной возбудимостью, конфликтностью. Из-за недоразвития моторики крайне затруднено освоение элементарных трудовых операций. В период трудовой адаптации требуется постоянная помощь, активизирующее воздействие и контроль, необходимы многократные разъяснения смысла работы, наглядные повторения трудовых операций. В этот период работа может осуществляться не систематически, без проявления интереса к своим обязанностям и заработку. В процессе труда отмечается некоторая активизация психомоторной деятельности и повышение работоспособности.
Лица с умеренной умственной отсталостью с торпидным и сложным типом дефекта, как правило, нетрудоспособны в обычных производственных условиях. Адаптация их к труду возможна только в особо созданных, преимущественно надомных, условиях при выполнении отдельных элементарных операций физического труда под наблюдением родственников.
Выбор профессий и сфер трудовой деятельности должен осуществляться на основании следующих нормативных документов:
1. «Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства, машиностроения, судостроения, приборостроения и других связанных с ними производств».
2. «Перечень профессий, по которым организуется обучение детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии».
3. «Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособными на региональных рынках труда».
Для профотбора по доступным профессиям также можно использовать:
1. «Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с умственной отсталостью»
2. «Профессиональные характеристики для подготовки в профессиональных училищах лиц с умственной отсталостью» («Маляр строительный», «Облицовщик-плиточник», «Обувщик по ремонту обуви», «Овощевод защищенного грунта», «Переплетчик ручного переплета», «Рабочий зеленого хозяйства», «Рабочий по уходу за животными», «Швея»).
3. «Адаптированное содержание профессиональной подготовки для лиц с легкой умственной отсталостью» («Маляр строительный», «Облицовщик-плиточник», «Обувщик по ремонту обуви», «Овощевод защищенного грунта», «Переплетчик ручного переплета», «Рабочий по уходу за животными», «Швея»).
4. «Программа профессиональной подготовки для лиц с умеренной умственной отсталостью» («Введение в швейное дело», по специальностям «Швея» 1–3 разряда, «Маляр» 1–3 разряда)
Окончательный выбор сферы профессиональной деятельности предпочтительно осуществлять на основе проведения профессиональных проб в соответствующих учебно-производственных или лечебно-трудовых мастерских для того, чтобы обучаемый смог адекватно оценить свои возможности и интересы, а соответствующий специалист по профессиональной реабилитации определить его профессиональную пригодность к данному виду труда.
Профессиональная ориентация детей-инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда – это неотъемлемая часть их социально – бытовой адаптации.
Социальная адаптация направлена на создание и обеспечение условий для взаимосвязи воспитанника с обществом, формирование его социального статуса и способностей к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности путем социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. Важнейшей итоговой задачей является подготовка подростка к самостоятельной жизни. Эта задача уточняется в зависимости от степени, типа психического дефекта и его выраженности.
Целью социальной адаптации в процессе профессиональной подготовки лиц с умеренной умственной отсталостью является
- максимальное приспособление к жизни, включение в окружающую социальную и трудовую среду,
- формирование социально-трудовой мобильности посредством накопления социального опыта. Это выражается в способности быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам, находить адекватные способы разрешения проблем как в личной, так и в трудовой жизни.
Социальный опыт приобретается в процессе участия в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, формирует отношение ко всем проявлениям жизни, определяет поведение, уровень развития знаний и умений. Социальный опыт и компетенция должны формироваться целенаправленно по определенной программе, но не учебного предмета, а организации деятельности по формированию этих качеств, так как опыт приобретается только на практике.
В качестве примера можно привести программу по социальной адаптации, разработанную и апробированную в реабилитационном Центре психоневрологического интерната № 1 °Cанкт-Петербурга под руководством автора этого методического пособия. Поскольку подростки поступают в психоневрологические интернаты из детских домов-интернатов с разными интеллектуальными возможностями и уровнем социальной адаптированности, программа включает все аспекты социальной реабилитации, обеспечивающие формирование соответствующей компетентности. Она может быть использована также и в специальных (коррекционных) школах и в других реабилитационных учреждениях.
У людей, имеющих умеренную степень интеллектуальной недостаточности, достаточно развита эмоциональная сфера и представления, присутствует эмоциональное разделение окружающего, значительных двигательных расстройств может не быть, проблемы у них возникают при выполнении сложнокоординированных действий. При отсутствии осложняющих факторов проявляются старательность, работоспособность, эмоциональность. Отчетливо выступают несамостоятельность, стереотипность суждений и взглядов, отсутствие любознательности и инициативы в любой деятельности: игровой, познавательной, трудовой.
