Правовое воспитание детей с ОВЗ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.
Антуан де Сент-Экзюпери
Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.
Георг Лихтенберг
Доклад социального педагога Яхненко Е.П.
( из опыта работы)
Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей с ограниченными возможностями. Это объясняется двумя основными причинами:
необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.
Изучение в специальной (коррекционной) школе вопросов по правовому образованию имеет большое значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации детей имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.
Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.
Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе, необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.
В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются. Поэтому, в коррекционной школе обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в начальной школе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах.
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.
Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России.
Работа по правовому воспитанию учащихся коррекционной школы строится по следующим направлениям:
Мое общество
Ребенок
Мои права, мои обязанности
Моя семья
Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.
Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.
Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.
Сущность же образования в том, что при достижении определенных нормативных требований, школьник осуществляет свой «рост», получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для детей, живущих и обучающихся в коррекционном образовательном заведении.
Важнейшими задачами школы, классного руководителя, воспитателя являются:
ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
Вся работа по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья строиться на следующих принципах принцип гуманизации (означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей, любви к окружающей природе, Родине,семье)
условно-концентрический принцип (Каждый учебный год имеет свою сквозную тему. Это помогает выстроить цель постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с другими людьми и самим собой);
- принцип интеграции учебных предметов (материал, предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным искусством и т.д.);
- принцип комплексности (обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и т.д.);
- принцип гражданственности.
Внеклассная работа составляет органическую часть всей учебно-воспитательной работы школы. Отличительной особенностью этой работы является то, что она не связана жестко регламентированной системой учебных программ, и поэтому способна быстро реагировать на все новое в социальной, культурной, научной жизни. Формы внеклассной работы - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.
Значительная роль в деле формирования нравственных качеств личности подростка отводится детской организации. Это сборы, общешкольные линейки, летние оздоровительные лагеря, участие в районных и краевых мероприятиях. То, что в процессе урока воспринимается как учебный материал, требующий «заучивания», в системе внеклассной работы, изучается в игровые формы. Очень хорошо использование применительно к условиям коррекционной школы элементов ролевой игры.
Значительная роль в деле правового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы отводится работе школы и общественности с семьей. Процесс воспитания приводит к успеху лишь в том случае, когда он непрерывен и основан на принципе единого педагогического подхода
Правовое воспитание учащихся – проведение бесед, встречи с работниками правоохранительных органов, а также проведение индивидуальных бесед о правилах поведения школьников, их соблюдению, режиме обучения.
Работа с семьей. В работе с семьей основная роль отводится классному руководителю и воспитателю в общении с родителями, налаживании контакта с ними, но при возникновении проблем к индивидуальной работе подключается соцпедагог, психолог. Постоянно под контролем соцпедагога находятся семьи неблагополучные и те учащиеся и их родители, которые состоят на учете. С ними проводится индивидуальная работа, беседы.
Так же проводится работа по формированию здорового образа жизни.
Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о необходимости:
- организации в школе систематической работы по формированию правовой культуры учащихся, расширяя круг знаний о правовых номах и ответственности за их несоблюдение, развития у учащихся гражданской и социальной ответственности;
- работе по профилактике «вредных привычек», правонарушений;
- учитывая контингент наших родителей необходимо продолжить просветительскую работу среди учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей.
В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется сем...
Родительский лекторий "Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей".
Цель данного лектория способствовать осознанию родителями своей ответственности за поведение детей, соблюдение ими Правил школьной жизни, Устава школы и других нормативных документов....
материал для правового воспитания детей
Изучение семейной атмосферы...
Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»
Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях....
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...
"Правовое воспитание детей"
Папка-передвижка...
Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»
Мастер-класс «Применение игровых форм в профилактике девиантного поведения при реализации персонифицированного подхода»...