Методика определения рисков употребления ПАВ
тест на тему

Употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и ток- сических веществ, превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоро- вью и популяции населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. 

Важным моментом в профилактической работе является выявление группы риска, склонных к наркотизации подростков, так как в работе с подростками, имеющими различ- ный опыт «встреч» с наркотиками требуются дифференцированный подход в организации профилактики. Поэтому начальным этапом при организации антинаркотической работы должно стать выявление факторов риска возможной наркотизации детей и подростков.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2011 г. № 1474 «О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализую- щих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего об- разования и профессиональные образовательные программы начального профессиональ- ного, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на пред- мет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» определяет полномочия федеральных и региональных органов власти в профилактике наркомании, а также компетенцию образовательных организаций в выявлении употребле- ния наркотиков обучающимися. Выявление таких детей предполагается при помощи пси- хологического тестирования, которое является одной из форм первичной профилактики наркомании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_opredeleniya_riskov_upotrebleniya_pav.rar129.89 КБ

Предварительный просмотр:

Бланк 1

Дорогой друг!

Предлагаем Вам принять участие в исследовании отношения школьников 7 – 11 классов к своему здоровью и ответить на вопросы анкеты.

Инструкция: Анкета заполняется просто. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Внимательно прочитайте вопросы анкеты и выберите тот вариант ответа, который Вам кажется наиболее точным. Выбранный ответ следует занести в бланк ответов.  Если Вы не нашли такого варианта ответа, пометьте тот который Вам ближе всего. Обратите внимание - на некоторые вопросы Вы можете давать несколько вариантов ответа.

1. Город, посёлок/село в каком районе ___________________________________

2. Школа____________________________________

3. Класс_____________________________________

4. Возраст___________________________________

5. Пол: мужской      женский     

Бланк ответов

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

6

25

44

63

7

26

45

64

8

27

46

65

9

28

47

66

10

29

48

67

11

30

49

68

12

31

50

69

13

32

51

70

14

33

52

71

15

34

53

72

16

35

54

73

17

36

55

74

18

37

56

75

19

38

57

76

20

39

58

77

21

40

59

78

22

41

60

79

23

42

61

80

24

43

62

81

Занесите, пожалуйста, Буквы выбранных ответов в «Бланк ответов».

82.Как бы Вы определили кратко свой лозунг по жизни?

______________________________________________________________

Дата заполнения анкеты «___» _________  20__ года

Анкета

  1. Какие оценки Вы обычно получали в школе в прошлом году?

А) В основном отлично

Б) В основном хорошо

В) В основном удовлетворительно  

Г) В основном неудовлетворительно

  1. Сколько уроков вы пропустили за последние четыре недели?

А) Ни одного

Б) Не больше четырёх

В) Не больше десяти  

Г) Больше десяти

Из них по болезни (укажите число уроков, пропущенных по болезни)

8. В моей школе ученикам предоставлена возможность самоуправления.

А) нет Б) Скорее нет В) Скорее да        Г) да

9. Учителя привлекают меня к внеклассной работе.

А) нет Б) Скорее нет В) Скорее да        Г) да

10. Мои учителя отмечают мою хорошую учебу и дают мне это понять.

А) нет  Б) Скорее нет  В) Скорее да  Г) да

11. В моей школе открыты широкие возможности для участия в спортивной, клубной и др. общешкольной жизни.

А) нет Б) Скорее нет  В) Скорее да   Г) да

12. В моей школе ученики могут свободно разговаривать один на один с учителем.

А) нет  Б) Скорее нет  В) Скорее да   Г) да

13.В моей школе я чувствую себя в безопасности.

А) нет   Б) Скорее нет  В) Скорее да   Г) да

14. Школа информирует моих родителей о моих успехах.

А) нет  Б) Скорее нет  В) Скорее да  Г) да

15. Учителя поощряют мои старания.

