Профилактическое мероприятие "Сквернословие - позор или национальная гордость"
план-конспект на тему

Вяльмисова Людмила Николаевна

Цель: Познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на человека.

Задачи: - Показать отрицательное воздействие сквернословия на здоровье, на духовный мир человека, на формирование личности.

- Расширить знания о вредных привычках.

- Формировать стойкую неприязнь к сквернословию, человеческим порокам.

- Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_o_skvernoslovii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3 города Кузнецка.

Профилактическое мероприятие

 « Сквернословие – позор или национальная гордость .»

Цель: Познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на человека.

Подготовила и провела социальный педагог: Вяльмисова Л.Н.

Тема:  « Сквернословие – позор или национальная гордость .»

Цель: Познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на человека.

Задачи: - Показать отрицательное воздействие сквернословия на здоровье, на духовный мир человека, на формирование личности.

- Расширить знания о вредных привычках.

- Формировать стойкую неприязнь к сквернословию, человеческим порокам.

- Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Продолжительность занятия – 45 минут

Категория детей: 14-16 лет («группа риска»)

                                                                   Ход занятия.

  1. Орг. Момент.

Дети заходят в кабинет по цветным квадратикам и рассаживаются по трём группам.

Учитель: У нас недавно прошёл самый тёплый праздник «День мам». Когда я готовилась к проведению этого праздника в своём 5 классе , то мне попалась притча, и я хочу, чтобы вы тоже послушали её.

Презентация под музыку о маме.

Учитель: Скажите, а какие однокоренные слова к этому слову вы можете подобрать.

Мать – мат. К сожалению, эти 2 противополжных по смыслу слова являются однокоренными. И первый человек, на которого попадёт отрицательная энергия матерных слов  - это мама, ваша мама . Самый родной ,близкий, любимый человек. Ведь не любить  маму нельзя, это она дала вам жизнь и благодаря ей вы сейчас живёте, радуетесь, печалитесь, добиваетесь каких – то успехов. А получается , что люди произнося такие слова оскорбляют самое святое – мать.

Сегодня на нашем занятии мы постараемся разобраться  в проблеме сквернословия.

  1. Доска: Тема нашего занятия « Сквернословие – позор или национальная гордость»

Учитель: На уроках обществознания мы с вами говорили, что поступки людей имеют разное значение. Какое? ( моральное, социальное, нравственное , юридическое).

- Вот и сегодня мы будем рассматривать сквернословие с разных точек зрения.

- Скажите, а есть ли у нас в законе статья, касающаяся нецензурной брани?

-  Что это преступление или правонарушение?

- Какое наказание предусмотрено за данное правонарушение?

Доска:  « Выражение нецензурной бранью в общественном месте – это административное правонарушение, за которое наступает административная ответственность»

- Но это не самое страшное наказание по сравнению с тем, как нецензурная брань влияет на духовный мир человека.

На доске эпиграфы:

Восточная мудрость гласит: « Нет ничего заразнее слова»

Русская мудрость гласит « От гнилого сердца – гнилые слова»

Сократ говорил : « Каков человек, такова и его речь»

1 задание Каждая группа получает по 1 высказыванию и объясняет  смысл данных высказываний.

Учитель: Мы делаем вывод, что наша речь и слова, которые мы произносим, характеризует и наш внутренний мир, и наш характер и самого человека.  Россия – страна православных традиций. Церковь всегда учила бережно относиться к слову.

Вот, что говорит А. Ахматова: Ржавеет золото и истлевает сталь.

   Шувалова (8а)                           Крошится мрамор, к смерти всё готово

        Всего прочнее на земле - печаль

        И долговечней царственное слово.

Народная мораль осуждала многословие. Что это такое?

Подберите близкие по смыслу слова, синонимы к этому слову. ( празднословие, пустословие, суесловие, болтовня. О словах существуют не только стихи, но и поговорки, пословицы.

2 задание У вас перепутанные слова, вы должны составить из них пословицы.

« Слово – серебро, молчание золото»

« Словом оправдаешься, словом и о судишься»

« Не торопись языком, торопись делом»

« От доброго слова язык не усохнет»

« Ласковое слово душу согревает»

«Слово не воробей, вылетит, не поймаешь» Дети зачитывают полученныё пословицы.

