Тренинг "Такие разные миры рядом с нами"
план-конспект занятия (6, 7, 8 класс) на тему
Тема нашей сегодняшней встречи «такие разные миры рядом с нами»: мир отцов и мир детей; мир природы и мир технического прогресса. Однако среди этого многообразия есть и мир людей, которые отличаются друг от друга цветом кожи, говорят на разных языках. Каждый из нас – частичка, которая находится в постоянном взаимодействии с этими мирами.
Толерантность в современном мире рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность принимать других такими, какие они есть, взаимодействуя с ними на основе согласия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг по формированию толерантных установок | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Такие разные миры рядом с нами»
(тренинг по развитию толерантных установок)
«Давайте согласимся иметь разногласия»
Р. Л. Стивенсон
Цели: создание позитивного настроя у обучающихся на совместное взаимодействие; развитие толерантных установок у подростков по отношению к окружающим людям; осознание подростками круга своего общения, своих взаимоотношений с ним.
Наглядный демонстрационный и раздаточный материалы: игрушка-символ, листы формата А3, маркеры, таблички-задания, таблички с ролевыми обозначениями, на листе ватмана силуэт фигуры человека, табличка «Волшебная лавка» и цветные таблички с качествами толерантной личности.
Количество участников: 22 человека.
Ход тренинга:
1-ая часть. Знакомство и разминка.
Упражнение «Имена».
Каждый участник по очереди называет свое имя и качество, которое привлекает его в других людях.
Упражнение «Линейка, стройся».
Ведущий предлагает ребятам построиться в линию по заданному признаку, но делать это необходимо молча:
По росту…(от самого высокого к самому невысокому).
По цвету глаз… (от светлых голубых глаз к темным, карим глазам).
По дате рождения …(число и месяц).
По каждому пункту проводится тут же проверка.
Рефлексия.
Ведущий. Посмотрите, как мы похожи, каждый ищет себе понимающего, доброго, толерантного друга, умеющего слушать, сопереживать и подставить плечо в трудную минуту, но в то же время отличаемся друг от друга: цвет глаз, дата рождения и многое другое. Прежде чем мы перейдем к основной части нашего тренинга, я хотела бы, чтобы мы с вами обсудили правила поведения в группе:
- Доверительный стиль общения;
- Персонификация высказывания (от 1-го лица);
- Общение по принципу «здесь и теперь»;
- Конфиденциальность всего происходящего в группе;
- Недопустимость никаких оценок в адрес другого: «Мне не нравится, что сказал…, Я считаю, что …не работал на занятии…»;
- Активное участие во всех упражнениях;
- Уважение к говорящему, принцип активного слушания.
2-я часть. Основная.
Сообщение темы тренинга и введение в игровую ситуацию.
Ведущий. Тема нашей сегодняшней встречи «такие разные миры рядом с нами»: мир отцов и мир детей; мир природы и мир технического прогресса. Однако среди этого многообразия есть и мир людей, которые отличаются друг от друга цветом кожи, говорят на разных языках. Каждый из нас – частичка, которая находится в постоянном взаимодействии с этими мирами. Одним из наиболее ярких примеров взаимодействия такой частички с коллективом является сюжет сказки. Да, вы не ослышались, сюжет сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Я хотела бы вам немного напомнить эту сказку, а вернее её эпизод.
_ у утки появляется потомство, маленькие прелестные утята, но одно яйцо крупнее, и из него появляется необычный утенок, который крупнее других, неуклюже передвигается, но при всей своей непохожести он прекрасно плавает, заботится о своих братьях и сестрах, чем вызывает у мамы-утки теплые чувства. Затем всё семейство отправляется на птичий двор, чтобы познакомиться с другими птицами. Вы помните, что непохожий на других утенок вызывает разные реакции у обитателей птичьего двора, его не все принимают и даже обижают, кто-то клюет, кто-то пугает. Что же делает наш утенок? Он решается покинуть птичий двор. На этом я предлагаю нам с вами остановиться и повернуть сказочную историю вспять, ведь все могло бы быть иначе, если бы…
Представьте на миг этот птичий двор, у нас есть герои сказки: гадкий утенок мама, братья и сестры, жители птичьего двора.
Сейчас мы попробуем погрузиться в это сказочный мир, но для начала нам необходимо разделиться на 4 подгруппы. Я предлагаю сделать это с помощью фруктов: яблоко, груша, апельсин, лимон. Теперь я прошу вас объединиться: яблоки – вместе, груши – вместе, апельсины – вместе, и лимоны – вместе.
От каждой подгруппы прошу подойти по одному добровольцу, который определит, какая «роль» достанется группе. (Жеребьевка ролей.) Теперь, когда вы знаете, от имени какого персонажа будете действовать, прошу получить листы с заданием.
Ведущий озвучивает задание для каждой подгруппы и передает ватман и маркер подгруппе:
Задание для птичьего двора: что должен сделать гадкий утенок, чтобы вы его приняли.
Задание для братьев и сестер: чем вы можете помочь утенку и что он должен сделать сам, чтобы его принял птичий двор.
Задание для матери: что Вы посоветуете сделать гадкому утенку, чтобы его принял птичий двор.
Задание для самого утенка: что может сделать сам утенок, чтобы его приняли на птичьем дворе.
Ведущий. На выполнение задания вам отводится 15 минут. У вас есть маркеры, чтобы зафиксировать свои мысли, а затем представить их.
(Участники подгрупп работают, в это время ведущий подходит к каждой подгруппе и наблюдает за их действиями, помогает им, если они затрудняются.)