А) нет  Б) Скорее нет  В) Скорее да  Г) да

16. Ваши оценки лучше, чем у большинства ваших одноклассников?

А) нет  Б) Скорее нет  В) Скорее да  Г) да

17. Мне предоставляются возможности участвовать в общественной деятельности класса.

А) нет  Б) Скорее нет  В) Скорее да   Г) да

  1. Ощущаете ли Вы важность и значимость школьной работы, в которой вы участвуете?

А) Почти всегда     

Б) Часто    

В) Иногда    

Г) Никогда    

  1. Насколько Вам интересны школьные предметы?

А) Очень интересные и развивающие  Б) Довольно интересные

В) Не очень интересные   Г) Малоинтересные или совсем не интересные

Насколько, по Вашему мнению, ошибаются ровесники...

20.Совершая кражу

А) Сильно ошибаются          Б) Ошибаются        В) Несильно ошибаются        Г) Не ошибаются

21.Провоцируя драку.

А) Сильно ошибаются          Б) Ошибаются        В) Несильно ошибаются        Г) Не ошибаются

22.Прогуливая школу, когда родители об этом не догадываются.

А) Сильно ошибаются            Б) Ошибаются        В) Несильно ошибаются        Г) Не ошибаются

23.Употребляют    алкогольные напитки.

А) Сильно ошибаются          Б) Ошибаются        В) Несильно ошибаются        Г) Не ошибаются

24.Курят сигареты.

А) Сильно ошибаются          Б) Ошибаются        В) Несильно ошибаются        Г) Не ошибаются

25.Курят марихуану или употребляют другие наркотики.

А) Сильно ошибаются          Б) Ошибаются        В) Несильно ошибаются        Г) Не ошибаются

26.Считаете ли Вы возможным отстаивать свои интересы с применением физической силы?

А) Да        Б) Скорее да        В) Скорее нет        Г) Нет

27.Согласны ли Вы с утверждением, что цель оправдывает средства?

А) Да        Б) Скорее да        В) Скорее нет        Г) Нет

28. Я часто делаю противоположное тому, что говорят мне родители, для того, чтобы разозлить их.

А) Да        Б) Скорее да        В) Скорее нет        Г) Нет

29.        Являетесь ли Вы участником какого-либо неформального общественного движения или общественной организации?

А) Нет    

Б) Да      

Каковы шансы, что Вы будете смотреться крутым, если вы...

30.Курите сигарету?

А) Да        Б) Скорее да        В) Скорее нет        Г) Нет

31.Употребляете алкогольные напитки?

А) Да        Б) Скорее да        В) Скорее нет        Г) Нет

32.Активно занимаетесь спортом?

А) Да        Б) Скорее да        В) Скорее нет        Г) Нет

33.Хорошо учитесь?

А) Да        Б) Скорее да        В) Скорее нет        Г) Нет

34.Курите марихуану или другие наркотики?

А) Да        Б) Скорее да        В) Скорее нет        Г) Нет

35. Вы с другом рассматриваете компакт-диски в музыкальном магазине. Вы замечаете, что он/она украла диск. Он/она говорит, улыбаясь, «Какой тебе хочется?  Давай, возьми, пока никто не видит». Никого нет рядом, ни работников, ни других покупателей. Что Вы будете делать?

А) Заберете диск и уйдете из магазина.

Б) Пропустите мимо ушей.

В) Скажете, чтобы он/она вернула диск.

Г) Обратите это в шутку, и скажете, чтобы он/она положил(а) диск назад.

36. 8 часов вечера и Вы собираетесь пойти к другу, когда ваша мать спрашивает, куда вы идете. Вы говорите: «Я только пойду потусуюсь с друзьями». Она не отпускает вас.  Что вы будете делать?

А) В любом случае пойдете.

Б) Будете с ней спорить.

В) Придумаете какую-нибудь причину, скажете, когда вы   вернётесь и попросите разрешения идти.

 Г) Ничего не скажете и останетесь дома заниматься своими делами.

