Описание опыта работы по профилактике употребеления ПАВ подростками в образовательном процессе
статья по теме
Краткое описание опыта работы по профилактике наркомании, разработки и апробирования социалльно-педагогической программы профилактики наркомании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_byzov_a.a.pptx | 323.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: Стр .: 1. Введение ………….…………………………………...3 2 . Актуальность темы опыта ………………………….... 3 3. Теоретическая интерпретация опыта …….…………3 3.1. Объект исследования ………………….…………...4 3.2. Предмет исследования ……………....……………... 4 3.3. Цель исследования …………………………….….... 4 3.4. Задачи исследования ……………………….………. 4 3.5 . Сущность опыта ……………………………………. 5 3.6 . Ведущие идеи опыта ………………………….…… 6 3.7 . Успешность опыта ……………………………….…. 7 3.8 . Новизна опыта ……………………………….……... 7 3.9 . Ожидаемый результат опыта ….…………………… 7 3.10. Методы и методики исследования …………...…... 8 3.11. База реализации опыта ……………….…………....8 4. Особенности содержания гражданско -правового воспитания учащихся……......……......……….……..……..8 5 . Заключение ……………..…………………………….. 9 6. Список используемой литературы …………………10
Должность: социальный педагог МБОУ «СОШ №2» Стаж работы: 3 года Специальность по диплому: социальная педагогика Общий педагогический стаж: 3 года Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №2» Имеет квалификацию: «молодой специалист» Введение «Наркомания – это многолетнее наслаждение смертью» Франсуа Мориак «Наркотики хороши, чтобы убежать от реальности, но реальность так богата, зачем от нее убегать?» Джеральдина Чаплин Потребление ПАВ в среде подростков - это трагедия для семьи, окружающего социума, общества в целом. Следовательно, нужно делать все, чтобы такие трагедии стали как можно реже посещать счастливые семьи. Именно на это и направлена профилактика наркомании среди подростков на всех уровнях.
Профилактика носит предупреждающий характер, что означает не устранение проблемы, а ее предотвращение. В данной работе мы рассмотрим, насколько эффективна профилактика в работе школы и как повысить уровень комплексности профилактики. В настоящее время о наркотиках и наркомании известно довольно много. Изучены виды наркотиков, степени и способы их влияния на организм, последствия употребления. На всех уровнях, от государства до отдельной семьи, идет борьба за здоровье, за избавление общества от наркомании, ее влияния на жизнь и благополучие общества. И наиболее остро стоит проблема детской и подростковой наркомании. За пять лет (с 2011 по 2016 год) число подростков, больных наркоманией, увеличился в 19,3 раз. Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8 % молодежи периодически употребляют наркотики. Среди студентов наркоманией охвачено в той или иной мере 30 – 40 %, а по отдельным регионам эта цифра значительно выше. По существующим прогнозам рост показателей, связанных с употреблением наркотиков, может продолжаться. Поэтому, я считаю, что методика работы социального педагога по профилактики наркомании необходима в общей системе профилактики в образовательном учреждении. И чем шире будет круг объектов профилактической работы, тем более качественный результат получится по завершении определенного периода профилактической работы.
Рассмотрев все вышеизложенные факты, можно с уверенностью говорить о том, что такая социальная проблема, как наркомания требует немедленного решения и является актуальной для сегодняшнего дня, ведь мы все заинтересованы в благополучном развитии всего человечества. Актуальность темы опыта В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь, и особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами, алкоголем и табачными изделиями.
