Создание безопасных для здоровья учащихся условий обучения
методическая разработка на тему

 Новожилова Ирина Александровна

Метадическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorove.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Создание безопасных для здоровья учащихся

условий обучения в ГБОУ ООШ №132

Новожилова И.А.

        В статье обобщен опыт работы с учащимися в ГБОУ ООШ № 132 при  психоневрологическом дневном реабилитационном стационаре ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина,  направленный на сохранение и улучшение психофизического здоровья обучающихся. 

Наша школа работает при  психоневрологическом дневном реабилитационном стационаре ЦВЛ «Детская психиатрия» имени

С.С. Мнухина. Детей  направляют из районных психо-неврологических диспансеров на отборочную комиссию, где решается вопрос о целесообразности обучения в нашей школе (5-9 классы).

Учащиеся приходят к нам с различными проблемами: не справляются с учебой, пропуски школьных занятий без уважительных причин,  конфликты с одноклассниками и с учителями,  поведенческие проблемы, невозможность обучения в классах с большой наполняемостью (в наших класса обучается по 12 человек).

Мы работаем по общеобразовательной программе, но  ребята приходят с разным уровнем подготовки. Почти у каждого ребенка серьезные проблемы с русским языком и математикой (иногда у учащихся отсутствуют знания таблицы умножения).

Учитывая  индивидуальные особенности  учащихся, приоритет в  работе отдаем  дифференциации и индивидуализации обучения в рамках основного образования (5-9 классы).

Работу с вновь поступившими учащимися начинаем с выявления особых образовательных потребностей:

  • Психолого-педагогическое оценивание.
  • Уточненные наблюдения за поведением учащегося в различных условиях.
  • Сбор дополнительной информации, касающейся учащегося и среды его воспитания.
  • Результаты медицинского и логопедического обследования учащегося.

 Данная работа проводится совместно со специалистами стационара.    

Так как у нас обучаются дети, имеющие особенности психического развития, наша первоочередная задача в процессе получения  общего образования улучшить их психическое и соматическое здоровье.  Основная роль в лечении и психокоррекции отведена медицинскому персоналу стационара, однако  сотрудники школы так же много делают для сохранения и безопасности здоровья учащихся.

Учитывая повышенную утомляемость ребят, в субботу и воскресенье они не учатся, уроки длятся по 40 минут.

Наша школа расположена на Свердловской набережной с интенсивным движением. Для безопасности обучающихся автобус (оборудованный для перевозки детей) привозит детей утром от метро «Финляндский вокзал» к школе, а вечером – от школы к метро.

Все дети получают сбалансированное трехразовое бесплатное питание (завтрак, обед, полдник), при необходимости – диетическое питание.

Помимо уроков физической культуры часть обучающиеся занимаются лечебной физической культурой.

В каждом коридоре (их у нас четыре) весь учебный день находится воспитатель. Так как дети у нас гиперактивные в обязанности воспитателя входит следить за порядком на переменах. Если ученик во время урока не удерживается в классе, то с ним  индивидуально занимается  воспитатель, взяв у учителя задание. После уроков воспитатель помогает учащимся выполнять домашние задания.

С учетом индивидуальных возможностей учащихся, особенностей их психофизического развития, для обеспечения социальной адаптации нами разработана адаптированная программа, созданы условия по обеспечению охраны здоровья обучающихся.

В школе девять классов с наполняемостью 12 человек. У нас нет кабинетной системы. Каждый класс занимается в своем помещении. Поэтому с обучением некоторых предметов мы испытываем затруднения.

Например, технология в  школе преподается только четвертый год. Ранее врачи, учитывая состояние здоровья учащихся, не разрешали им на уроках работать с колющими и режущими предметами. Столярные и слесарные работы так же были исключены в виду их травмоопасности. Классы  в основном состоят из мальчиков. Была разработана адаптированная рабочая программа по технологии. Имея совместный кабинет музыки и технологии и ограничения по площади (в кабинете стоит пианино и синтезатор) мы пришли к выводу, что рациональнее всего в наших условиях заниматься шитьем на швейных машинах, которые легко убираются перед уроками музыки и так же легко достаются на уроки технологии.

В программу  включена лоскутная техника шитья. Уроки технологии способствуют развитию пространственного образа мышления, так как проводятся работы с мелкими деталями и умение их комбинировать друг с другом; работа с цветом и формой в структуре продолжения арттерапии и реабилитации в условиях ПНДРСС (реабилитационное отделение). Кроме того в ходе занятий по технологии улучшается мелкая моторика и от части координация движений, что в свою очередь улучшает функционирование центральной нервной системы учащихся (пациентов отделения).

Данным видом занятий довольны родители. Им нравятся поделки детей,  ребята свои изделия приносят домой , дарят их родным.

 На уроках технологии учащиеся также учатся безопасной работе с колющими (иголками) и режущими (ножницами) инструментами. Работая на швейных машинах (машины  с электрическим приводом), учатся обращаться с электрическими приборами.

Уроки построены таким образом, что учащиеся не испытывают никаких стрессовых ситуаций. У них нет возможности быть не подготовленными к уроку. В кабинете имеется все для работы: ткань, игольницы с иголками, ножницы для раскроя ткани, нитки, линейки, карандаши, новые современные швейные машины и так далее. Все это приобретается школой и предоставляется бесплатно.  Выполняемые учащимися работы  хранятся в кабинете в индивидуальных папках.  Учащиеся заходят в кабинет, достают свои папки и начинают работать.

 Не смотря на  особенности психофизического развития учащихся, ребята знают и соблюдают правила охраны труда, ни одной травмы на уроках технологии не было.

По ряду предметов: химия, биология, география, технология не задаются домашние задания. Это способствует мотивации и результативности работы на уроках. Таким образом, освобождается время для выполнения домашнего задания по другим предметам и самореализации в кружковой деятельности.

Для учащихся 9-х классов ежедневно проводятся дополнительные занятия по подготовке к экзаменам.

Ребята участвуют в обновлении стендов по здоровому образу жизни. На классные часы приглашаем врачей для бесед по темам «О вреде курения и наркотиков».

Таким образом, создание для учащихся  безопасных условий обучения включает в себя целый комплекс здоровьесберегающих мероприятий с использованием инновационных методик и технологий, что позволяет мотивировать подростков на учебную деятельность, сохраняя и  стабилизируя их психофизическое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...

Создание центра укрепления здоровья и обучения детей на базе МАОУ «Гимназия №31»

Цель проекта: Создание социально – педагогических условий, содействующих сохранению и развитию психического, физического, духовного и социального здоровья всех участников образовательного процесс...

Создание безопасной развивающей среды при изучении английского языка как одна из целевых областей развития компетентного педагога XXI века.

В данной статье дается  определение  понятия безопасной развивающей среды (далее - РС),  выделяются её компоненты и  принципы обеспечения РС,  определяются индикаторы качества...

"Создание ситуации успеха в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

В статье представлен опыт создания ситуаций успеха для учащейся с ограниченными возможностями здоровья....

Программа «Школа безопасности» по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса

Основная цель программы — формирование у детей пред­ставлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение сред­ствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного ...

Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».

В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...