Создание безопасных для здоровья учащихся условий обучения
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Создание безопасных для здоровья учащихся
условий обучения в ГБОУ ООШ №132
Новожилова И.А.
В статье обобщен опыт работы с учащимися в ГБОУ ООШ № 132 при психоневрологическом дневном реабилитационном стационаре ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина, направленный на сохранение и улучшение психофизического здоровья обучающихся.
Наша школа работает при психоневрологическом дневном реабилитационном стационаре ЦВЛ «Детская психиатрия» имени
С.С. Мнухина. Детей направляют из районных психо-неврологических диспансеров на отборочную комиссию, где решается вопрос о целесообразности обучения в нашей школе (5-9 классы).
Учащиеся приходят к нам с различными проблемами: не справляются с учебой, пропуски школьных занятий без уважительных причин, конфликты с одноклассниками и с учителями, поведенческие проблемы, невозможность обучения в классах с большой наполняемостью (в наших класса обучается по 12 человек).
Мы работаем по общеобразовательной программе, но ребята приходят с разным уровнем подготовки. Почти у каждого ребенка серьезные проблемы с русским языком и математикой (иногда у учащихся отсутствуют знания таблицы умножения).
Учитывая индивидуальные особенности учащихся, приоритет в работе отдаем дифференциации и индивидуализации обучения в рамках основного образования (5-9 классы).
Работу с вновь поступившими учащимися начинаем с выявления особых образовательных потребностей:
- Психолого-педагогическое оценивание.
- Уточненные наблюдения за поведением учащегося в различных условиях.
- Сбор дополнительной информации, касающейся учащегося и среды его воспитания.
- Результаты медицинского и логопедического обследования учащегося.
Данная работа проводится совместно со специалистами стационара.
Так как у нас обучаются дети, имеющие особенности психического развития, наша первоочередная задача в процессе получения общего образования улучшить их психическое и соматическое здоровье. Основная роль в лечении и психокоррекции отведена медицинскому персоналу стационара, однако сотрудники школы так же много делают для сохранения и безопасности здоровья учащихся.
Учитывая повышенную утомляемость ребят, в субботу и воскресенье они не учатся, уроки длятся по 40 минут.
Наша школа расположена на Свердловской набережной с интенсивным движением. Для безопасности обучающихся автобус (оборудованный для перевозки детей) привозит детей утром от метро «Финляндский вокзал» к школе, а вечером – от школы к метро.
Все дети получают сбалансированное трехразовое бесплатное питание (завтрак, обед, полдник), при необходимости – диетическое питание.
Помимо уроков физической культуры часть обучающиеся занимаются лечебной физической культурой.
В каждом коридоре (их у нас четыре) весь учебный день находится воспитатель. Так как дети у нас гиперактивные в обязанности воспитателя входит следить за порядком на переменах. Если ученик во время урока не удерживается в классе, то с ним индивидуально занимается воспитатель, взяв у учителя задание. После уроков воспитатель помогает учащимся выполнять домашние задания.
С учетом индивидуальных возможностей учащихся, особенностей их психофизического развития, для обеспечения социальной адаптации нами разработана адаптированная программа, созданы условия по обеспечению охраны здоровья обучающихся.
В школе девять классов с наполняемостью 12 человек. У нас нет кабинетной системы. Каждый класс занимается в своем помещении. Поэтому с обучением некоторых предметов мы испытываем затруднения.
Например, технология в школе преподается только четвертый год. Ранее врачи, учитывая состояние здоровья учащихся, не разрешали им на уроках работать с колющими и режущими предметами. Столярные и слесарные работы так же были исключены в виду их травмоопасности. Классы в основном состоят из мальчиков. Была разработана адаптированная рабочая программа по технологии. Имея совместный кабинет музыки и технологии и ограничения по площади (в кабинете стоит пианино и синтезатор) мы пришли к выводу, что рациональнее всего в наших условиях заниматься шитьем на швейных машинах, которые легко убираются перед уроками музыки и так же легко достаются на уроки технологии.
В программу включена лоскутная техника шитья. Уроки технологии способствуют развитию пространственного образа мышления, так как проводятся работы с мелкими деталями и умение их комбинировать друг с другом; работа с цветом и формой в структуре продолжения арттерапии и реабилитации в условиях ПНДРСС (реабилитационное отделение). Кроме того в ходе занятий по технологии улучшается мелкая моторика и от части координация движений, что в свою очередь улучшает функционирование центральной нервной системы учащихся (пациентов отделения).
Данным видом занятий довольны родители. Им нравятся поделки детей, ребята свои изделия приносят домой , дарят их родным.
На уроках технологии учащиеся также учатся безопасной работе с колющими (иголками) и режущими (ножницами) инструментами. Работая на швейных машинах (машины с электрическим приводом), учатся обращаться с электрическими приборами.
Уроки построены таким образом, что учащиеся не испытывают никаких стрессовых ситуаций. У них нет возможности быть не подготовленными к уроку. В кабинете имеется все для работы: ткань, игольницы с иголками, ножницы для раскроя ткани, нитки, линейки, карандаши, новые современные швейные машины и так далее. Все это приобретается школой и предоставляется бесплатно. Выполняемые учащимися работы хранятся в кабинете в индивидуальных папках. Учащиеся заходят в кабинет, достают свои папки и начинают работать.
Не смотря на особенности психофизического развития учащихся, ребята знают и соблюдают правила охраны труда, ни одной травмы на уроках технологии не было.
По ряду предметов: химия, биология, география, технология не задаются домашние задания. Это способствует мотивации и результативности работы на уроках. Таким образом, освобождается время для выполнения домашнего задания по другим предметам и самореализации в кружковой деятельности.
Для учащихся 9-х классов ежедневно проводятся дополнительные занятия по подготовке к экзаменам.
Ребята участвуют в обновлении стендов по здоровому образу жизни. На классные часы приглашаем врачей для бесед по темам «О вреде курения и наркотиков».
Таким образом, создание для учащихся безопасных условий обучения включает в себя целый комплекс здоровьесберегающих мероприятий с использованием инновационных методик и технологий, что позволяет мотивировать подростков на учебную деятельность, сохраняя и стабилизируя их психофизическое здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.
Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...
Создание центра укрепления здоровья и обучения детей на базе МАОУ «Гимназия №31»
Цель проекта: Создание социально – педагогических условий, содействующих сохранению и развитию психического, физического, духовного и социального здоровья всех участников образовательного процесс...
Создание безопасной развивающей среды при изучении английского языка как одна из целевых областей развития компетентного педагога XXI века.
В данной статье дается определение понятия безопасной развивающей среды (далее - РС), выделяются её компоненты и принципы обеспечения РС, определяются индикаторы качества...
"Создание ситуации успеха в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
В статье представлен опыт создания ситуаций успеха для учащейся с ограниченными возможностями здоровья....
Программа «Школа безопасности» по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса
Основная цель программы — формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного ...
Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».
В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...