Из этого вытекает актуальность темы – необходимость комплексного подхода к профилактике потребления ПАВ в образовательном процессе. Хорошо разработанная и успешно внедренная профилактическая система позволит проводить наиболее полную профилактическую работу с учащимися. Стоит отметить, что в систему профилактики входит не только «запугивание» вредом от потребления ПАВ, но и активная пропаганда здорового образа жизни, организация досуга учащихся и т.д. Теоретическая интерпретация опыта До настоящего времени акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических и возрастных особенностей подростков. Современные подходы заменяют “деструктивные методы”, связанные с запугиванием, ориентируют на формирование таких установок и ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями. Конечные цели профилактики наркомании понимаются по-разному. Например, конечной целью первичной профилактики наркомании в Голландии считается снижение риска потребления “тяжелых наркотиков”, а “легкие” формы наркотиков легализованы. В Англии конечной целью первичной профилактики является умение ответственно употреблять наркотики. В США и Австралии — полный отказ от немедицинского потребления наркотиков. Эта же цель преследуется и в России. В настоящее время в мире наибольшее распространение получили две модели обучающих программ первичной профилактики для детей и подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. Первые распространены в Европе, их целью является выработка у детей навыков эффективного общения .
Поэтому теоретическая значимость опыта заключается в рассмотрении новых путей профилактической работы в сфере подростковой наркомании, адаптации системы профилактики к современным условиям и особенностям современного поколения молодёжи, а также применении современных методов и технологий в профилактической работе социально-педагогической службы. Практическая значимость опыта: в ходе работы разработана комплексная социально-педагогическая программа потребления ПАВ учащимися. Программа адаптирована для применения в современном образовательном процессе, в том числе для реализации ФГОС. В методической базе программы учтены современные методы и технологии профилактической работы социальных педагогов. Объект исследования: процесс профилактики употребления ПАВ учащимися в общеобразовательной школе. Предмет исследования: содержание и организация процесса профилактики употребления ПАВ учащимися в образовательном учреждении. Цель исследования заключается в определении уровня проблемы наркотизации подростков в школьной среде и поиске оптимального решения данной проблемы. В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи исследования: Анализ сложившейся ситуации отношения к ПАВ в подростковой среде. Анализ уровня профилактической деятельности в образовательном процессе. Поиск источников решения проблемы в социально-педагогической и психологической литературе. Разработка и внедрение оптимальных путей решения проблемы употребления ПАВ в подростковой среде с применением современных технологий и методов работы. Разработка и частичное апробирование комплексной социально-педагогической программы по профилактике употребления ПАВ.
Сущность опыта В современном обществе остро встает проблема наркотизации подрастающего поколения. Рано или поздно подростки сталкиваются с наркотиками. Эта неожиданная встреча может произойти где угодно – на вечеринке у друзей, на улице, в ночном клубе, даже в школе. И далеко не каждый сможет правильно взвесить все «за» и «против» и принять правильное ответственное решение. Зачастую решение попробовать наркотик принимается импульсивно, на волне эйфории – от алкоголя, безысходности, ради веселья. Чтобы число таких импульсивных решений сократилось, необходимо настроить сознание ребенка таким образом, чтобы он сумел вовремя затормозить себя и принять решение в пользу своего здоровья. Поэтому необходимость профилактики употребления ПАВ определяется на государственном уровне. И реализация профилактических программ и направлений ложится на плечи образовательных организаций. Таким образом решение проблем напрямую связано с нашей работой. Потому что наиболее удобным местом для профилактической работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план. Для большинства детей школа является основным местом времяпрепровождения и средой, определяющей их дальнейшую судьбу. Общеобразовательные учреждения обладают уникальной возможностью при тесном взаимодействии с семьей, общественностью, властными и силовыми структурами расширить воспитательное пространство школы и проводить разработку и внедрение комплексного антинаркотического воспитания. Необходима такая организация педагогического процесса, когда посредством антинаркотического воспитания у будущего поколения формируется культура адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни.