Тяжелая интеллектуальная недостаточность - заболевание, характеризующееся глубоким недоразвитием функций восприятия. Реакция на окружающий мир слаба или неадекватна; анализ собственного поведения отсутствует; мыслительная функция находится в зачаточном состоянии; при обращении к ним больные воспринимают не смысл, а интонацию и сопровождающую речь мимику и жестикуляцию. Речь собственная ограничивается единичными словами или нечленораздельными звуками. Эмоции крайне бедны и просты, большей частью связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Источниками удовольствия являются ощущение сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений, при этом человек с тяжелой интеллектуальной недостаточностью испытывает радость. Недоразвитие моторики проявляется в скудной мимике, однообразии и замедленности движений, нарушении координации вплоть до расстройств навыков стояния и ходьбы. Навыки самообслуживания почти не прививаются, способность к целенаправленной деятельности отсутствует
Перечень вопросов для опросника по построению Личной профессиональной перспективы:
- Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
- Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
3. Хорошо ли Вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а вы за 1 минуту должны будете написать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы.
4. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?
5. Кем Вы мечтаете стать по профессии через 20-30 лет? Как согласуется Ваша профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для Вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия, мечты с этими желаниями?
- Выделите основные 5-7 этапов на пути к Вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы).
7. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует), соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести эту профессию. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать...
8. Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем.
9. Как Вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?
10. Кто и что могут помешать Вам в реализации Ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
11. Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?
12. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту?
13. Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что вы делаете, кроме хорошей учебы в школе.
Анкета "Хочу. Могу. Надо"
Фамилия _______________________
Имя ___________________________
Отчество _______________________
Класс __________________________
Год рождения ___________________
Инструкция
В первом столбике напишите, кем бы Вы хотели стать.
Во втором столбике отметьте крестиком, чему Вы хотите научиться.
В третьем Столбике отметьте крестиком, кем Вы бы могли работать. Во втором столбике, помимо предложенных профессий, можно дописать свой вариант ответа. Я хочу научиться: Кем я мог (могла) бы работать:
ХОЧУ | МОГУ | НАДО |
Строить дома | Каменщиком | |
Делать причёски | Парикмахер | |
Продавать товары | Садовод | |
Управлять транспортом | Санитаром | |
Готовить еду | Маляром | |
Шить одежду | Штукатуром | |
Ремонтировать обувь | Цветовод-декоратор | |
Настраивать аппаратуру | Столяром | |
Вырезать по дереву | Резчиком по дереву | |
Вышивать на ткани | Дворник | |
Ухаживать за цветами | Кочегар | |
Ухаживать за животными | Животновод |
Рекомендации подросткам при выборе профессии:
- учитывать не престижность профессии, а востребованность;
- учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности;
- помните, что по выбранной специальности, возможно, придется работать всю жизнь и необходимо учитывать наличие интереса к выбираемой профессии;
- познакомьтесь с перечнем обязанностей по выбранной профессии, проанализируйте перечень трудовых обязанностей и попытаться дать ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?»;
- выясните ограничения по состоянию здоровья;
- выяснить требования предъявляемые профессией к личности работника.
- основываясь на рекомендациях взрослых по профессиональной ориентации, делайте самостоятельный выбор, принимая ответственность за принятое решение.
Рекомендации родителям:
- не старайтесь выбирать за детей жизненный путь, так как выбор, сделанный другими, приведет в скором будущем к неудачам, неудовлетворенности, разочарованиям;
- разговаривайте с сыном или дочерью на темы, связанные с выбором профессии, стараясь рассказывать как можно больше о том, что представляет собой выбираемый им жизненный путь;
- помните, что каждое поколение, и каждый ребенок имеет право на собственную индивидуальность. И в соответствии с этим имеет право на собственный выбор, даже если это не по душе родителям. Он имеет право на собственный поиск, в котором ему можно помочь, но на котором нельзя настаивать.
Предложения к педагогическому совету:
- Ввести ставку педагога, курирующего вопрос профориентации обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
- Разработать программу социальной адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
- Пригласить сотрудников Общества Инвалидов г.Нефтеюганска для ознакомления с опытом работы по трудоустройству лиц с умственной отсталостью.
- Активное включение в профориентационную деятельность родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ «Трудотерапия – основная форма социальной реабилитации умственно-отсталых детей»
Одним из важных средств коррекции недостатков психофизического развития личности умственно-отсталых детей является труд. Соответственно одной из форм социальной адаптации, а затем и частичной реабилит...
Презентация к выступлению «Трудотерапия – основная форма социальной реабилитации умственно-отсталых детей»
Фотографии воспитанников детского дома во время занятий трудотерапией....
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"
В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...
Алгоритм проведения комплексной психолого-педагогической диагностики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном этапе работы
Введение федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС О УО (ИН)) фактически изменил...
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности в освоении АООП, коррекцию недостатков...
Выступление на МО учителей начальной школы. Умственная отсталость.Олигофрения.
Под умственной отсталостью понимается остановка интеллектуального, эмоционального и речевого развития из-за аномалии головного мозга.Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофрен...