Работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении
опыты и эксперименты на тему
Рекомендации педагогам по работе с семьёй, находящейся в социально-опасном положении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya_sop_1.odt | 41.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация
о работе с семьёй, находящейся в социально опасном положении
1. Организация учета детей и семей, находящихся в социально-опасном положении в ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат» осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Конвенцией о правах ребенка, постановлением администрации Жердевского района от 20.02.2015 №103 «Об утверждении Положения о едином районном банке данных «Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении» .
Профилактические мероприятия осуществляемые в школе-интернате в отношении детей и семей, находящихся в социально опасном положении направлены на:
- предупреждение каких-либо негативных проявлений в среде ребенка;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих каким-либо негативным проявлениям;
- социально – педагогическую реабилитацию детей и семей, находящихся в социально опасном положении.
Положив в основу данные нормативные документы разработаны этапы организации сопровождения семей социального риска.
Этапы работы школы с семьёй,
находящейся в социально опасном положении.
1 этап.
Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: в начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
2 этап.
Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП :
- обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
- устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
- организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
- изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
- изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
- контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
- анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
- отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.
Индивидуально-профилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка
ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.
Комплекс мероприятий по индивидуально -профилактической работе с семьей и подростком данной категории:
- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, направления в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)
- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)
- защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)
- организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)
- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)
В соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует:
- инспектора ПДН ,обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;
- органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке, трудоустройстве, оздоровлении;
- органы здравоохранения – о нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ;
- органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;
- КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.
Проводит совместные рейды с инспектором ПДН, принимает участие в мероприятиях, организует систематические сверки учетов учащихся и их семей, находящихся на внутришкольном контроле.
3. Проведение совместной индивидуально –профилактической работы.
Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.
ИПР осуществляется посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов помощи.
Согласно инструкции установлены следующие сроки проведения индивидуально-профилактической работы: до устранения причин и условий, способствовавших правонарушениям, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.
Выполняя свои функции: профилактическую, защитно-охранную и организационную, социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.
3 этап.
Работа школьного Совета по профилактике правонарушений .
Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
Семья ставится на учет в школе, происходит уведомление служб района, занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутришкольный профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета по профилактике правонарушений» ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат».
Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
Школа оказывает семьям, находящимся в социально-опасном положении следующие виды помощи:
Педагогическая:
- занятость детей в кружках, секциях, факультативах;
- контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий;
- контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам;
- консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка;
- просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям.
Психологическая:
- сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка);
- коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.
Коррекционная:
- индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость;
Медицинская:
- осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды)
- организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь.
Правовая:
-консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (совместно с инспекцией ПДН)
Иной вид помощи:
- занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время.
4 этап.
Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:
- улучшение положения и качества жизни ребенка;
- устранение причин неблагополучия;
- расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
- родители проявляют заботу о детях;
- дети посещают образовательное учреждение;
- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
- восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;
- семья поддерживает контакт с образовательным учреждением,
- в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
2. Статистические данные:
Показатели | 2014 | 2015 | 1 полугодие 2016 |
Количество выявленных несовершеннолетних, находящихся в социально - опасном положении | 10 | 2 | 6 |
Количество родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию и содержанию детей | 4 | 1 | 3 |
Количество несовершеннолетних не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях | - | - | - |
3. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении.
Учителя - предметники и классные руководители, социальный педагог ежедневно проводят мониторинг посещаемости занятий несовершеннолетними, имеющими отклонения в поведении, либо проблемы в обучении. Классные руководители информируют родителей о пропусках занятий , также подают информацию заместителю директора по ВР. Если ситуация не улучшается ,классный руководитель приглашает родителей в школу. Выясняет причины пропусков. Заместитель директора по ВР организует профилактическую беседу с родителями и несовершеннолетними, которые пропускают занятия. Если беседы классного руководителя и заместителя директора по ВР не дают результатов, родители и несовершеннолетний ученик приглашаются на Совет профилактики школы.
Совет профилактики состоящий из директора, заместителя директора по ВР, психолога, классного руководителя, учителей - предметников, и других приглашенных, заинтересованных лиц, дают четкие рекомендации родителям и ученикам, о том ,что необходимо делать для того ,чтобы исчезла данная проблема с успеваемостью и поведением.
Школа организует для отстающего ученика индивидуальные занятия (консультации) у тех учителей - предметников, изучение предметов которых вызывает большую сложность.
Психолог проводит индивидуальные тренинги для несовершеннолетних, на которых возможно присутствие родителей (по желанию, рекомендации).
Школа предлагает несовершеннолетним, нуждающимся в социально - психологической поддержке, участие в различных внутришкольных и внешкольных мероприятиях разного уровня. Цель - привлечь несовершеннолетнего к школьной жизни путем, внешкольных мероприятий.
Родители несовершеннолетних, пропускающих занятия, привлекаются в родительский комитет своего класса, для большего сотрудничества и знакомства со школьной жизнью. Школа организует для родителей круглые столы, семинары на различные темы связанные с воспитанием детей.
4.
2014 | 2015 | 1 полугодие 2016 | |
Количество случаев несоблюдения ограничений, установленных статьями 351.1 ТК РФ. | - | - | - |
Количество случаев несоблюдения ограничений, установленных статьями 331 ТК РФ. | - | - | - |
5.
2014 | 2015 | 1 полугодие 2016 | |
Количество исключенных учащихся (указать причину) | - | - | - |
Количество отчисленных учащихся (указать причину) | - | - | - |
Социальный педагог Н.А.Щербакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...
Программа по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Программа направлена:· на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,·...
План работы с семьями находящихся в социально опасном положении
Учебно-методический материал помогающий в работе с семьями находящимися в социально опасном положении...
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...
Работа с несовершеннолетними , находящимися в социально опасном положении
Работа с несовершеннолетними , находящимися в социально опасном положении...
Социальные технологии: работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении.
Обучающий социально-педагогический семинар для социальных педагогов и классных руководителей был разработан в 2014 году для повышения качества оказания помощи семьям, находящимся в социально-опасном п...
Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"
Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...