Учителя, психологи, социальные педагоги могут играть в профилактической работе решающую роль. Главная педагогическая цель – сформировать психологический иммунитет, т. е. вызвать у подростка отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте – на уровне «хорошо – плохо», а в старшем – объяснить губительные механизмы действия наркотиков. Педагогическая профилактика предотвращает начало употребления наркотиков, повторяющееся употребление на начальной стадии ( аддиктивное поведение, т. е зависимость), отрицательное влияние наркотических веществ на развитие личности и на сам процесс жизнедеятельности ученического коллектива. Целью педагогической профилактики является создание в образовательной среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления наркотиками; формирование стратегии ведения здорового образа жизни; воспитание личности, способной к анализу своих поступков, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому давлению Ведущие идеи опыта Организация профилактики потребления ПАВ в образовательном учреждении представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и социальных педагогов по пропаганде здорового образа жизни и просвещении о пагубном влиянии ПАВ на детский организм. Разрабатывая концепцию и программу профилактики наркомании в подростковой среде, следует ориентироваться на следующие духовно-нравственные ценности: осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине; гражданскую активность; следование закону; ответственность за собственные действия; приоритет здорового образа жизни в обществе; занятие в досуговых организациях.
Как нарушение процесса социализации, наркотизация и табакокурение рассматривается такими известными российскими учеными, как А.А. Александров, Г.М. Андреева, С.А. Беличева , Б.П. Битинас , А.Д. Гонеев , И.С. Кон, В.Т. Кондрашенко, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, А.Б. Серых, Е.С. Скворцова. Психолого -педагогические исследования профилактики ранней наркомании и табакокурения подростков проведены психологами: С.А. Бадмаевым, С.А. Беличевой , А.П. Горбачевой, И.И. Кауненко ; педагогами - Т.К.Зуевой , И.В.Иванниковой , В.П. Кащенко, Ю.А. Клейбергом , A.C., Меликсетяном , И.А. Невским, В.А. Поповым, З.Д. Раевской, О.Л.Романовой . Расширяют и углубляют изучение данной проблемы труды социальных педагогов - В.Г. Бочаровой , Б.З. Вульфова, Т.П.Гуриной , Д.В.Колесова , A.B. Мудрика, Л.П.Федоренко . Свой вклад в решение этого вопроса вносят исследователи-криминологи - Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, В.Р. Кудрявцев, Г.М. Миньковский . Медицинский аспект проблемы отражен в работах Б.С. Братуся , A.A. Вдовиченко, В.В. Ковалева, А.Е. Личко . Проблеме проявления отклоняющихся форм поведения подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой , Г.А. Гурко, И.А. Двойменного , А.Н. Елизарова, E.H. Заборовой , В.А. Лелекова , A.B. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова. Влияние школьной среды в процессе социализации подростка, а также ее роль в профилактике ранней наркомании и табакокурения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова , B.C. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова . Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию вредных привычек личности, проблема ранней подростковой алкоголизации, табакокурения и наркомании, а также разработка системы их педагогической профилактики, направленной на нравственное и физическое оздоровление подрастающего поколения и утверждения здорового образа жизни требует дальнейшего изучения.
Успешность опыта Как и все направления профилактической деятельности, профилактика потребления ПАВ в подростковой среде предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т. д. Вместе с тем спецификой этого направления является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу. Успешность этой работы невозможна без обеспечения единого направления профилактической работы в образовательной организации, другими словами, без общей стратегии работы по пропаганде здорового образа жизни. Воспитательная стратегия призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, с условиями и возможностями воспитательных воздействий, которые образовательная среда оказывает на обучающегося. Определяемый, таким образом, «коридор возможностей» избранного направления воспитательной деятельности позволяет учесть основные проблемы, связанные с его реализацией и возможные пути их разрешения, представить намеченную стратегическую линию воспитания в виде его цели и задач. Новизна опыта Научная новизна опыта состоит в том, что в нем выявлены и конкретизированы наиболее значимые направления профилактической работы в образовательной организации. Изучено современное состояние проблемы, определены направления и формы профилактической работы в образовательном учреждении с учетом реализации ФГОС; внедрение современных технологий профилактики в разработку программы профилактики потребления ПАВ среди подростков в образовательной среде.
