Такие разные миры рядом с нами
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме
Тренинг по развитию толерантных установок у подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг по развитию толерантных установок | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Такие разные миры рядом с нами |
Цели: познакомить учащихся с критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах; предоставить учащимся условия для самопознания и самовыражения с помощью метафорических средств; продолжать развивать толерантные установки у подростков по отношению к окружающим людям; помочь осознать подросткам круга своего общения, своих взаимоотношений с ним.
Наглядный демонстрационный и раздаточный материалы: правила работы группы, таблички с определениями толерантности, таблички с ролевыми обозначениями, Табличка «Волшебная лавка», цветные таблички с качествами толерантной личности, бланки опросников для каждого участника «Черты толерантной личности», реабилитационный материал «Витражи» серии Мозартика, мультфильм «Гадкий утенок».
Количество участников: 10 человек.
Ориентировочное время: 45 минут
Ход тренинга
- Повторение правил работы группы.
- Разминка.
Упражнение «Превращения»
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:
«Если бы я был книгой, то я был бы…(словарем, томиком стихов и т. д.); Если бы я был едой…, если бы я был музыкой или песней…, если бы я был временем года…
- Какое ваше качество привлекает других людей?
Все отвечают по кругу.
- Посмотрите, как мы похожи и в тоже время отличаемся друг от друга.
3. Основная часть
- Назовите черты толерантной личности.
Упражнение «Черты толерантной личности»
Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Прочитайте характеристики и оцените по 5-ти бальной системе в колонке справа, насколько они свойственны вам.
Сейчас мы с вами поиграем.
Упражнение «Волшебная лавка»
Попросить участников представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Высказывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет или мало (т.е. отмечены у него более низким баллом). Например, покупатель просит у продавца «терпения». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.
Спасибо, мы хорошо поиграли, теперь у нас есть качества толерантной личности.
Они нам очень пригодятся, так рядом с нами находятся постоянно разные миры: мир отцов и мир детей; мир природы и мир технического прогресса. Однако среди этого многообразия есть и мир людей, которые отличаются друг от друга цветом кожи, говорят на разных языках. Каждый из нас – частичка, которая находится в постоянном взаимодействии с этими мирами. Одним из наиболее ярких примеров взаимодействия такой частички с коллективом является сюжет сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Я хотела бы вам немного напомнить эту сказку, а вернее, один ее эпизод.
Предоставить просмотр отрывка из мультфильма «Гадкий утенок»: у утки появляется потомство, маленькие прелестные утята, но одно яйцо крупное, и из него появляется необычный утенок, который крупнее других, неуклюже передвигается, но при всей своей непохожести он прекрасно плавает, заботится о своих братьях и сестрах, чем вызывает у мамы-утки теплые чувства. Затем все семейство отправляется на птичий двор, чтобы познакомиться с другими птицами. Непохожий на других утенок вызывает разные реакции у обитателей птичьего двора, его не все принимают и даже обижают, кто-то клюет, кто-то пугает. Что же делает наш утенок? Он решается покинуть птичий двор. На этом предлагаю нам с вами остановиться и повернуть сказочную историю вспять, ведь все могло бы быть иначе, если бы… Представьте на миг этот птичий двор, у нас есть герои сказки: гадкий утенок, мама, братья и сестры, жители птичьего двора.
Сейчас мы с вами попробуем погрузиться в этот сказочный мир, но для начала нам необходимо разделиться на 3 микрогруппы. Я предлагаю сделать это с помощью кедровых шишек, веточек рябины и яблок. Теперь я вас прошу объединиться: кедры – вместе, рябинки – вместе, яблоки – вместе.
Задание для «Кедра» (роль мамы): Что должна была сделать мама, чтобы утенка принял птичий двор? И что она могла бы посоветовать утенку, чтобы его приняли на птичьем дворе.
Задание для «Рябинки» (братья и сестры): Как себя могли вести братья и сестры для того, чтобы утенка принял птичий двор, и чтобы они ему посоветовали сделать самому, чтобы его приняли.
Задание для «Яблоко»: (птичий двор): что должен сделать утенок, чтобы вы его приняли? Что бы вы могли сделать сами?
На выполнение задания вам дается 5 минут. У вас есть фломастеры, чтобы зафиксировать свои мысли, а затем представить их. (Участники подгрупп работают, в это время ведущий наблюдает за их действиями, помогает им, если они затрудняются.)
Ведущий. Но вот время истекло, и я предлагаю вам представить свои варианты решений. Хотелось бы предоставить слово подгруппе, которая выполняла задание от имени «матери». (Затем предлагается предоставить свой вариант подгруппе, работающей от имени братьев и сестер». После этого представляет свои варианты подгруппа «Птичий двор». По окончании каждой презентации идут аплодисменты. Как только все варианты озвучены, ведущий предлагает соотнести требования «птичьего двора», «мамы», «братьев и сестер»; затем устанавливается взаимосвязь между их предложениями.
Теперь мы перенесемся в реальный мир, где есть социум, как вы думаете, кто из сказки олицетворял его? А также «ближайшее окружение», которое состояло из семьи. Мы видим, что есть много общего между сказочным сюжетом и реальной жизнью человека. Ведь в каждой сказке есть доля правды. Мы не всегда относимся с пониманием к тем, кто рядом с нами, принимая их такими, какие они есть, но хотим, чтобы они понимали и принимали нас, были по отношению к нам толерантны. Необходимо помнить, что многое зависит в нашей жизни от нас самих. «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе», пожалуй, это фраза по праву считается золотым правилом общения в социуме.
Упражнение «Эмблема толерантности»
Ведущий. В наше время все чаще звучит такой термин, как толерантность. А сейчас я хочу вас попросить изобразить эмблему толерантности с помощью материала Витражи из серии Мозартика. Для этого вам необходимо распределиться на пары. Каждой паре я дам большое поле, на котором с помощью фантазийных фигурок вы сделаете изображение, которое, по вашему мнению, имеет отношение к толерантности.
По итогам работы все эмблемы презентуются, а ведущий раскладывает их на свободных столах.
Заключительная часть
Ведущий: Толерантность в современном мире рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность принимать других такими, какие они есть, взаимодействуя с ними на основе согласия. Как видите, вы многом были правы.
Упражнение «Открытый микрофон».
Ведущий. Я предлагаю завершить нашу встречу выражением своих ощущений, чувств от проделанной работы, мыслей по теме тренинга, которые у вас появились, и вы хотели бы их высказать. Я хочу поблагодарить вас за работу и попросить выполнить еще одно упражнение.
Упражнение «Мы один цветок»
Участники, стоя в кругу, кладут свои ладони своего соседа справа и слева, образуя круг. Затем ладошки поднимаются вверх, имитируя закрытый бутон цветка, а потом медленно опускаются вниз, как будто бутон раскрывается. В заключение все говорят хором друг другу спа-си-бо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химия рядом с нами ( курсы по выбору)
Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....
Химия рядом с нами ( курсы по выбору)
Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....
Химия рядом с нами ( курсы по выбору)
Курс рассчитан на 17 часов....
Функции рядом с нами
Проектная работа учащихся 7 класса...
Война рядом с нами.
Стихотворение посвящается российским солдатам и офицерам, воевавшим в Чечне....
мы живем рядом, но мы такие разные
Внеклассное мероприятие по краеведению....
Тренинг "Такие разные миры рядом с нами"
Тема нашей сегодняшней встречи «такие разные миры рядом с нами»: мир отцов и мир детей; мир природы и мир технического прогресса. Однако среди этого многообразия есть и мир людей, которые ...