vypusknaya_kvalifikatsionnaya_rabota_po_programme
методическая разработка на тему
социальная педагогика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypusknaya_kvalifikatsionnaya_rabota_po_programme | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Выпускная квалификационная работа по программе
«Образование и педагогика»
(направление «Педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования»)
Технологии социального-педагогического проектирования в образовательной школе
Выполнила:
Ефремова Алла Николаевна
Социальный педагог
Комаричи-2017год
Содержание
Введение……………………………3 - 6
Глава 1. Анализ научной литературы по проблеме социально педагогического проектирования.
1.1.Определения понятия социально-педагогическое проектирование……7 - 8
1.2.Виды и классификация социально-педагогического проектирования. 9- 11
1.3.Специфика социально-педагогического проектирования……12 -16
Глава 2. Технологии социально-педагогического проектирования и условия их реализации.
2.1. Специфика при работе со старшими подростками по социально педагогическому проектированию профориентационной работы и критерии
ее эффективности……………17 -23
2.2. Описание социально-педагогических условий эффективности социально-педагогического проектирования……24 - 28
2.3 Выработка рекомендаций социальному педагогу по применению технологий социально-педагогического проектирования в общеобразовательной школе …..29-31
Заключение…………………………32
Список литературы……………33
Введение.
Актуальность исследования. Решение проблем современного этапа развития демократического общества в России во многом зависит от эффективного взаимодействия социальных партнёров, располагающих различным опытом и потенциалом в той или иной сфере. Рефлексия развития российского общества свидетельствует о том, что традиционное внутриведомственное решение проблем, имеющих отдалённые социальные последствия, сегодня мало приемлемо в силу ограниченности стереотипных представлений исполнителей или отсутствия социальных контактов с необходимыми службами и структурами. Этим обусловлено внимание исследователей (политологов, социологов, психологов, педагогов и др.) к взаимодействию властных (управленческих) структур, государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций и других групп общественности в решении актуальных проблем современной социальной действительности.
С позиций педагогической науки к таким проблемам относятся профилактика школьной дезадаптации, формирования девиантного поведения подростков, социальная адаптация и интеграция в общество социальных сирот; реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних осужденных и др., которые являются важнейшими составляющими социальной политики современного Российского государства в области образования.
Наиболее благоприятные условия для развития межведомственного взаимодействия и социального партнерства в формировании образовательной политики создаются в регионах, на территории малых и средних городов России, в которых одним из стратегических направлений деятельности администрации является создание условий для проявления и реализации социальных инициатив местного сообщества в решении актуальных проблем микросоциума.
В условиях современной России, учитывая тенденции перераспределения полномочий между центральными, региональными и местными органами управления, расширения прав и повышения ответственности регионов, муниципалитетов и самих образовательных учреждений в формировании стратегии и тактики развития образования, актуализируется необходимость разработки теоретических основ, методики и технологий социально-педагогического проектирования образовательной политики.
- между необходимостью освоения специалистами сферы образования культуры проектировочной деятельности, способствующей созданию условий для развивающей и развивающейся образовательных систем, и сохраняющимися стереотипами командно-административного стиля на различных уровнях управления развитием образования;
- между повышением требований к личности и профессиональной компетентности педагога, предъявляемых необходимостью освоения проектировочной деятельности, и неготовностью руководителей и специалистов системы управления развитием образования выявлять, прогнозировать и учитывать потребности и соответствующие виды поддержки конкретных образовательных учреждений и региона. [2]
Цель исследования: выработать рекомендации по социально педагогическому проектированию для социального педагога в общеобразовательной школе.
Объект исследования: социально-педагогическое проектирование
Предмет исследования: Технологии социально педагогического проектирования.
Проблема исследования: выявить условия эффективности социально педагогического проектирования в общеобразовательные учреждения.
Гипотеза: социально-педагогическое проектирование как один из видов деятельности социального педагога можно осуществить при наличии системы мероприятий, приведенных в нашей работе.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1) Описать теоретические основы изучения проблемы социально-педагогического проектирования.
2) Определить сущность и специфику понятия социально-педагогическое проектирование;
3) Кратко описать историю возникновения социально-педагогического проектирования;
4) Определить основной подход (классификацию) проектной деятельности;
5) Выявить специфику при работе со старшими подростками по социально педагогическому проектированию профориентационной работы.
- Описать социально-педагогические условия эффективности социально педагогического проектирования.
