система профилактики
материал на тему

родительские собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_profilaktiki.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы школы по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних

Цели :

 - предупреждение правонарушений и безнадзорности учащихся;

– социальная адаптация личности ребенка в обществе.

Задачи:

  1. содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
  2. формирование законопослушного поведения детей и подростков;
  3. оказание социально-психологической и педагогической помощи  детям и семьям, нуждающимся в ней;
  4. выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
  5. профилактика раннего семейного неблагополучия.

Для реализации поставленных задач предполагается выполнение следующих функций:

Профилактическая функция

     - Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;

    - Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, обучающихся через групповую и индивидуальную работу;

   - Учебные и практические формы работы (тренинги, семинары, круглые столы, родительские собрания, часы общения и т.п.) с обучающимися, родителями и педагогами.

Защитно-охранная функция

      - Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;

      - Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;

    - Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта (работа ШСП).

Организационная функция

 - Выявление детей и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации и информирование систем профилактики по данным случаям;

 - Организация групповых тематических консультаций с приглашением психологов, врачей, инспекторов ПДН и др. специалистов профилактики;

 - Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися;

 - Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями;

 - Организация и проведение школьных мероприятий;

 -  Обеспечение мер социальной поддержки семей (бесплатное питание, обеспечение одеждой);

 - Организация досуга и отдыха через связь с учреждениями дополнительного образования.

Профилактическая работа образовательного учреждения осуществляется под руководством администрации школы во взаимодействии с органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на основе следующих нормативных документов: Конвенции ООН, Конституции РФ, Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ ,  ФЗ № 124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ от 24.09.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», плана работы ОУ, локальных актов ОУ, регламентирующих профилактическую работу( Устав школы, положение о школьной профилактической комиссии, положение о постановке   обучающихся школы на внутришкольный учет, положение об учете  неблагополучных семей, положение об общешкольном родительском комитете и т.д.).

В нашей школе ведется большая плодотворная работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Для наглядности приведем цифры, которые являются доказательной базой данного утверждения.

Год

Правонарушения и преступления

УК РФ

КоАП РФ

ПДД

Ст. 5.35

2012/2013

3

6

5

5

2013/2014

1

14

6

5

2014/2015

1

7

8

6

2015/2016

-

4

3

3

Анализ учета учащихся и родителей

Год

Учащиеся

В школе

Пдн

2012/2013

5

5

2013/2014

5

5

2014/2015

6

6

2015/2016

9

9

2016/2017

4

4

СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ включает в себя :

1. Диагностическую деятельность:

— выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

— изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

— наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

— определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

—проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

— определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

— выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

— изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

— изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

— определение мотивов поведения и общения;

— учет состояния здоровья ребенка;

— наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).

2. Индивидуально-коррекционную работу:

— индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

— изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;

— индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога -психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

— создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, спортивные секции и др.);

— вовлечение учащихся в активную общественную работу;

— проведение тренингов общения;

— проведение тренингов психологической разгрузки;

— привлечение к чтению художественной литературы.

3. Работа с семьей:

— изучение социального положения ребенка в семье;

— выступление учителей на родительских собраниях;

— посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;

— встречи с инспектором ПДН;

— индивидуальные консультации для родителей;

— совместная профилактическая работа школы с родительскими комитетами классов.

— вовлечение в работу с семьей родительских комитетов класс школы, школьной профилактической комиссии;

— привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

— проведение творческих встреч, тематических родительски собраний;

— привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов,

— приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, лектории и др.;

4. Взаимодействие с заинтересованными организациями

— сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;

— сотрудничество с инспектором  по делам несовершеннолетних района;

— сотрудничество с врачами: психологами, наркологами,

— сотрудничество с работниками правоохранительных и следственных органов;

— сотрудничество с районным центром занятости населения;

— сотрудничество с городским домом детского творчества;

- сотрудничество с центром информации «Войди в мир закона».