Методическая база опыта: Комплексная социально-педагогическая программа «Профилактика наркомании в подростковой среде» (Приложение). методические рекомендации и консультации для педагогов. Технологии активного вовлечения несовершеннолетних в общественную жизнь. Технологии формирования у несовершеннолетних ценности здорового образа жизни, модели безопасного поведения. психолого-педагогическое обеспечение. Ожидаемый результат опыта : после применения актуальных и современных технолгий работы, а также частичной апробации социально-педагогической программы профилактики потребления ПАВ у учащихся закрепится мнение о вреде употребления ПАВ, алкогольных и табачных изделий, они усвоят, как делать правильный выбор и как говорить «нет» употреблению ПАВ. Методы и методики исследования: Анализ педагогической, научно-профилактической литературы. Методы диагностики – анкетирование, наблюдение, интервьюирование. Анонимный опросник «Что вы знаете о наркотиках?» Игровые методики. Анкетирование «Отношение к проблеме наркомании» База реализации опыта: Обобщение педагогического опыта осуществлялось на базе МБОУ «СОШ №2» г.Тарко -Сале Пуровского района. В исследовании принимали учащиеся 7-9-х классов.
Особенности содержания профилактики употребления ПАВ в образовательной среде: В 2016 году МБОУ «СОШ № 2» началась работа по апробации комплексной социально-педагогической программы «Профилактика наркомании в подростковой среде», целью, которой является: Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ); Формирование и укрепление антинаркотических установок у подростков; В программе предусмотрены направления: работа с родителями, с подростками и педагогами. Система профилактики употрбления ПАВ и образования в Таркосалинской средней общеобразовательной школе №2 основывается на таких нормативных документах, как «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01г., Закон «Об образовании» ст.14 п.1,2, Декларацию прав человека ст.26, Конвенцию ООН о правах ребенка и проч. В основу реализации поставленных задач профилактики наркомании (употребления ПАВ), повышения их образовательного уровня закладывается сложная многоуровневая система, которая включает в себя: I Учебный процесс. Уроки безопасности жизнедеятельности.
II Внеурочную деятельность: Диагностическое исследование с целью выявления уровня проблемы наркотизации в подростковой среде, отношения к проблеме учащихся, педагогов, родителей. Осуществляется взаимодействие со всеми структурными подразделениями по профилактике потребления ПАВ. Проведены «классные часы» по актуальным вопросам решения проблем профилактики наркомании, алкоголизации и табакокурения . Организованы индивидуальные встречи учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам профилактки и последствий потребления ПАВ. Традиционные мероприятия: дни профилактики правонарушений, единые дни отказа от курения, дни здоровья, недели правовых знаний, декада против наркотиков и проч. Проведение родительских академий. Сотрудничество с культурно-досуговыми организациями с целью организации свободного времени учащихся. Ежемесячно проводится заседание Совета по профилактике правонарушений и беспризорности. Профилактические лектории для учащихся. Классные часы по здоровому образу жизни. Оформление стенда «Сломай сигарету, пока сигарета не сломала тебя» Изготовление буклетов и листовок «Советы для родителей», «Советы для подростков», «Советы для учителей». Тематические радиолинейки. Деловые и ролевые игры с учащимися, круглые столы. Проведение внутришкольных акций «Скажи нет», «Рука помощи», «Умей себя защищать» и др. Участие в окружных акциях «Сообщи, где торгуют смертью», «Дети Ямала против наркотиков» Организовано торжественное вручение паспортов учащимся, достигших 14 – летнего возраста.
