«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ГОРДОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ ЗА ДОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»
статья по музыке на тему
Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности приобретает особое значение.
Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Соответственно, должны претерпеть и способы, средства и методы обучения и воспитания детей.
Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.
Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, патриотизм -это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.
Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
А.Х. Салихова
МБУДО «ДМШ №19» г. Казань
Преподаватель высшей квалификационной категории
«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ГОРДОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ ЗА ДОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности приобретает особое значение.
Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Соответственно, должны претерпеть и способы, средства и методы обучения и воспитания детей.
Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.
Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, патриотизм -это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.
Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать, так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, порождающей личность.
Сейчас к нам равномерно возвращается государственная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценное из собственных культурных достижений.
Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания учащихся средствами народного музыкального творчества - повернуться лицом к народной музыке. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании школьников. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора
Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма школьников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений будет воспитывать в молодом поколении такие качества, как: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
В воспитательно-образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.
Последовательное ознакомление учащихся с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость своего народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.
Республика Татарстан- является одним из самых многонациональных регионов Российской Федерации. Современный национальный состав жителей республики, складывался в течении нескольких веков.
Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального Государства, важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступает предметом межнационального общения, т.к. каждый народ имеет неотъемлемое право на сохранение и развитие своей национальной культур. Национальная культура несёт в себе огромный педагогический потенциал, который ещё не в полной мере реализуется в учебно-воспитательном процессе школ и, в первую очередь, в формировании личности учащихся.
Задача формирования национальной культуры должна ставиться не только в национальных, но и во всех школах, ибо образование является важнейшим фактором возрождения родного языка, культуры, традиций народов. Важным условием в решении данной проблемы мы считаем уровень сформированности национальной культуры, т.к. формирование национальной культуры -важнейшая задача общества.
Формировать национальную культуру учащихся означает: вооружать их научными знаниями о национальной культуре; развивать у них политические, правовые, философские и эстетические взгляды; воспитывать лучшие моральные качества, присущие национальному характеру данного этноса. От уровня усвоения содержания национальной культуры учащимися зависит и регулирование личностью своего поведения. И отношения к культуре, традициям другого народа, взаимоотношения с людьми другой национальности. Нельзя познать чужую культуру, отказавшись от своей собственной. Нельзя полюбить свою культуру, не познав её.
В связи с этим, я хочу сказать несколько слов о роли национального репертуара. Роль национального репертуара, как и всего изучаемого учащимися репертуара, многофункциональна. С одной стороны, национальная музыка выполняет воспитательную функцию формирования у молодого музыканта любви и уважения к художественному наследию родного народа. С другой стороны, систематическое, последовательное обращение к национальному репертуару, имеющему тесную связь с фольклором, преследует цель развития художественного вкуса. Третья сторона- решение сугубо профессиональных проблем- формирование многочисленных умений и навыков, связанных с интонационно-ладовым, ритмическим, фактурным своеобразием татарской музыки. Национальная музыка является также дидактическим материалом, способным активизировать интерес юных пианистов к занятиям. Для юных музыкантов коренной национальности родная музыка привлекательна своей доступностью, неповторимой красотой пентатонических мелодий, изяществом орнаментики, красочностью гармонического языка. Для пианистов иных национальностей встреча с татарской музыкой интересна своей новизной, своеобразием.
Р. Шуман в «Жизненных правилах для музыкантов» призывал молодежь: «Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий. Они откроют тебе глаза на характер различных народов». Национальная музыка как часть многоцветной мозаики современного звучащего мира помогает воспитанию молодёжи в духе толерантности, уважения к музыкальному наследию разных народов.
Известно, что нельзя воспитать настоящего патриота без любви к Отечеству, к своей малой родине. Родным становится то, что ты знаешь, любишь, во что человек вложил частичку своей души. С целью воспитания любви к Родине мы проводим тематические концерты, классные вечера, посвященные композиторам, поэтам, писателям Татарстана; а также участникам и героям ВОВ. В этом году были проведены такие тематические концерты: «105 лет со дня рождения Н.Г.Жиганова», «Композиторы Татарстана –детям», «Мусса Джалиль и музыка», «Музыка и поэзия Габдуллы Тукая» «Курбан байрам», «Науруз».
В апреле планируется концерт «Герои татарских сказок». В мае планируется концерт «По страницам памяти», посвященный участникам и героям ВОВ.
Проводимая работа, с малых лет приучает детей любить родной край, школу, отчий дом, и всю нашу большую страну.
Быть патриотом…
Что это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
И если это в сердце утвердится
Тех, кто за партой нынешней сидит,
Учитель школьный – можешь, ты гордится-
Твой век земной не зря тобой прожит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя русского языка как средство воспитания у учащихся любви к своему языку и чувства гордости за него.
Из опыта организации внеклассной работы по русскому языку....
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В данной статье автор делится опытом работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств на примере славянской культуры....
Статья "Воспитание чувства гражданственности и патриотизма в курсе изучения географии России".
Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Патриотическое воспитание гражданина современной России."...
Воспитание в семье любви и верности к ценностям и традициям русской национальной культуры
Выступление на родительском собрании. Цель: воспитание нравственных ценностей....
Воспитание духовности, патриотизма школьников средствами народных традиций и национальной культуры.
Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа, неотделимая от сам...
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма учащихся
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его челове...
Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.
Задачи проекта:1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;2. Подвести к...