Актуальные проблемы нравственного воспитания
статья на тему

 В процессе воспитания перед педагогом возникает ряд проблем. Причина этому - смена жизненных  ценностей. Нравственные изменения, с которыми столкнулось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на подрастающее поколение. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны современной жизни. В связи с этим, проблемы нравственного воспитания относятся к самым острым и актуальным, не только в педагогическом, но и социальном плане.

 Наше время требует человека гибкого, разностороннего, легко и  без страха готового воспринимать и осваивать нечто для него новое, причем желательно в максимально короткие сроки, человека творческого, активного, готового брать на себя новые социальные роли, толерантного в выстраивании межличностных отношений. Школьная программа вся направлена на воспитание такого универсального человека. Это идеал, но реалии таковы, что соответствовать этому идеалу, хотя бы приблизительно, на сегодняшний момент способны лишь единицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_obed_aktualnye_problemy_vospitaniya_shkolnikov.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

 В процессе воспитания перед педагогом возникает ряд проблем. Причина этому - смена жизненных  ценностей. Нравственные изменения, с которыми столкнулось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на подрастающее поколение. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны современной жизни. В связи с этим, проблемы нравственного воспитания относятся к самым острым и актуальным, не только в педагогическом, но и социальном плане.

 Наше время требует человека гибкого, разностороннего, легко и  без страха готового воспринимать и осваивать нечто для него новое, причем желательно в максимально короткие сроки, человека творческого, активного, готового брать на себя новые социальные роли, толерантного в выстраивании межличностных отношений. Школьная программа вся направлена на воспитание такого универсального человека. Это идеал, но реалии таковы, что соответствовать этому идеалу, хотя бы приблизительно, на сегодняшний момент способны лишь единицы.

 Еще совсем недавно грубость, ненормативная лексика в школе были явлением не просто редким, а экстраординарным. А сегодня, услышав на улице от подростка бранные слова, мало кто отреагирует хотя бы мягким замечанием.  Одной из самых важных проблем воспитания нового поколения, на мой взгляд, стала проблема очерствения общества. Виной тому во многом средства массовой информации, с которыми школе очень трудно тягаться за силу влияния на ребенка. Индустрия Голливуда и наша собственная киноиндустрия часто создает образ героя нашего времени, который идет к достижению своей цели любыми доступными ему средствами, у него своя правда и свой закон, он сам - закон и правда. Утверждается  идея выживания, борьбы за выживание, а выживает сильнейший, и он прав.  Отсюда жестокость по отношению к  другим. Ты слабый – ты ничтожество. Самоутверждение через унижение другого, более слабого, я унижаю, значит, я сильный.

 Если обратиться к компьютерным играм- стрелялкам.  Играя в виртуальные игры, ребенок не только получает информацию, но учится жестокости: он учится убивать других и умирать сам. Он не испытывает боли, видя виртуальную кровь, у него притупляется чувство страха, исчезает инстинкт самосохранения. Мозг получил и обработал информацию. Возможно, считают психологи, именно здесь кроются корни детских и подростковых суицидов.

 Уродливость внутреннего духовного мира характерна для многих современный детей. Они не видят и не ценят красоты. Они выросли на мультиках, типа «Губка Боб – квадратные штаны». Так рождаются вандалы.

 Еще одна проблема – это уход в виртуальный мир, где все ярко, легко, где все мгновенно получается, а ведь в реальном мире все намного труднее. Ребенок отдаляется от реальности, от общества, получая возможность быстрого овладения информацией, теряет возможность живого общения. Дети не умеют общаться, не умеют играть.

 Возможно, что уход виртуальный мир также связан с недостатком внимания и теплоты со стороны близких, семьи в мире реальном. Ребенок пытается восполнить пустоту. Родители большую часть времени проводят на работе, в заботе о материальном благосостоянии семьи, но при этом неизбежно теряют контакт с собственным ребенком. В виртуальном мире можно со многими общаться. Ребенок страдает от недостатка теплоты, доверия, защищенности, которые так необходимы в процессе воспитания. Недостаток общения, прямого, тактильного, эмоционального контакта ребенка и взрослого – отрицательно влияют не только на эмоциональное развитие ребенка, но и на формирование его взглядов и убеждений. Перекладывая весь процесс воспитания на плечи обучающих учреждений, родители забывают, что именно они, их личный пример поведения в реальной жизни, их отношение к окружающей жизни, формирует у детей стереотипы поведения, которые не сможет изменить ни учитель, ни воспитатель.

 Главное на сегодняшний день в воспитании детей и подростков, на мой взгляд,  - пробуждение человечности. В каждом из них внутри живет человек, тот самый, с заглавной буквы, большой, светлый и добрый, но он там, за семью замками, он боится себя проявить,  он очень ранимый. Ведь они все способны искренне проявлять добрые чувства. Почему-то проявлять добрые чувства по отношению друг к другу нам намного сложнее, чем злые.

 Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны с учетом возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача педагога  контролировать и направлять этот опыт в русло нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей.

 Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные воспитанники. Важно работать как со всем классом, группой, так и с отдельными детьми. Каждый  ребенок находится под постоянным влиянием  учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией педагога является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа педагога и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

 Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Педагог разъясняет воспитанникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

 Воспитатель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий,  выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед воспитателем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого ребенка в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность.

Большую помощь в нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы,...

Актуальные проблемы физического воспитания -"Уровень физической подготовленности городских и сельских школьников мужского пола липецкой области"

Авторы исследования:Т.С.Гнусов (к.п.н), В.А.Кашкаров (к.п.н., профессор), Головина Т.И.(преподаватель МБОУ СОШ №2 г.Задонска). Цель исследования: проанализировать состояние физической подготовленности...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...

Актуальные проблемы музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе http://nsportal.ru/node/1806099

В статье автор анализирует влияние на качество обучения начиная от исторического момента "перестройка", модернизации до современных требований ФГОС. Изложены необходимость овладения обучающими системо...

Актуальные проблемы современного воспитания

Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем. В первую очередь э...

Итоговая работа по программе "Актуальные проблемы экологического воспитания школьников" Основные факторы загрязнения гидросферы и меры по эффективной защите и сохранению водных ресурсов

Гидросфера – совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова. Вода -  самое распространенное неорга...