37.Вы посетили другую часть города, и Вы не знаете там никого вашего возраста. Вы идете по улице, а незнакомый человек вашего возраста идет вам навстречу. Он примерно вашего роста, и мог бы пройти мимо, но специально вас толкает, так что вы чуть не падаете. Что Вы скажете или сделаете?

А) Сами толкнете человека.

Б) Скажете «извините меня» и пойдете дальше.

В) Скажете «смотри, куда идешь» и пойдете дальше.

Г) Выругаетесь и уйдете.

38.Вы у кого-то на вечеринке и один из ваших друзей предлагает Вам алкогольный напиток. Что Вы скажете или сделаете?

А) Выпьете.

Б) Скажете вашему другу: «Нет, спасибо, я не пью" и предложите вашему другу сделать что-нибудь другое.

В) Скажете: «Нет, спасибо» и уйдете.

Г) Вежливо извинитесь, скажете, что у вас еще есть дела и уйдете.

39.Как часто Вы посещаете церковные службы и другие мероприятия религиозной направленности?

А) Никогда

Б) Редко

В) 1-2 раза в месяц

Г) Примерно раз в неделю или больше.

40. Важно думать, прежде чем делать что-либо.

А) Да        Б) Скорее да        В) Скорее нет        Г) Нет

41. Считаете ли вы себя «правильным» человеком.  

А) Да        Б) Скорее да        В) Скорее нет        Г) Нет

42. Я часто действую, не задумываясь о последствиях.

А) Да        Б) Скорее да        В) Скорее нет        Г) Нет

Как Вы думаете, какова вероятность вреда для людей, если они …

43.Курят одну или больше пачек сигарет в день

А) Никакой        Б) Небольшой риск        В) Умеренный риск        Г) Большой риск

44. Курят марихуану.

А) Никакой        Б) Небольшой риск        В) Умеренный риск        Г) Большой риск

45.Употребляют энергетические напитки.

А) Никакой        Б) Небольшой риск        В) Умеренный риск        Г) Большой риск

46. Употребляют алкогольные напитки хотя бы 1 раз в неделю.

А) Никакой        Б) Небольшой риск        В) Умеренный риск        Г) Большой риск

47. Как часто Вы курили сигареты в течение прошедших 30 дней?

А) Вообще не курил(а)

Б) Меньше одной сигареты в день

В) От 1 до 10 сигарет в день

Г) Более 10 сигарет в день

48. Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотики?

А) Нет    

Б) Да      

Если кто-то из Ваших близких знакомых сверстников захотел приобрести…

49. пиво, вино или крепкие напитки, легко ли это сделать?

А) Очень легко        Б) Довольно легко        В) Довольно сложно           Г) Очень сложно        

50. сигареты, легко ли это сделать?

А) Очень легко        Б) Довольно легко        В) Довольно сложно           Г) Очень сложно

51. наркотики, легко ли это сделать?

А) Очень легко        Б) Довольно легко        В) Довольно сложно           Г) Очень сложно

Знаете ли Вы взрослых, которые в прошлом ...        

52.Употребляли марихуану или другие наркотики?        

А) ДА  Б) Нет

53.Продавали или имели дело с наркотиками?

А) ДА  Б) Нет

54.Делали незаконные вещи, которые могли привести к осложнениям в отношениях с милицией

А) ДА  Б) Нет

55.Если мне придется уехать, я буду скучать о тех людях, которые окружали меня в последнее время.

А) НЕТ        Б) Скорее нет          В) Скорее да  Г) ДА

56.Мои соседи замечают, когда я делаю хорошую работу, и дают мне это понять.

А) НЕТ        Б) Скорее нет        В) Скорее да        Г) ДА

57. Я люблю район, в котором я живу.

А) НЕТ        Б) Скорее нет        В) Скорее да        Г) ДА

58.Рядом со мной живет много взрослых, с которыми я могу разговаривать о важных проблемах.

