Элективный курс «Основы генеалогии»
элективный курс (9 класс) по теме

Заһретдинова Әлфия Назиф кызы

Почитать и уважать предков, хранить память о них - раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает расти. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания – генеалогия.                                                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Основы генеалогии»

А.Н.Загретдинова,

учитель татарского языка и литературы высшей категории, МБОУ «СОШ №4», г. Агрыз, Республика Татарстан

Ключевые понятия: генеалогия (родоведение), родословие, родословная таблица, родословное древо, ономастика, геральдика, летопись.

Почитать и уважать предков, хранить память о них - раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает расти. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания – генеалогия.                                                                                                                    

Генеалогию часто именуют историей, воспевающей память. Память о предках.   Чем дальше она простирается в прошлое,  тем очевидней, - это те корни, которые   держат на земле род человеческий. Нарушение родовой памяти разрушительно для нравственного развития личности и может привести к ее полному духовному оскудению.

Элективный курс «Основы генеалогии» дает представление о значимости  предстоящей работы. Он имеет как теоретическую, так и практическую направленность, включает в себя знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, теорию и практику составления родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации и её анализа. Учащиеся на занятиях курса получают знания о способах работы по созданию семейного архива, написании истории семьи.

Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов.  Он способствует формированию  личности учащихся,  воспитанию патриотизма, уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов. 

Объем курса: 20 ч.

Цель курса: развитие общей культуры школьников, формирование у них системы взглядов, принципов и норм поведения и отношения к окружающей среде, осознание своего места в жизни, в цепи поколений.

Задачи курса:

-дать учащимся  представление о составляющих компонентах родословной семьи, ее        нравственных основах;

-сформировать целостное представление о значении данной работы;

-формировать учебно-информационные и  учебно-интеллектуальные  умения;

-совершенствовать умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной;

-воспитать у учащихся патриотические чувства, гордость за свой род и Отечество.

Примерный тематический план курса

п/п

Наименование

 разделов и тем

Количество часов

1

Введение.

1

2

Предмет генеалогии.

1

3

Законы генеалогии.

1

4

Генеалогические источники.

2

5

Терминология кровных и свойственных связей.

2

6

Ономастика. Происхождение имен, отчеств, фамилий.

1

7

Виды родословий.

2

8

Составление родословной.

4

9

Геральдика.

2

10

Семейное летописание.

2

11

Итоговое занятие.

2

Итого:

20

Содержание

           Введение.

            Актуальность. Постановка задач. Общая направленность и предметность.

           Тема 1. «Предмет  генеалогии».

Генеалогия как наука. Функции генеалогии.  Зарождение генеалогии. Первые генеалогические источники. Расцвет генеалогии в Европе. Родословные росписи в России.

Тема 2. «Законы генеалогии». 

Закон трех поколений. Закон удвоения числа предков. Закон убывания предков.

Тема 3. «Генеалогические источники».

Семейный архив. Устные источники. Вещественные источники. Письменные источники (документы персонального учета населения, хозяйственные документы, Документы полицейского надзора и  контроля за переселениями, следственно-судебные документы,  источники, отражающие воинскую службу, документы по народному образованию, документы личного характера). Государственный архив и его функции. Генеалогический запрос.

                       

Тема 4. «Терминология кровных и свойственных связей».

Генеалогические связи между людьми. Степени и термины родства. Термины свойства. Термины неродственных отношений.

Тема 5. «Ономастика. Происхождение имен, отчеств, фамилий».

Имена, отчества и фамилии в родоведении. Особенности личных имен. Происхождение фамилий. Фамилии от прозвищ, искусственные фамилии. Что может  показать фамилия при исследовании истории семьи.

Тема 6. «Виды родословий».

Восходящее родословие. Нисходящее родословие. Родословное древо. Родословная таблица (вертикальная, горизонтальная, круговая таблицы). Поколенная роспись. Нумерация поколенной росписи.

Тема 7. «Составление родословной».

Оформление генеалогических документов. Практические советы по составлению родословной.

Тема 8. «Геральдика».

Герб как важная составляющая при  изучении и воссоздания родословной. История создания родовых гербов. Значение фигур на гербе. Правила составления семейного герба.

Тема 9. «Семейное летописание».

Правила ведения дневника семьи и оформления архива семьи. Основная задача при написании истории семьи.

Итоговое занятие.

Литература:

1. Борисов И.В. Родовые гербы России, Янтарный Сказ, 1997.

2. Викулов С. «Память рода» ://Разговоры- разговоры. -М., Современник 1985.

3. История и генеалогия: С.Б. Веселовский. Проблемы  историко-генеалогических  исследований, М., Наука, 1977.

      4. Мартышин В.С.  Твоя родословная //Воспитание школьников библиотека                                   журнала выпуск 12. М., Школьная пресса 2000.

5. Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. - М., 1994. Справочная родословная книга российского дворянства, 1996-1998.

      6. Чудакова М.О.  Беседы об архивах.- М., Молодая гвардия, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы православной культуры"

Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...

Элективный курс "Основы ономастики"

Автор: Голайденко А.Г. - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№14 г.Губахи Пермского края Элективный курс по русскому языку в 10 классе «О...

Элективный курс "Основы здорового образа жизни".

Элективный курс "Основы здорового образа жизни"для 5 класса....

программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс

Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы  представлены не полно, ...

Дополнительная презентация "Основы аранжировки цветов"к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс

Дополнительная презентация "Основы аранжировки цветов" к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс...

Презентация «Основы композиции» по элективному курсу «Основы дизайна» в 10 классе

Типы композиций. Динамика и статика, ритм композиционных элементов. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое рав...

Презентация «Основы цветоведения» по элективному курсу «Основы дизайна» в 10 классе

Образ и цвет в дизайне. Цветовой акцент в композиции. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Сближенность цветов и контраст. Цветовой нюанс и градации цвета. Цветовой акцент, ритм цв...