- Выработать рекомендации социальным педагогам по применению технологий социально-педагогического проектирования в общеобразовательной школе.
В начале нашего исследования мы решили дать краткое объяснение понятия проект.
«Проект» в переводе с латинского означает «брошенный вперед», то есть замысел в виде прообраза объекта. Социально - педагогические проекты направлены на достижение изменений в социальной среде. На развитие человека оказывает влияние множество социально-педагогических факторов: окружающий мир, семья, детский коллектив, национальные традиции, природные задатки, общение с миром взрослых и т.п. В очерченном пространстве для каждого складывается свой индивидуальный маршрут освоения социальных сфер и ролей. Современный педагог призван помочь личности соединить два начала: момент самореализации и момент социализации. Он должен обеспечить такие отношения с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала. Задача воспитателя состоит не только в том, чтобы формировать социально ценные личностные качества. Очень важно вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития, и с учетом этого обогащать его индивидуальный опыт, стараться расширить те социальные сферы, где он сможет максимально само реализоваться. [1]
Для социального педагога важно не только постичь новые формы, средства приемы воспитания, но и уметь проектировать те изменения, которые должны произойти на индивидуально-личностном уровне, определять перспективы развития, оказывать помощь в приобретении опыта системы отношений (семейных, деловых, познавательных и др.). Личности предлагается необходимый блок информации, которая обеспечивает целостное представление о самореализации, формирует положительный мотив для вхождения в эту сферу. Кроме того, социальный педагог представляет методы диагностики и самодиагностики, на основе которых намечаются конкретные цели развития.
Глава 1. Анализ научной литературы по проблеме социально педагогического проектирования.
1.1.Определение понятия социально-педагогическое проектирование.
Социально-педагогическое проектирование является одним из направлений социального проектирования. Под социальным проектированием понимается возможность проектировать социальные процессы и явления. Цель социального проектирования состоит в организации процесса, который дает начало изменениям в социальной среде. Возникая на базе социального прогнозирования и предвидения, социально педагогическое проектирование отличается целенаправленным воздействием на социально-педагогическое пространство, основанное на самоопределении автора. Если представление о будущем результате соотнесено с представлением о достижении этого результата, то совокупность данных представлений можно назвать проектом. [1]
В определении Крюковой Е.А. наиболее четко указано место, где проводятся проектировочные мероприятия.
По В.З. Юсупову социально-педагогическое проектирование в образовании – это специально организованная система деятельности полупрофессиональных коллективов по осуществлению комплексных исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и саморазвитие образования как формы общественной практики, позволяющей удовлетворить потребности в образовании человека, общества, в котором он живет, и потребности самих образовательных систем. [3]
В.З. Юсупов дал наиболее полное определение, включающее все необходимые аспекты понятия социально-педагогического проектирования.
По И.В. Вагнер социальное проектирование как педагогическая технология представляет собой способ организации педагогического процесса основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных социально и личностно значимых целей. [4]
Данный исследователь больше в своем определении указывает на личностно-ориентированный подход к определению понятия проектирование.
По определению И.А. Липского проектирование – это процесс создания прототипа прообраза, предполагаемого или возможного объекта, его состояние; комплекс целеустремленных, организованных, научно обоснованных социальных действий, направленных на создание, функционирование и развитие объектов, явлений и процессов, различных видов деятельности с целью получения желаемого результата. Будучи представленным в своей полной форме социально-педагогический проект является выходным результатом в технологическом цикле познавательно преобразовательной деятельности. [5]
В словаре по социальной педагогике и социальной работе:
проектирование - разработка, воспитательного мероприятия, создание плана, проекта в образовательном учреждении. [6]
Определение из словаря дает краткую характеристику разбираемого нами понятия.
Нами было рассмотрено несколько определений социально педагогического проектирования, но за основу было взято В.З. Юсупова, так как оно наиболее дифференцированно и включает в себя больше компонентов.
1.2. Виды и классификация социально-педагогического проектирования.
Для нас представляет больший интерес классификация проектов, предложенная Т.П. Резник, Н.К. Сергеевым. Авторами выделяются четыре вида проектов: проект-продукт, проект-презентация, проект-со деятельность, проект-самореализация. Мы добавили к этому перечню еще один тип проекта – социальный проект.
Проект-продукт - ориентирует участников на получение материального продукта, ка результата творческой деятельности. Более ярко выражена роль руководителя.