- И ещё один отрывок нам прочитает Бабушкина « Словом можно убить

        Словом можно  спасти

                                                                                       Словом можно полки за собой повести

                                                                                Словом можно продать и предать и купить

                                                                              Слово можно в разящий свинец перелить

3 задание по  группам

 На доске вам даны слова: Отчизна, Родина, правда, мать, добро, любовь, верность, надежда, ненависть, измена, ложь, трус, предатель, прикольно, облом.

- Вы должны выбрать слова 1 гр.- которые могут спасти, 2гр. –кот могут вдохновить, 3 гр. – кот. могут убить.

- Какие слова не назвали и почему?

Была такая заповедь: « Спасёшь не более 7 слов в день спасёшься»

- Как вы думаете, почему многословие ведёт к греху, почему нельзя много говорить.

Ответы: В словах люди красуются друг перед другом – это грех

                Многословие рождает споры и раздоры

                  Празднословие и пустословие – это обсуждение и сплетни

                 Пустые разговоры не дают человеку задуматься о боге, о смысле жизни.

1. - А как смотрит на сквернословие церковь?

-  Чтобы узнать это я предлагаю  вам небольшое видео.

А она считает, что Русский язык – это божий дар, который мы должны беречь.

« В начале было слово, и слово было у бога и это слово БОГ.  ВСЁ  через него начало быть» говорится в Евангелии. Именно через слово человек в молитвах обращается к БОГУ, но и к демонам человек тоже обращается через слова. Церковь называет сквернословие – призывание духов зла. Первое, что ждёт душу после смерти – это испытание -  мытарства за злые и бранные слова. Православие считает сквернословие смертным грехом, т.е. грехом, ведущим к смерти. Сквернословие – это словесная жертва сатане. Тяготение к этому пороку зависит от того, насколько люди близки к богу, отодвигаясь от него человек невольно попадает в сатанинскую область и приобретает привычку обращения нек богу, а к сатане. Матерясь, человек неосознанно призывает бесов на помощь, но за эту помощь приходится платить в виде других вредных привычек: пьянства, наркомании, курения. Все звенья этой цепи ведут к духовной смерти.

На доске  появляется: « Сквернословие – призывание духов зла», «Сквернословие – словесная жертва сатане»

2.- А вот какая информация содержится в словаре Даля. Он так определил значение слова скверна:

На доске: « Скверна – мерзость, гадость, нечистота, грязь, смрад, нравственное растление, всё богопротивное.»

Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам.

3.- А что говорит на история о возникновении этих слов?

Выступление Кирьяновой а. (9а)

Добавление учителя: Те, кто сквернословил, им запрещалось заходить в  церковь, с ними не садились за общий стол, потому что считалось, что эти люди притягивают несчастья, так как  бог их наказывает. Материться в доме нельзя – бесы будут жить в доме, в лесу – леший обидится, у реки – водяной обидится . Оставалось одно место – поле. И появилось выражение « поле брани».

На доске: « Мат – язык общения с демонами, которые насылают проклятья»

4.А что утверждает  современная медицина?

- Осторожное , бережное обращение со словом – необходимый признак ЗОЖ. В противном случае возникает психическое заболевание

 На доске: « Копролалия» -  ( копро –грязь, лалия – речь) – это болезненное, непреодолимое влечение к нецензурной брани без всякого повода.

Сквернословие – болезнь нашего общества.

- А сейчас вы послушаете о вредном воздействии мата по данным исследованиям учёных.

Выступление Сазоновой А. (9А)

5.И последняя точка зрения, с которой мы ознакомимся – это психология.

Выступление ЖевелёвойН. (9А)

На доске: « Мат – привычка, зависимость, оружие неуверенных в себе людей»

                  « Мат – удел неудачников»

Закрепление Дискуссия « Нужен ли нам мат?»

- Итак вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю вам обсудить.

-1. Как можно обсудить повальное распространение мата в наше время? ( низкий культурный уровень, желание подражать и казаться взрослым, быть крутым, модным, боязнь прослыть « белой вороной»).