Заключение Наркомания затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности, препятствует духовному, эмоциональному, интеллектуальному развитию. Человеческое сознание сужается до удовлетворения только одной потребности – поиска и приема наркотиков. Наркоман представляет опасность для общества не только различными формами девиантного поведения, связанного с фактом приобретения и употребления наркотиков, распространение наркомании приводит к социодеструктивным функциям в обществе и представляет прямую угрозу для общества. Поэтому профилактическая работа должна проводиться по специально разработанным программам с учетом реализации ФГОС и внедрения современных технологий социально-педагогической работы. При реализации программ профилактики необходимо учитывать возрастные, социальные и индивидуально-личностные особенности участников профилактической работы. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования оптимальной жизненной установки противостоять желанию попробовать ПАВ даже в стрессовой ситуации. Работая в области антинаркотического просвещения, следует избегать тактики запугивания, поскольку она неэффективна. При освещении последствий наркотизации надо придерживаться абсолютной истины во избежание потери доверия к просветительской деятельности энтузиастов антинаркотического движения. Нельзя оправдывать употребление наркотиков какими – либо причинами, за исключением их использование в медицинских целях (для обезболивания при хирургических операциях, для снятие болей на последних стадиях запущенных онкологических заболеваний). Специалисту, который занимается профилактикой наркомании необходимо занимать позицию, позволяющую закрепить у учащихся стойкое отрицатильное отношение к ПАВ. Нужно показать как можно сделать свою жизнь здоровой, интересной и счастливой. Таким образом, видна объективная необходимость в проведении профилактики потребления ПАВ учащимися, то есть в предотвращении употребления наркотиков.
Список используемой литературы: Д.Д. Речнов , Г.В. Латышев «Шаг за шагом от наркотиков: Книга для родителей», СПб.,1999 Дж. Соломзес , В. Чеурсон , Г. Соколовский «Наркотики и общество», М. 1998 С.Б. Белогуров «Популярно о наркотиках и наркоманиях», М., СПб.,2000 И.Н. Пятницкая «Наркомания» М., 1994 Б.М. Левшин, М.Б. Левин «Наркомания и наркоманы: книга для учителя» М., 1991 Н.В. Гаранский «Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления» М., 2003 Данилин А.Г., Данилина И.В. «Как спасти детей от наркомании» М., 2000 Верминенко Ю.В., Келасьев В.Н. Профилактика наркомании в подростковой среде. СПб., 2001. – с.8-9. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: 2003. с. 240. Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: М.: академия, 2002. – c . 190. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр . Психиат . И мед. Психол., 1991/1, с.8-15. Курек Н.С. нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте, 2001– с. 220. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический прект ; Екатеренбург : Деловая книга, 2002. – с.416. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с.176. Социология молодежи: М.: Гардарики 2005, с. 335. Тишина Е.А. Актуальные проблемы социального развития//Экономист. - №4, 1997. – с.16-17 .
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вопрос № 1. Наркомания-это ….. До программы После программы Рис.1 Наркомания-это… Девочки Мальчики
Вопрос № 2. Как вы относитесь к наркотикам? Девочки Мальчики Рис.2 Как вы относитесь к наркотикам?
Вопрос № 3. Какая зависимость труднее всего поддаётся лечению? Девочки Мальчики Рис.3 Какая зависимость труднее всего поддаётся лечению?
Вопрос № 4. Российским законодательством в уголовном порядке наказывается… Девочки Мальчики Рис.4 Российским законодательством в уголовном порядке наказывается…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние дидактических игр на процесс обучения (описание опыта работы)
Цель данной работы - поделиться профессиональными наработками с коллегами-учителями истории, помочь им сделать учащихся успешными в процессе обучения....
Описание опыта работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Актуальность темы. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определе...
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны
Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...
Описание опыта работы по реализации проекта «Создание модели педагогической системы общественно активной школы как механизма реализации федеральных государственных образовательных стандартов»
Содержание1. Актуальность опыта. Проблемный анализ…………………...32. Основные концептуальные положения………………………..53....
Из опыта работы учителя биологии «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением хар...
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...
Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков
В данной статье размещен материал по теме "Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков".В статье представлены некоторые варианты работы п...