Проект-презентация его главная цель представление на внутригрупповом уровне. Степень самостоятельности возрастает- содержание, средства, разработка формы продукта проекта и презентации выполняется с минимальной помощью педагога.
Проект-со деятельность смещает основные акценты на процесс проектной деятельности. Педагог становится равноправным участником проекта. Вместе с учащимися он обрабатывает задумки и т.п.
Проект-самореализация способствует реализации личностных качеств, развитию самости. Степень самостоятельности высока, запускаются механизмы само актуализации, саморазвития, самореализации. [32]
Социальный проект способствует успешности процесса социализации подростка, не только его адаптации к условиям социума, но и его преобразовательной деятельности в социуме, связанной с реализацией личностного и социального опыта подростка на практике. Социальный проект способствует приобретению опыта деятельности в той или иной социальной роли, формирует сознание сопричастности к обществу, интенсивно развивает личностные функции: самосознания, самоопределения, самоутверждения в существующем социуме. Именно социальный проект способствует формированию ценностно-смысловой сферы, т. к. здесь не моделируются социальные условия, а реально существуют, и проектная деятельность имеет социальную, а, следовательно, и личностную значимость. По своим характеристикам социальный проект близок к характеристикам проекта-самореализации. [26]
Данная классификация проектов отражает изменения в структуре личности, являясь проявлением тенденции к саморазвитию и накоплению и реализации опыта личностных функций. С другой стороны, можно классифицировать проекты по принципу не субъективных начал, а объективных условий, в которых разворачивается проектная деятельность, т. е. с точки зрения социальных условий, составляющих основу проектной деятельности и степени приближенности проекта к условиям реальной жизни в социуме. С этих позиций все проекты можно разделить на предметные, меж предметные, мета предметные и социальные.
Предметные проекты применяются в рамках отдельного предмета или преподаваемого курса. Они актуализируют содержание учебного предмета и связанны с проблемой, которая может быть решена в процессе учебной деятельности.
Меж предметные проекты затрагивают сферу меж предметных связей, ориентированы на результат, востребуют содержательный потенциал разных учебных предметов. Самостоятельность участников проекта здесь проявляется в большей степени, но, как и предметный проект его можно соотнести с проектом-презентацией.
Мета предметные проекты, в отличие от первых двух, выходят уже за пределы собственно содержания учебных курсов или предметов. Они связаны с проблемами, реально возникающими в жизни. Участники проекта переходят к проблемной тематике, имеющей практическое значение и применение. Мета предметные проекты в большей степени затрагивают сферу личностных функций, личностного опыта, они востребуют различные виды деятельности. Мета предметный проект совместим с проектом со деятельностью.
От одного вида проекта к другому нарастает творческая составляющая проектной деятельности, увеличивается обоснованность на реальных условиях жизнедеятельности личности и общества, опыт реализации личностных функций, происходит адекватное наполнение компонентов социальной компетентности подростка соответствующим содержание в логике изменений в структуре личности подростка. [20]
В данном параграфе мы представили наиболее актуальную классификацию проектов (Т.П. Резник, Н.К. Сергеев), на наш взгляд, так, как она наиболее приближена к реальной жизненной ситуации.
1.3. Специфика социально-педагогического проектирования.
Проектирование социально-педагогических систем - творческий процесс, который требует от создателей проекта владения приемами системного проектирования.
Для лучшего понимания специфики социально-педагогического проектирования в своей работе я решила привести Таблицу № 1
«Отличие проектирования от традиционной корректировки» (по Дж. Ван Гигу) Таблица 1. [1]
Параметр | Улучшение | Социальнопедагогическое проектирование |
Условия работы системы
| Проект принят | Проект под вопросом |
Объект исследования
| Субстанция, содержание, причины | Структура и процесс. Методы. Цели. Функции. |
Метод рассуждения
| Дедукция | Индукция и синтез |
Выход | Улучшение существующей системы | Оптимизация системы в целом |
Основной акцент
| Объяснение прежних отклонений | Прогнозирование будущих результатов |
Роль проектировщика
| Следует за существующими | Оказывает влияние на тенденции |
тенденциями | ||
Подход
| Интроспективный (от системы внутрь) | Экстраспективный (от системы наружу) |
К особенности социально-педагогических систем относится их динамичность, поэтому проекты имеют вероятностный характер. Социально педагогический проект - это всегда процесс, который постоянно анализируется, корректируется в ходе реализации. Реализация замысла подвержена принципу неопределенности. Законосообразность и обоснованность проектов обеспечивают принципы, Которые необходимо учитывать при проектировании социально-педагогической среды. Под принципами понимают общие теоретические положения, отражающие объективные закономерности. [19]
- принцип комплексного подхода;
-принцип системного подхода;
-принцип непрерывности в организации социально-педагогического проектирования;
-принцип дополнительности;
-принцип оптимальности;
-принцип единства деятельности и отношений;
-принцип многообразия; -принцип нелинейного развития социально-педагогических систем.