А) НЕТ        Б) Скорее нет        В) Скорее да        Г) ДА

59.Люди часто меняются в моем окружении.

А) НЕТ        Б) Скорее нет        В) Скорее да        Г) ДА

  1. Сколько раз, со времен детского сада, Вы меняли место жительства.

А) Никогда    

Б) I или 2 раза    

В) 5 или 6 раз        

Г) 7 или более раз        

  61.Среди взрослых есть люди, которые гордятся Вами, когда Вы делаете что-либо хорошо.

А) Да        

Б) Скорее да        

В) Скорее нет        

Г) Нет                          

62.Меняли ли Вы школу в прошлом году.

А) Да        

Б) Нет                

63.Вы чувствуете себя в безопасности, когда находитесь в кругу своих близких и друзей.

А) Да      

Б) Скорее да        

В) Скорее нет  

Г) Нет  

  1. Сколько раз за всю жизнь Вы меняли школу?

А) Никогда

Б) I - 2 раза  

В) 3 - 4 раза  

Г) 5 - 6 раз  

Д) 7 и более раз  

65.        Меняли ли Вы местожительство за последний год?

А) Да      

Б) Нет                

66.        Бывают ли в Вашей жизни ситуации, которые кажутся Вам
безвыходными.

А) Постоянно     

Б) Часто    

В) Иногда    

Г) Практически никогда

   

67.        В моей семье существуют четкие правила.

А) Да      

Б) Скорее да      

В) Скорее нет      

Г) Нет                        

68.        Были ли когда-нибудь у кого-либо в Вашей семье проблемы с алкоголем/наркотиками.

А) Да      

Б) Нет                  

69.Члены моей семьи часто обижают и кричат друг на друга.

А) НЕТ        Б) Скорее нет        В) Скорее да        Г) ДА

70.Один из моих родителей всегда знает, где и с кем я провожу время.

А) НЕТ        Б) Скорее нет        В) Скорее да        Г) ДА

71.Мои родители хотят, чтобы я звонил, когда собираюсь прийти поздно домой.

А) НЕТ        Б) Скорее нет        В) Скорее да        Г) ДА

72.Заметят ли ваши родители, если вы выпьете пива, вина или крепких алкогольных напитков без их разрешения.

А) НЕТ        Б) Скорее нет        В) Скорее да        Г) ДА

73.В моей семье существует правило на отказ от употребления алкоголя и наркотиков.

А) НЕТ        Б) Скорее нет        В) Скорее да        Г) ДА

74. Ваши родители замечают, когда Вы делаете что-нибудь хорошее и дают Вам об этом знать

А) Никогда или почти никогда  Б) Иногда  В) Часто  Г) Всегда

75.Как часто Ваши родители говорят, что гордятся Вашими поступками.

А) Никогда или почти никогда  Б) Иногда  В) Часто  Г) Всегда

76.Делитесь ли Вы своими мыслями и чувствами с папой или мамой (или взрослыми, которые их заменяют).

А) Никогда или почти никогда  Б) Иногда  В) Часто  Г) Всегда

77.Если у Вас есть личные проблемы, Вы можете обратиться к маме или папе (или взрослым, которые их заменяют) за помощью.

А) Да        Б) Нет        В) Редко   Г) Не всегда

  1. Что обычно Вы предпринимаете в трудных жизненных ситуациях?

А) обращаюсь за помощью к родителям или родственникам

Б) обращаюсь за помощью к друзьям

В) обращаюсь за помощью к специалистам

Г) рассчитываю только на себя

Решая свои проблемы, учитываете ли Вы мнения

79. Родителей

А) Да        Б) Иногда        В) Редко        Г) Нет

80. Педагогов

А) Да        Б) Иногда        В) Редко        Г) Нет

81. Друзей

А) Да        Б) Иногда        В) Редко        Г) Нет

                

Спасибо!


