Консультация для родителей о девиантном поведении детей дошкольного возраста
консультация
Данный материал можно использовать при индивидуальной работе с родителями, а также на родительском собрании. В статье рассматриваются основные понятия по теме, признаки девиантного поведения дошкольников, даны некоторые рекомендации родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_o_deviantnom_povedenii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
О девиантном поведении детей дошкольного возраста
В настоящее время проблема отклоняющегося поведения детей существенно «помолодела», т.е. она становится актуальной не только в отношении подростков, но и детей дошкольного возраста. Данный вопрос всё чаще обсуждается в стенах дошкольных образовательных учреждений, что обусловлено ростом числа так называемых «трудных» детей. Сегодня практически в каждой возрастной группе можно увидеть ребёнка, чьё поведение отличается от поведения его сверстников. Такие воспитанники требуют особого подхода в общении, постоянного повышенного внимания со стороны педагога, что в целом осложняет образовательно-воспитательный процесс с конкретным коллективом детей.
Дети, посещающие детский сад, не только адаптируются к новым условиям, они также приспосабливаются к новой социальной среде.
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения, установленных в ней, приспособление к условиям пребывания, в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. К сожалению, не все дети с лёгкостью самостоятельно адаптируются к новой социальной ситуации, у них могут возникать определённые трудности, что в итоге приводит к дезадаптации ребёнка.
Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивида со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микро социальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
В период дошкольного детства происходит формирование фундаментальных основ личности ребёнка, которые будут влиять на всю его дальнейшую жизнь. Социальная дезадаптация дошкольника может негативно повлиять на данный процесс, препятствуя успешной социализации ребёнка. Игнорирование данной проблемы, отсутствие своевременной всесторонней помощи и поддержки ребёнку, испытывающему трудности в социальной адаптации, может привести к формированию предпосылок отклоняющегося (девиантного) поведения.
Девиантное поведение (от лат. deviation — отклонение) — устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Девиантное поведение в своей крайней форме выражается в таких социальных явлениях, которые могут представлять угрозу социальному и физическому существованию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде.
Когда данное понятие используется при характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных в группе и детском саду норм и правил.
Существуют определённые признаки, которые могут сигнализировать о первых проявлениях девиации дошкольника. Как правило, их можно увидеть в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами.
Как показывает опыт работы, такие дети часто проявляют агрессию, порой беспричинную, в отношении не только детей группы, но и педагогов. В их поведении наблюдается импульсивность и непредсказуемость, нежелание уступать, считаться с мнением и чувствами окружающих, неумение договариваться и словесно разрешать конфликтные ситуации. Иногда мы видим, как воспитанник проявляет желание участвовать в коллективной игре, но при этом он отказывается принимать установленные другим ребёнком или педагогом правила игры. Всё это приводит к возникновению трудностей в установлении дружеских отношений со сверстниками и общению с ними в целом.
Дети с проявлениями девиантного поведения часто протестуют, отказываются выполнять режимные моменты дня, соблюдать правила, установленные в группе. Они сознательно нарушают дисциплину во время занятий или мероприятий, тем самым привлекая к себе внимание. Иногда в подобном поведении ребёнка можно заметить провокацию: он будто испытывает рамки дозволенного и желает узнать самую строгую меру наказания со стороны педагога. Получив отрицательную оценку своих поступков, такие дети редко расстраиваются, а иногда и вовсе не реагируют на замечания.
В последнее время мы всё чаще наблюдаем такие проявления девиации как отсутствие «дистанции» в общении со взрослыми, употребление детьми нецензурной лексики в общении, а также перенос асоциальной модели поведения взрослых в игру.
На сегодняшний день специалисты, изучающие проблему отклоняющегося поведения детей, выделяют три группы причин его возникновения:
1. Медико-биологические причины, включающие врождённые, наследственные и приобретённые причины, которые могут привести к повреждениям центральной нервной системы ребёнка, телесным порокам, дефектам физического и умственного развития.
2. Психолого-педагогические причины которые, как правило, проявляются в периоды возрастных кризисов ребёнка и являются результатом отсутствия необходимой компетентности у родителей в вопросах воспитания детей, а именно: незнание возрастных особенностей детей дошкольного возраста, отсутствие чётких требований, правил, границ и запретов для ребёнка, чрезмерное злоупотребление наказанием, как основным методом воспитания, неадекватная оценка индивидуальных способностей ребёнка.
3. Социальные причины напрямую связаны с неблагоприятным психологическим климатом в семье. Особый риск возникновения девиантного поведения ребенка существует в неблагополучных и конфликтных семьях, где дети приобретают отрицательный опыт общения и поведения. Такие семьи характеризуются слабым воспитательным потенциалом или вообще его отсутствием, что в результате приводит к социально-педагогической запущенности детей.
Прежде всего родителям и педагогам нужно понимать, что девиантное поведение ребенка – это сигнал о помощи, вызов, сообщающий о том, что у него имеются определённые трудности, с преодолением которых он не справится сам. Какими бы ни были причины возникновения отклоняющегося поведения, ребёнку необходимо оказывать своевременную помощь и психологическую поддержку, направленную на профилактику формирования устойчивой модели девиантного поведения. Такая помощь может быть эффективной, если она основана на принципе сотрудничества родителей и педагогов.
Рекомендации родителям:
1. регулярно интересуйтесь у воспитателей группы об успехах и поведении своего ребёнка;
2. не игнорируйте слова педагогов, когда они высказывают своё беспокойство о тех или иных поведенческих особенностях ребёнка;
3. не отказывайтесь от психолого-педагогической помощи специалистов, старайтесь выполнять данные вам к рекомендации;
4. повышайте свою психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
5. помните, что воспитание ребёнка начинается с воспитания самого себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей «физическая культура для детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей разработана в соответствии с возрастом каждого ребенка, предлагается для воспитанников детского сада....
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»»
консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему " Безопасность детей дошкольного возраста"
quot; Безопасность детей дошкольного возраста"правила безопасного поведения Кто в ответе за безопасность ребенка дошкольного возраста? Пр...
Консультация для родителей "Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста"
В консультации раскрыты психологические особенности эмоционального развития дошкольников....
Консультация для родителей «Развитие речи у детей дошкольного возраста в игре»
Московская область, Ленинский городской округМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства» Консультация...
Консультацию для родителей «Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста»
Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут налади...