В данном контексте мы решили сравнить Традиционную корректировку с проектированием, для лучшего раскрытия специфики последнего.
Следует выделить так же 4 уровня методологического анализа проблем проектирования в образовании:
-Философский уровень методологии проектирования (конкретизация общефилософского принципа развития);
-Общенаучный уровень методологии проектирования (принципы системного, деятельностного, системного подходов, общие принципы проектной деятельности);
-Конкретно-научный уровень методологии проектирования (специфические принципы проектной деятельности в образовании и конкретные принципы социально-педагогического проектирования);
-Научно-методический уровень социально-педагогического проектирования (совокупность методов, операций, приемов).
Конкретно-научный уровень методологии позволяет установить положения, характеризующие сущность и специфику социально педагогического проектирования. [3]
Объектом социально-педагогического проектирования является образование как форма общественной практики, а предметом – совокупность осуществляемых в ней видов профессиональной деятельности
(педагогической, научной, культурно-образовательной, управленческой), форм организации образовательного пространства (образовательных сред, образовательных институтов, образовательных процессов), принципов и механизмов управления развитием региональной системы образования
(образовательная политика, программы развития, нормативные акты и т.д.).
Цель социально-педагогического проектирования заключается в том, чтобы обеспечить необходимый комплекс условий органического перехода региональной системы образования из одного состояния в другое, качественно новое. Результатом социально-педагогического проектирования являются концепции и программы развития образовательных систем, модель образовательных институтов (структурных подразделений) и формы их кооперации, в том числе с институтами других сфер жизнедеятельности региона, полупрофессиональные коллективы разработчиков и реализаторов инновационных проектов, различные объединения людей, действующих в сфере образования, новые структуры, обеспечивающие и обслуживающие его развитие и т.д.» [21]
Логику социально-педагогического проектирования составляет совокупность последовательно сменяющих друг друга видов деятельности – анализ актуальных проблем и региональной ситуации, концептуализация, программирование, планирование и конструирование новой образовательной практики, а также форм со организации деятельности субъектов процесса проектирования. В ходе реализации проекта возникает необходимость осуществления комплекса работ (научное исследование, концептуализация, моделирование, программирование, планирование, конструирование новой практики), которые в процессе проектирования выполняют специфические функции, сохраняя свою монофункциональность и реализуя при этом присущие им взаимосвязи и взаимозависимости. Синтез таких работ ведет к формированию новых, системных по своей природе качеств проектирования как самостоятельной интегральной деятельности, обеспечивающей на разных уровнях реформирования региональной системы образования процесс разработки и коррекции осуществляемых образовательных проектов, благодаря чему эта система способна активно реагировать на изменения, происходящие в социальной жизни региона. [24]
Глава 2.Технологии социально-педагогического проектирования и условия их реализации.
2.1 Специфика при работе со старшими подростками по социально педагогическому проектированию профориентационной работы.
Переходный период между подростковым и юношеским возрастом (14-16 лет), в 9 классе решается вопрос о дальнейшей жизни - что делать - что делать продолжить обучение, пойти в училище или работать? Общество от старшего подростка требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях, склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сложная задача и далеко не все старшие подростки могут с ней справиться.
В это время усиливается значение собственных ценностей, хотя дети во многом еще подвержены внешним влияниям. Будущая жизнь интересует девятиклассников в первую очередь с точки зрения профессиональной.
Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющими на самоопределение в этот период возникает особый интерес к общению с взрослыми. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками - общении «на равных». [12]
В профессиональном определении старшего подростка может помочь социальный педагог. Для профориентационной работы хорошо подходит метод социально-педагогического проектирования. Педагог должен вовлекать подростка в разные социально значимые проектные программы, акции, общественные работы. Он является в данном случае посредником во взаимодействии с различными молодежными движениями и организациями, помогающими осуществлять воспитание подрастающего поколения.
Раскроем специфику социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределение, представляет собой вид деятельности, направленный на оказание помощи учащимся в выборе профессии посредством профессионально-ролевой адаптации и самоопределения для успешной интеграции в профессиональную среду.