Этапы обработки анкеты:

  1. Сравните ответы с ключом:

Номер вопроса

Ответы

Номер вопроса

Ответы

Высокий риск

Средний риск

Низкий риск

Риска нет

Высокий риск

Средний риск

Низкий риск

Риска нет

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

6

Г

В

Б

А

45

А

Б

В

Г

7

Г*

В

Б

А

46

А

Б

В

Г

8

А

Б

В

Г

47

Г

В

Б

А

9

А

Б

В

Г

48

Б

-

-

А

10

А

Б

В

Г

49

А

Б

В

Г

11

А

Б

В

Г

50

А

Б

В

Г

12

А

Б

В

Г

51

А

Б

В

Г

13

А

Б

В

Г

52

А

-

-

Б

14

А

Б

В

Г

53

А

-

-

Б

15

А

Б

В

Г

54

А

-

-

Б

16

А

Б

В

Г

55

А

Б

В

Г

17

А

Б

В

Г

56

А

Б

В

Г

18

Г

В

Б

А

57

А

Б

В

Г

19

Г

В

Б

А

58

А

Б

В

Г

20

Г

В

Б

А

59

Г

В

Б

А

21

Г

В

Б

А

60

Г

В

Б

А

22

Г

В

Б

А

61

Г

В

Б

А

23

Г

В

Б

А

62

А

-

-

Б

24

Г

В

Б

А

63

Г

В

Б

А

25

Г

В

Б

А

64

Г

В

Б

А

26

А

Б

В

Г

65

А

-

-

Б

27

А

Б

В

Г

66

А

Б

В

Г

28

А

Б

В

Г

67

Г

В

Б

А

29

А

-

-

Б**

68

А

-

-

Б

30

Г

В

Б

А

69

Г

В

Б

А

31

Г

В

Б

А

70

А

Б

В

Г

32

А

Б

В

Г

71

А

Б

В

Г

33

А

Б

В

Г

72

А

Б

В

Г

34

Г

В

Б

А

73

А

Б

В

Г

35

А

Б

В

Г

74

А

Б

В

Г

36

А

Б

В

Г

75

А

Б

В

Г

37

А

Г

В

Б

76

Б

В

Г

А

38

А

-

-

Б/В/Г

77

Б

В

Г

А

39

А

Б

В

Г

78

Г

-

-

А/Б/В

40

Г

В

Б

А

79

Г

В

Б

А

41

Г

В

Б

А

80

Г

В

Б

А

42

А

Б

В

Г

81

Г

В

Б

А

43

А

Б

В

Г

82***

44

А

Б

В

Г

* - если общее число пропущенных уроков больше, чем пропущенных по болезни.

** -  если общественное движение или общественная организация пропагандирует просоциальные, развивающие человека и общество цели и задачи.

*** - Риска нет, если лозунг отражает установку на развитие, сохранение и укрепление здоровья, безопасность, бережное отношение к окружающим людям и окружающей среде. Высокий риск есть, если лозунг отражает отсутствие смысла и целей в жизни или стремление к получению благ любой ценой. Средний риск – лозунга нет или он отражает отсутствие самоопределения в жизни. Низкий риск – если лозунг отражает неустойчивость в самоопределении.

2. Подсчитывается общий уровень риска. Ответ на каждый вопрос соответствует количеству баллов по уровню риска: высокий риск –  4 балла, средний риск – 3 балла, низкий риск 2 балла, риска нет – 1 балл. Сумма  баллов, полученных за каждый вопрос, и составляет общий уровень риска.