Ведущий. Но вот время истекло, и я предлагаю вам представить свои варианты решений. Хотелось бы предоставить слово подгруппе, которая выполняла задание от имени «матери». (Затем предлагается представить свой вариант подгруппе, работающей от имени «братьев и сестер». После этого представляют свои варианты подгруппы «птичий двор» и «гадкий утенок». После каждой презентации идут аплодисменты. Как только все варианты озвучены, ведущий предлагает соотнести требования «птичьего двора» и того, что готов сделать сам «гадкий утенок»; затем устанавливается взаимосвязь между тем, что предлагают «мама» и «братья и сестры»).
Теперь мы перенесемся в реальный мир, где есть социум, как вы думаете, кто из сказки его олицетворял? А также «ближайшее окружение», которое состояло из семьи. Мы видим, что есть много общего между сказочным сюжетом и реальной жизнью человека. Ведь в каждой сказке есть доля правды. Мы не всегда относимся с пониманием к тем, кто рядом с нами, принимая их такими, какие они есть, но хотим, чтобы они понимали и принимали нас, были по отношению к нам толерантны. Необходимо помнить, что многое зависит в нашей жизни от нас самих. «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе», пожалуй, это фраза по праву считается золотым правилом общения в социуме. А какие еше правила общения вы используете во взаимодействии с окружающими людьми? (Варианты участников тренинга, которые фиксируются на доске.)
Упражнение «Эмблема толерантности».
Ведущий. В XXI веке все чаще звучит такой термин, как «толерантность», что стоит за этим словом? Я предлагаю вам разделиться на пятерки и в течение 15 минут придумать эмблему, отражающую ваше понимание данного термина.
По итогам работы все эмблемы презентуются, а ведущий крепит их на стену вокруг понятия «Толерантность».
Ведущий. Толерантность в современном мире рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность принимать других такими, какие они есть, взаимодействуя с ними на основе согласия. Как видите, вы во многом были правы. А какие качества характеризуют толерантную личность? (Варианты аудитории. Если участники тренинга немного растеряны, то можно предложить несколько качеств самому ведущему: чуткость, доброжелательность, чувство юмора, умение владеть собой, умение слушать. )
Упражнение «Карта толерантной личности».
На листе ватмана, где изображен силуэт человека, ведущий вписывает качества, предложенные аудиторией. Затем ведущий предлагает участникам определить, насколько те или иные качества развиты у каждого из них. Определение по 10-балльной системе. После того, как участники провели «оценивание» своих качеств как толерантной личности, ведущий приглашает их в волшебную лавку.
Упражнение «Волшебная лавка».
Ведущий предлагает участникам тренинга отправиться в волшебную лавку, где вместо обычных товаров они смогут приобрести те качества и в том количестве, которые, как им кажется, могли бы дополнить их личность, сделать ее еще толерантнее. Ведущий выступает в роли продавца. В лавке есть все те качества, которые перечислили сами участники и которые ввел ведущий: терпение, сострадание, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность в осуждать других, умение слушать, любознательность и т. д.), однако ведущий напоминает, что лавка волшебная, поэтому качества в ней не продаются за деньги, они обмениваются на те качества, которые у участников, как им самим кажется, в больном количестве и ими можно поделиться. Дается 2 минуты на осмысление задания. Ведущий предлагает желающим пройти в волшебную лавку. (Вопросы продавца: Что бы вы желали прибрести? В каком количестве необходимо Вам это качество? В какой форме Вы предпочитаете его получить (конфета, торт, напиток, таблетки, морковка и т. п.)? Что вы могли бы предложить в качестве обмена? В каком количестве Вы могли бы отдать данное качество? Участники могут приобрести не одно, а несколько качеств. Ведущий может предложить участнику съесть или выпить то качество, которое он приобрел прямо в лавке, пока действует магия лавки. Игра проводится в течение 20 минут.) Рефлексия.
Ведущий предлагает участникам высказать свои ощущения по поводу игры, а также, каким образом, осуществлялся их выбор качества, которые необходимы и качества, которые были отданы взамен, что было сложнее сделать, что было легко).
3-я часть. Заключительная.
Упражнение «Мы один цветок»
Участники, стоя в кругу, кладут свои ладони на ладони своего соседа справа и слева, образуя круг. Затем ладошки поднимаются вверх, имитируя закрытый бутон цветка, а потом медленно опускаются вниз, как будто бутон раскрывается.
Упражнение «Открытый микрофон».
Ведущий. Я предлагаю завершить нашу встречу выражением своих ощущений, чувств от проделанной работы, мыслей по теме тренинга, которые у вас появились и вы хотели бы их высказать.
Пожелание успехов группе от ведущего.
Литература
- Голубева Ю.А Тренинги с подростками. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Свешникова Л.В. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. СПб.: Речь, 2006.
- Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2006.
- Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. – М.: Генезис, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химия рядом с нами ( курсы по выбору)
Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....
Химия рядом с нами ( курсы по выбору)
Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....
Химия рядом с нами ( курсы по выбору)
Курс рассчитан на 17 часов....
Функции рядом с нами
Проектная работа учащихся 7 класса...
Такие разные миры рядом с нами
Тренинг по развитию толерантных установок у подростков...
Война рядом с нами.
Стихотворение посвящается российским солдатам и офицерам, воевавшим в Чечне....
Проект "Рядом с нами живут ветераны"
Данный проект может быть интересен педагогам и обучающимся в дополнительном образовании, в патриотических клубах....