Определяя социально-педагогическую деятельность в профориентационной работе, как систему, необходимо выделить ее структурные элементы. [18]
Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь, и взаимообусловленность элементов деятельности: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, на кого она направлена), цели (к чему она стремиться), содержания, функций (какие при этом функции выполняются, средств (при помощи каких методов и технологий достигается цель). Деятельность всегда осуществляется от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности.
Субъектами обозначенной деятельности являются: социальный педагог, психолог, родители, учителя.
Объектом являются учащиеся профильного класса. При активной позиции оптанта, он так же является субъектом.
Содержание социально-педагогической деятельности предполагает передачу учащимся специальных знаний, умений и навыков, а также отношение к избранному виду профессиональной деятельности.
С учетом специфики профориентационной деятельности выявим функции различных специалистов:
- социального педагога- дидактическая, прогностическая, организационная, посредническая;
- психолога - дидактическая, прогностическая, организационная, посредническая, коррекционная;
- учителя - диагностическая и прогностическая.
К средствам относятся все действия, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели. В качестве средств можно выделить следующие ресурсы:
Пространственно-временные; кадровые; программно-методическое обеспечение; нормативно-правовую базу; материальные ресурсы. [17]
Субъектами данной деятельности применяются различные методы:
- педагогические- словесные, наглядные, практические; методы формирования сознания личности (беседы, диспут, лекции, метод примера), методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание);
- социально-психологические. Методы исследования (методы сбора информации, диагностики, обработки и интерпретации); методы воздействия (методы коррекции и терапии; мотивирования и управления; обучения и развития; конструирования и творчества).
В данной главе мы рассмотрели возрастные особенности подростков, обозначили специалистов, которые могут вести профориентационную работу. Так же рассмотрели ее структуру: субъект, объект, содержание, функции специалистов, средства и методы. [29]
Проблема эффективности профориентационной работы имеет особое значение, как в теоретическом, так и практическом плане.
Несмотря на то, что профориентацией занимаются различные специалисты и написано достаточно большое количество научных трудов, об эффективности самой профориентации зачастую умалчивается. Связано это и с тем, что прогнозировать результат вещь достаточно неблагодарная, а во-вторых, авторы зачастую используют сиюминутные критерии эффективности, в конце концов, каждый сам вершит свою судьбу. В результате мы сталкиваемся с тем, что любой человек, вооружившись методикой какого-нибудь автора, может стать профконсультантом, и вести работу с подрастающим поколением. Определить эффективность той или иной методики, если это не стандартизированный тест, довольно сложно. В одних условиях она работает, в других нет. В результате оценка эффективности просто не проводится, т.к. критериев эффективности профориентационной работы нет. А реалии современной профориентации таковы, что ее проводят не только профконсультанты, но и психологи, учителя. Какие ориентиры дать для тех, кто является непрофильным специалистом. Ведь от эффективности их работы зависит дальнейшее будущее оптанта. [17]
Поскольку главный критерий и показатель эффективности профориентационной работы – это сама человеческая жизнь (состоявшаяся или несостоявшаяся), оценить которую можно лишь через множество лет, то обсуждаемая проблема приобретает особую сложность, ведь получается, что мы можем лишь предполагать, насколько в будущем оправдаются профориентационные рекомендации, но не можем утверждать однозначно, что данная помощь подростку оказалась оптимальной.
Подходя к теме критериев эффективности, которые позволили бы максимально точно определить эффективность проведенной профориентационной работы. Коротко определим предпосылки, из которых мы исходили, формулируя данные критерии, это:
1.Простота применения критериев.
2.Структурированность и целостность инструментария.
3.Критерии можно применить здесь и сейчас.
4.Критерии эффективности относятся к профконсультации, как к процессу и не оценивают каждый метод по отдельности.
5.После проведения значительной практической работы выведены следующие критерии эффективности профориентационной работы. Данные критерии тесно взаимосвязаны с целями профессионального самоопределения оптанта.
6.Конкретность полученных результатов. Исходя из того, что четкое осознание конкретной профессиональной цели, должно определятся не только названием профессии, но и определением всех атрибутов жизни. Мы говорим о том, что исходом профориентирующих мероприятий должен быть конкретный выбор.