Высокий риск – 249 - 308 баллов

Средний риск – 191 – 248 балл

Низкий риск – 120 – 190 балла

Риска нет – от 77 – 118 баллов  

3. Оценка риска по факторам:

Уровень риска

Факторы

Семейные, баллы

Индивидуальные, баллы

Социальные, в баллах

Окружение сверстников

Макросоциальная среда

Школьная среда

Высокий риск

47 – 60

80 - 92

30 - 36

47 – 60

47 – 60

Средний риск

34 – 46

57 – 79

23 – 29

34 – 46

34 – 46

Низкий риск

23 – 33

34 – 56

15 – 22

23 – 33

23 – 33

Риска нет

15 - 22

23 – 33

9 – 14

15 - 22

15 - 22

4. Результаты анкетирования заносятся в «Протокол распространённости факторов риска немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ среди учащихся в динамике обучения» (таблица 1). Для каждого класса создаётся свой протокол. По каждому наблюдаемому классу подсчитывается раздельно абсолютное количество детей, имеющих тот или иной уровень общего риска и уровни рисков по различным факторам. Для того чтобы получить относительные показатели в процентах (%), необходимо абсолютные показатели разделить на количество анкет, заполненных школьниками, и умножить на 100.

Уменьшение относительных показателей в следующем учебном году  по сравнению с показателями предыдущего года свидетельствует о снижении распространенности факторов риска в классе (значение ∆ - отрицательное); увеличение относительных показателей свидетельствует о росте распространенности того или иного фактора  (значение ∆ -  положительное).

Источник: Организация профилактики наркозависимости в условиях сельского образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. Авторский коллектив: Латышев Г.В., Речнов Д.Д., Титова О.А., Орлова М.В., Яцышин С.М., Середа В.М., Уминская Л.Л., Гериш А.А. и др., Санкт-Петербург, 2001.

Таблица 1.

ПРОТОКОЛ  РАСПРОСТРАНЕННОСТИ  ФАКТОРОВ  РИСКА  НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И ДРУГИХ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ  В ДИНАМИКЕ ОБУЧЕНИЯ

Школа __________  город/село ________________  субъект РФ _______________

7 класс «  » Дата заполнения_________               10 класс  «  »     Дата заполнения_______________

8 класс «  » Дата заполнения_________               11 класс «  »     Дата заполнения_______________

9 класс «  » Дата заполнения_________

                 

Распространенность факторов риска немедицинского потребления ПАВ

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Общий уровень риска. 

Дети с высоким уровнем риска

Дети со средним уровнем риска

Дети с низким уровнем риска

Дети без рисков

Семейные факторы риска

Дети с высоким уровнем риска

Дети со средним уровнем риска

Дети с низким уровнем риска

Дети без рисков

Индивидуальные факторы риска

Дети с высоким уровнем риска

Дети со средним уровнем риска

Дети с низким уровнем риска

Дети без рисков

Социальные факторы риска. Сверстники.

Дети с высоким уровнем риска

Дети со средним уровнем риска

Дети с низким уровнем риска

Дети без рисков

Социальные факторы риска. Макросоциум.

Дети с высоким уровнем риска

Дети со средним уровнем риска

Дети с низким уровнем риска

Дети без рисков

Социальные факторы риска. Школа.

Дети с высоким уровнем риска

Дети со средним уровнем риска

Дети с низким уровнем риска

Дети без рисков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ РИСКА СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ РИСКА СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА...

Памятка по определению признаков употребления наркотических средств и психотропных веществ

Зачастую взрослым, не имеющим медицинского образования, трудно ответить на вопрос: «Употреблял ли человек наркотические вещества?». Для того чтобы развеять сомнения и подозрения, предлагае...

Памятка по определению признаков употребления наркотических средств и психотропных веществ

Зачастую взрослым, не имеющим медицинского образования, трудно ответить на вопрос: «Употреблял ли человек наркотические вещества?». Для того чтобы развеять сомнения и подозрения, предлагаем вам ознако...

Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...

Рабочая программа "Психокоррекционная работа с родителями обучающихся, которые имеют риск употребления ПАВ"

Психокоррекционная работа с родителями обучающихся, которые имеют риск употребления ПАВ...

Методика «Аналогии» Субтест 6 методики определения уровня умственного развития подростков

Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.Оцениваемые УУД: Универсальные логические действия...