2. Сейчас в моде ЗОЖ. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня, отказываются от курения.  Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и ЗОЖ? ( модно  тонкое чувство юмора, умение поддержать беседу, уметь убеждать)

3. Мы выяснили, что сквернословие – это вредная привычка. Какие ещё  вредные привычки вам известны? Почему они вредные?  ( они разрушают организм, ведут к болезням и смерти)

4. Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

5. Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь , наркотики помогают расслабиться?

- Какие способы вы ещё знаете? ( туризм, спорт, музыка)

Творческое задание:

- Мы сегодня говорили о том, что мат ведёт к вымиранию народа, а нынешняя эпидемия мата – это угроза национальной безопасности России.

- Представьте, что президент России поручил нам составить памятку для молодёжи « Как избавиться от сквернословия?» Какие бы вы пункты включили в эту памятку?

- Я хочу вручить всем вам памятки, которые может помогут вам преодолеть в себе эту пагубную привычку.

Памятка:

1.Выработать отвращение и брезгливое отношение к сквернословию.

2.Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова.

3. Рассказать своим друзьям то, что ты знаешь о сквернослови.

4. Читать русскую классику.

5.Запоминать стихи и афоризмы.

6. Произносить больше добрых слов.

7. Принять решение: Не сквернословить

8. Уметь противостоять влиянию среды.

9. Научиться позитивным методам расслабления.

10. Принять уважительное отношение к людям.

Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба проходит в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждёт штраф от 500 до 1.500 рублей. Уже собрано штрафов на 1 млн. рублей. Треть этой суммы пойдёт на премии полицейским, которые задержали нарушителей. Активисты, студенты, журналисты, волонтёры придумали и распространили остроумные лозунги против сквернословия.

На доске

Чтобы в жизни состояться ,матом лучше не ругаться

Матюгайся почаще – будет тебе несчастье

Кто использует мат, тот умишком не богат

Мат – дорога в ад

Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться

Мат – не забава, а словесная отрава

Мат – это помоев ушат

- Скажите, а если с людьми случается горе, трагедия, кто приходит им на помощь? ( родственники, психологи)

- Почему ( они лечат словом)

Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух, поддержать.

ЗАДАНИЕ

- Предлагаю вам провести эстафету добрых слов и назвать по очереи все хорошие и добрые слова, которые вы знаете. ( добро, вера, надежда, справедливость, любовь, красота, счастье, мечта, ласка, нежность, отзывчивость)

 Если бы такие слова звучали  чаще, то и наша жизнь стала добрее.

Стих (Лигостаева и Волкова)

Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата ресурсами, наш народ талантлив и образован, но всё – таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и всё это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так может стоит прислушаться к библейской мудрости, которая гласит: « Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове» . Порядок в  мыслях приведёт к порядку в голове, а доброе слово очистит тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровая страна.

И последнее задание ( под  музыку)

У вас на столе лежат карточки из цветной бумаги в виде человеческого следа. Выберите 2 самых хороших качества своего характера и запишите на карточке.

Доска: « В добрый путь»

Если вы пойдёте по своей жизненной дороге, руководствуясь этими  качествами , то ваша жизнь будет счастливой и ненапрасной.

Рецепт счастья.

Итог: Изменилось ли ваше отношение к сквернословию?

- Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Государственные символы - национальная гордость"

Разработка классного часа о государственной символике Республики Казахстан....

Классный час "Государственные символы- национальная гордость".

Задачи: 1. Способствовать формированию представлений о нашем государстве, о символах Республики Казахстан. 2. Воспитывать любовь к Родине, уважение к государственным символам, патриотизм, согласие и д...

«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ГОРДОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ ЗА ДОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формир...

Урок английского языка в 6 классе по учебнику SPOTLIGHT " по теме «Национальная гордость»

Вашему вниманию представлен урок английского языка в 6 классе, который был проведен в рамках муниципального конкурса "Педагог года-2020"...

Национальная вышивка-гордость народа

Любой народ должен чтить своих предков, свою культуру. Одним из видов национальной культуры является вышивка. Национальная вышивка чувашей многолика и информативна. Это древние письмена, которые можно...