7.Измеримость результатов. Исходя из принципа, что люди выбирают не профессии, а образ жизни. Мы приходим к выводу, что измеримость достижения профессионального и жизненного успеха не может ограничиваться сугубо трудовыми успехами (карьера, деньги, трудовые достижения). Успех может описываться в зависимости от собственного осознания смысла трудовой деятельности оптанта. Безусловно, поиск смысла для каждого человека сугубо индивидуален и может иметь несколько показателей.
8.Определенные временные рамки достижения результата. Исходя из принципа, что профориентатор работая с прошлым и настоящим оптанта, должен ориентироваться на будущее. Мы должны четко обрисовывать временную картину достижения цели сосновыми промежуточными целями и критическими точками.
9.Необходимость достижения данного результата. Сложный для оценки критерий, направленный в первую очередь на понимание того, насколько оптант самостоятелен в выборе решения. Также критерий необходим для понимания того, насколько данный выбор жизненно важен для оптанта и готов ли на возможные «жертвы» для достижения цели.
10.Достижимость результата и реальность поставленной цели. Ставя для себя профессиональную цель, оптант должен четко осознавать, насколько она достижима и реальна в своем исполнении.
Работа профориентатора должна учитывать все критерии эффективности его работы. Построение системы профориентации согласно выставленным приоритетам и данным критериям эффективности позволит, как показало их практическое применение, выстроить последовательную и глубокую схему работы, затрагивающую все аспекты профессионального выбора подростка. (14)
Социально-педагогическое проектирование будет способствовать решению актуальных проблем профориентации, имеющих непосредственные и отдаленные социальные последствия для общества в целом так и для личности оптанта в частности, если в нем создаются условия для:
- изучения, сохранения и использования социально-педагогического потенциала местного сообщества с целью улучшения базы социально педагогического проектирования в профориентационной работе;
- развития социального партнерства управленческих структур, организаций и учреждений, заинтересованных в эффективности профессионального самоопределения молодежи;
- необходимой подготовки социальных педагогов к реализации эффективного социально-педагогического проектирования в области профессионального самоопределения подростков. (18)
Проблема профориентации подрастающего поколения стоит перед такими специалистами как психологи, социальные педагоги и активно разрабатывается на базе общеобразовательных учреждений в социально педагогическом пространстве.
2.2. Описание социально-педагогических условий эффективности социально-педагогического проектирования.
Организационно-педагогическими условиями эффективности являются следующие: квалифицированный анализ социально-педагогической ситуации развития региона; изучение и выявление возможностей использования социально-педагогического потенциала местного сообщества в решении актуальных социальных проблем; создание системы взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений с заинтересованными представителями социально-партнерских групп, общественными организациями и волонтерами; наличие и (или) создание творческой группы представителей социальных партнеров, объединенных общей целью, способных, готовых и подготовленных к социально-педагогическому проектированию образовательной политики; наличие и (или) поиск возможностей финансирования (со финансирования) деятельности по решению выявленных социальных проблем в сфере образования с учетом специфики социально-педагогического потенциала региона; целенаправленная работа региональных и муниципальных органов управления образованием по развитию и поддержке социальных инициатив местного сообщества, привлечению граждан к их реализации, освещению результатов в СМИ, тиражированию в другие регионы.
К психолого-педагогическим условиям эффективности социально педагогического проектирования образовательной политики относятся: обеспечение осознания участниками социальной, профессиональной и личностной значимости решения выявленных проблем микросоциума; создание и обеспечение социально-партнерских отношений между представителями заинтересованных групп участников проекта на всех этапах проектирования; обеспечение субъектной позиции участникам на всех этапах социально-педагогического проектирования; изучение и социально психологическая характеристика целевых групп проекта; соответствие содержания и технологий работы с целевыми группами их половозрастным особенностям, возрастным задачам развития и специфике требующих решения социально-педагогических проблем; создание атмосферы психологической безопасности, доверия и конструктивного взаимодействия, поддержки личностных и групповых ресурсов развития; обеспечение самореализации участников проекта на основе актуализации их личностного опыта, его осознания, закрепления позитивных составляющих, дополнения и (или) изменения. [2]
Оценка деятельности социального педагога, на наш взгляд, должна производиться по ее реальным результатам с учетом накопленного опыта работы и на основе глубокого анализа самого процесса деятельности, а также мнения воспитанников, коллег, работников учреждения, причастных к социально-педагогической деятельности. В ходе анализа принимается во внимание начальный уровень состояния проблемы, достигнутые результаты, особенности социально-педагогической деятельности, ее новизна. Анализируя уровень профессионализма социального педагога, следует оценить развитие его личностных, нравственно-психологических качеств, поскольку данной профессией можно овладеть лишь в индивидуально личностном контексте (В.А. Сластенин). Таким образом, готовность социальных педагогов к выполнению профессиональной деятельности целесообразно рассматривать в трех уровнях: личностная готовность (мотивационная, нравственно-психологическая), теоретическая и технологическая (операционно-деятельностная) готовность (В.А. Сластенин, И.К. Шалаев). [15]
Разработка системы оценки проекта – это очень важный раздел подготовки проекта, так как в зависимости от того, что и каким образом будет оцениваться, зависит отношение к результатам социального проекта и к самой команде. Значит, ответ на Ваш вопрос – да, нужно разрабатывать самим систему оценки результатов социального проекта. А критерии и показатели эффективности социально-педагогических проектов описаны в литературе по педагогическому проектированию.