5. Информационная, организационно-методическая деятельность

— проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;

— взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);

— составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ПДН;

— разработка материалов в помощь классному руководителю;

— составление психолого-педагогической характеристики класса;

— организация выставок литературы, плакатов;

— проведение социометрического исследования классов.

6. Правовое просвещение учащихся

— проведение месячника правовых знаний;

— проведение тематических лекториев;

— проведение диспутов, конференций.

В системе профилактики деятельности школы можно выделить два направления:

меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в мероприятия профилактической направленности. К подобным мероприятиям можно отнести тематические классные часы, проведение которых отслеживается администрацией школы, различные школьные акция, направленные на установку ЗОЖ и на воспитание правопослушной личности («Смени сигаретку на конфетку», выступление агитбригат, создание и расклеивание листовок, участие в районных и областных мероприятиях, конкурсы рисунков и др.), родительские лектории, тематические встречи со специалистами различной направленности не только с учениками, но и родителями, создание и работа молодого отряда ЮИД. Наряду с этим, в школе действует профилактическая программа «Правильный  выбор». Занятия по этой программе проходят на классных часах, всеобучах, круглых столах и т.д.Данные занятитя позволяют не только дать ребёнку необходимые знания, но и создают условия для самостоятельного выбора и принятия решения, обучают школьников культуре правовых отношений.

Вторым направлением работы школы являются меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними. Ведется и своевременно пополняется банк данных на выявленные семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной поддержке; неблагополучных семей, где родители не исполняют своих обязанностей либо жестоко обращаются с ними.

Особое внимание в нашем учебном заведении уделяется работе с учащимися, состоящими на различных видах учета (КДН и ЗП, ПДН и ВШК.) Нужно отметить, что в процессе работы с данными несовершеннолетними в профилактических мероприятиях, так или иначе задействованы другие учащиеся.

Подробнее о мерах специальной профилактики.

Важную роль среди профилактических мероприятий мы отводим созданию подробного плана ИПР (индивидуально-профилактической работы) на каждого учащегося, состоящего на любом из видов учета. Данный план отражает пошаговую, поэтапную работу с несовершеннолетним. В реализации плана принимает участие не только социальный педагог, но и классный руководитель, замдиректора по УВР, школьный педагог-психолог. Участие всех лиц фиксируется их личной подписью.

Особую необходимость в работе с детьми «группы риска» мы видим в обеспечении занятости несовершеннолетних во внеурочное время. Мы анализируем занятость обучающихся «группы риска» в кружках, спортивных клубах, факультативах. Согласно школьной программе «Одаренные дети», стараемся приобщить трудных подростков к занятиям в дополнительном образовании. Таким образом, обеспечивается занятость учащихся «группы риска».

Немаловажная роль в работе с детьми отводится школьному педагогу-психологу и социальному педагогу. Ими разработана  программа «SOS», включающая ряд коррекционных занятий занятия, в том числе в аддиктивном поведении.

Наша школа в рамках профилактических мероприятий большое внимание уделяет информационному сотрудничеству с социальными партнерами, выражающееся во встречах учащихся школы с представителями МВД, КДН и ЗП, представителями здравоохранения. В этом направлении отлажено работает система взаимодействия социальных органов.

В школе происходит взаимодействие всех участников педагогического процесса, система взаимного сотрудничества на выявление и решение проблемных ситуаций.

Отлажено функционирует школьная профилактическая комиссия. Акцент работы данного органа расставлен именно в вопросах результативности мероприятия. Социальным педагогом заводится карточка на учащегося, рассматриваемого на совете, в которой фиксируется пошаговая работа с ним.

Происходит обеспечение летней занятости учеников, что в разы сокращает количество правонарушений с их стороны.

Администрация, социально-педагогическая служба школы ставит перед собой задачу вовлечения в лагерь отдыха дневного пребывания в первую очередь детей - сирот, ребят из многодетных, малообеспеченных и асоциальных семей, а также детей "группы риска", находящихся на внутришкольном контроле.

По окончанию реализации плана ИПР на каждого несовершеннолетнего составляется подробный анализ проведенной работы, тем самым отслеживается результативность и эффективность проведенных мероприятий.