Оценке в социально-педагогическом проектировании подлежат результаты проектной деятельности. Исследователи обращают внимание на «многослойность» результата любой проектной деятельности. В результате социально-педагогического проектирования изменяются условия, в которых развиваются образовательные системы, разворачиваются педагогические процессы, происходит становление человека.
Любой вид проектной деятельности в сфере образования помимо определенного продукта так или иначе «производит» влияние на людей и их взаимоотношения. В связи с этим возникает проблема выбора различных критериев оценки для каждого из видов результата, а также организации процедуры оценивания.
Прежде всего, подчеркнем, что все пункты плана должны быть четкими, объемы представлены в конкретных цифрах, а сроки выполнения – точными датами. Это первое требование – конкретность критериев и показателей, которыми определяется степень достижения поставленной цели работы по выбранной социальной проблеме. Каждый критерий должен иметь четкие показатели, в соответствии с которыми можно определить степень достижения максимально возможного результата.
Есть два основных вида показателей:
а) количественные (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий, (посаженных деревьев, выпущенных листовок, проведенных бесед и т.д.));
б) качественные (по изменению состояния, качества того или иного объекта, который стал целью вашего проекта, например, чистота школьного двора): показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрел, и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции), характер реализованных инициатив, и др.);
показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников);
показатели общественного мнения (популярность проекта, заинтересованность социальных партнеров, отклик в прессе и т.п.);
технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников);
экономические показатели (соотношение затрат с социально педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально технических ресурсов). [33]
В силу своеобразного «раздвоения» результата проектирования в сфере образования критерии его оценивания также будут различаться.
Для оценки продуктивного результата можно предложить следующий критериальный ряд: Полнота реализации проектного замысла. Соответствие контексту проектирования. Соответствие культурному аналогу. Степень новизны. Социальная (практическая, теоретическая) значимость. Гуманитарность. Эстетичность. Удовлетворенность участием в проекте. Степень освоения процедур проектирования. Наличие у участников потребности в дальнейшем развитии своего проектного опыта. Становление социального партнерства. [28]
Выбранные критерии и показатели важны и для периодической оценки промежуточных итогов социального проекта и, конечно, при окончательном анализе итоговых результатов. Промежуточная оценка помогает внести своевременные коррективы в разработанный план с учетом внешних обстоятельств, изменения состава команды, работающей над реализацией проекта, и т.п.
Оценка работы над проектом может осуществляться как самой командой во время общего сбора, когда каждый человек высказывает свою точку зрения, опираясь на сформулированные показатели и критерии, так же ее могут осуществлять эксперты, служащие государственных органов, представители тех предприятий и учреждений, с которыми был заключен договор о совместной деятельности по реализации проекта, и т.д. То есть оценка результатов социально-педагогического проекта может быть, как внутренней, так и внешней, общественной экспертизой. И еще, оценке любого продуктивного результата предшествует его социализация, т.е. публичное представление. Этот момент обязателен, поскольку проектная деятельность носит социальных характер.
Таким образом, разработка системы оценки проекта позволяет определить критерии и показатели, на основании которых собственно и можно оценивать результаты работы над социальной проблемой и ее решением.
2.3. Выработка рекомендаций социальному педагогу по применению технологий социально-педагогического проектирования в общеобразовательной школе. [16]
Примерный ПЛАН социально-педагогического проектирования в общеобразовательной школе; реализуемый при условии совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога (выработанный на основе плана МБОУ Комаричской СОШ №2)
Вид работы с учащимися. Категория учащихся. Сотрудничество (со специалистами, а также родителями)
1.Диагностическое обследование классных коллективов Сентябрь 2013г по запросу классных руководителей, администрации родители, администрация, классные руководители.
2.Диагностическое обследование отдельных учащихся в течение года по запросу классных руководителей, администрации, родителей
3.Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ для учащихся Сентябрь-октябрь 2013г по запросу классных руководителей, администрации, родителей. Различные специалисты
4.Обеспечение социально-психологического сопровождения учащихся в течение года по запросу классных руководителей, администрации, родителей
Взаимодействие с педагогическом коллективом и др.
5.Тренинг, направленный на агрессивные формы поведения подростков Сентябрь-декабрь 2013г по запросу классных руководителей, родителей родители, классные руководители
6.Беседы по профилактике Здорового Образа Жизни
В течение года- все учащиеся при участии медицинских учреждений
7. Беседы по профилактике преступлений и правонарушений
Каждые 3 месяца по запросу классных руководителей, администрации при участии правоохранительных органов
8.Индивидуальные беседы
В течение года по проблемам, возникающим в общеобразовательной школе. В беседах участвуют педагог-психолог, социальный педагог
9.Коррекционно-развивающие занятия 10.Консультативная работа с девиантными подростками Декабрь 2013г по запросу при участии учащихся 9-11 классов, педагог-психолог, социальный педагог
11. Акция "Милосердие"
1 раз в полугодие все учащиеся, педагогический коллектив
12. Обучающие занятия в рамках программы "Жизнь на перепутье"
1 раз в месяц -11 классы, классные руководители
13.Программа "Я выбираю профессию"
В течение года -9-11 классы, психологи, социальные работники, социальные педагоги, а также при участии специалистов различных центров занятости
14. Диспут-встреча "Не рядом, а вместе"
Сентябрь -проблемные учащиеся, правоохранительные органы, родители, классные руководители
15. Клуб "Подросток" (по острым проблемам подростков)
1 раз в четверть - 7-9 классы, психологи, классные руководители, родители
16. Социологические опросы
В течение года - все учащиеся, молодёжный центр
17.Групповое консультирование
В течение года по запросу социальный педагог, психолог
18.Проведение воспитательных мероприятий
В течение года по запросу заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог, психолог
19.Взаимодействие с различными социальными институтами (по планам совместной работы)
В течение года -все учащиеся, представители высших и средних специальных учебных заведений, администрация школы.
Нами был представлен план работы социально-педагогической службы в общеобразовательной школе. [16]
Заключение.
В нашем исследовании в 1 было раскрыто понятие социально-педагогического проектирования и подробно расписали его специфику; история возникновения этого вида деятельности социального педагога; привели наиболее актуальную на наш взгляд классификацию проектной деятельности.
Во 2 главе нами были указаны системообразующие факторы технологий, специфика профориентационной работы социального педагога с подростками, критерии эффективности профориентационной работы со школьниками.
В 3 главе мы описали условия социально-педагогических условий эффективности социально-педагогического проектирования; привели примерный план-проект работы со школьниками на 2010 год, как рекомендацию социальным педагогам.
Нами были использованы такие авторы как:
Крюкова Е.А., Глебова Л. Н., Юсупов В.З., Вагнер И.В., И.А. Липский, Мардахаев Л.В., Никитина Л.Е., Штрейнберг В.Э., Шакурова М.В., Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н., Воронин И.В., Шептенко П.А., Воронина Г.А., Кильмасова И.А., Никитина С.В., Сафонцев С.А., Шептенко П.А, Колесникова И.А., Загвязинский В.И., Рогачева Ю.Б. и другие.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены, проблема решена, объект и предмет описаны, гипотеза подтверждена.
Список литературы.
1.Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование:
целостный подход [Техт] / Е.А.Крюкова// Целостный учебно-воспитательный процесс исследование продолжается. – Волгоград: Перемена 2005. –Вып.7.
2. Глебова Л. Н. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА [Техт]: автореф. дис. … д-ра пед. Наук: 13.00.01/ Л.Н. Глебова, Арзамас – 2009.
3.Юсупов В.З. Основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образовании Текст: Учеб. Пособие / В.З. Юсупов; Вят. Гос. Пед. ун-т, Лаб. проектирования развития регион. образования. – Киров: ВГПУ, 1999г
и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
vypusknaya_kvalifikatsionnaya_rabota_po_programme
социальная педагогика...