В школе разработаны и функционируют целевые программа «Счастливо жить – здоровым быть». Многие мероприятия проводятся в рамках этих программ.

                                                                                                                                           

На  каждого несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете составлен индивидуальная программа коррекции, заполняется индивидуальная карта, в личном деле имеется характеристика и акт обследования МБУ.

 В профилактической  работе с обучающимися, приоритетных категорий  классный руководитель, педагог - психолог, социальный педагог, учителя предметники, администрация школы проводят следующую работу:

-   осуществление контроля  посещаемости занятий (журнал посещаемости, классные журналы).

-  обследование  материально-бытовых  условий проживания ребенка (для ГР и опекаемых - акты обследования 2 раза в год).

 - контроль за занятостью во внеурочное время (совместная работа с учреждениями дополнительного образования через сверку списков, классный журнал);

- занятость в каникулярное время (совместная работа с доп. образованием, управлением образования, социальной защитой, центром  занятости населения, инспектором ПДН);

- изучение особенностей личности подростков (через диагностику, наблюдение, беседы, анкетирование социальным педагогом и педагогом-психологом);

-  посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям (справки о посещенных уроках социальным педагогом);

- психолого-педагогическое консультирование родителей (через родительские собрания, работа стендов, сайт школы);

-  индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками (через классные часы, часы общения, тренинги, акции, участие в проектной деятельности);

-   вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию воспитательно-образовательных программ классных коллективов.

 Школа осуществляет разработку и реализацию индивидуальных программ коррекции, включающих в себя информационно-просветительские услуги, оказание консультативной помощи родителям и детям, обеспечение педагогической и психологической поддержки семьям и детям, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение жестокого обращения с детьми, правонарушений и преступлений среди  несовершеннолетних, детских и подростковых суицидов, употребление психоактивных веществ.

Реализуются планы по совместному взаимодействию с МО МВД России «Велижский».

Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через разнообразные по форме воспитательные мероприятия: ролевые игры, беседа- диалог, круглый стол, дискуссии, тренинги.

      Огромная  роль отводится  проведению массовых мероприятий  с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», «Папа, мама,  я – спортивная семья», День защиты детей, участие в акции «Спорт против наркотиков», спортивно-оздоровительные праздники, месячник безопасности, месячники правовой грамотности.

 Самыми популярными формами работы по ЗОЖ являются круглые столы «Здоровым быть модно!»,  традиционный турслет, тренинги на формирование благоприятного климата в коллективе, конкурсы плакатов «Мы  против наркотиков»,  рисунков «Здоровый образ жизни», буклетов на антинаркотическую  тему «Я выбираю жизнь!»

Учащиеся школы  (в том числе «группы риска») принимают активное участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах,  соревнованиях, фестивалях.

          Здоровый образ жизни, который прививается учащимся в школе, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Сформирован банк данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт школы). Проводятся родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ. На заседаниях общешкольного родительского комитета рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

В школе работает профилактическая комиссия, которая осуществляет:

  • разработку комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности;
  • разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;
  • проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;
  • проведение просветительской деятельности по данной проблеме;
  • организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей;
  • защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц (в рамках Международной конвенции  ООН по правам ребенка).

Показателями результативности работы по профилактике правонарушений считаем:

1. Отсутствие учащихся систематически пропускающих уроки без уважительных причин;                                                                                            2. Уменьшение количества конфликтных ситуаций в классных коллективах;

3. Увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью к администрации школы, социальному педагогу, педагогу-психологу ;

4. Снижение  числа учащихся состоящих на учете в СОП и ПДН МВД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении"

В последнее десятилетие, в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования, растет чи...

Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний

урок биологии  для 8 класса. Изучение нового материала. Эффективность достигается за счет использования разнообразных видов деятельности...

Анализ системы профилактики правонарушений в школе

основные формы и методы работы в школе для реализации программы профилактики правонарушений...