ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (9 класс) на тему

Ануфриева Лариса Анатольевна

"Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества". Д.А. Медведев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_obucheniya_shkolnikov_s_ovz.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  ОБУЧЕНИЯ  ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ                                                                                                                             Ануфриева Лариса Анатольевна, учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №95 (г. Казань)

         Для человека не существует более чудовищного наказания,

чем быть предоставленным в обществе самому себе

                                                    и оставаться абсолютно незамеченным».
                                                                                                                                      У. Джеймс

В своей статье я хочу затронуть проблему инклюзивного образования в нашей стране. Прежде всего, надо дать объяснение - что это такое? 

Инклюзивное образование – один из процессов общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум. Усилия общественности в 1990-х – 2000-х годах и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).

В России число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), причем 700 тысяч из них – инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. Несмотря на уменьшение числа детей до 14 лет с 2005 по 2015 год более чем на 14 тысяч человек, в крае не снижается количество школьников, обучаемых в специальных (коррекционных) школах-интернатах для слепых и слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими диагнозами. Увеличилось число учащихся, не способных осваивать программу общеобразовательных школ.    

            Исходя из статистики около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.  

Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. На его реализацию в 2009 году из федерального бюджета выделены средства в размере 1 млрд. рублей, с 2010-2015 года ежегодный объем финансирования составит 2,5 млрд. рублей.

            Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

Я проанализировала ситуацию в средней школе и могу сказать, что в школе, как и в обществе, существует ряд серьёзных проблем: 

  • отсутствие достаточной информированности школьников об инвалидах и трудностях, с которыми они сталкиваются;
  • отсутствие у школьников навыков общения с детьми-инвалидами;
  • отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;
  • дефицит методических разработок в этой области.

А также внешние условия

  • Вход в школу                                                                                                                                                  
  • Внутреннее пространство школы                                                                                                  
  • Школьная раздевалка                                                                                                                                          
  • Школьная столовая                                                                                                                                              
  • Школьный туалет                                                                                                                                    
  • Спортивный зал                                                                                                                                              
  • Школьная библиотека                                                                                                                                    
  • Классные кабинеты                                                                                                                            
  • Территория школы

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды специалистов:    

  • Педагога   
  • Психолога                                 
  • Логопеда                                                                                                                                                                                                                                                                                       
  • Дефектолога                                                                               
  • Социального работника                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   
  • Врача-педиатра                                                                                                                                                                                                                             
  • Специалистов по охране и гигиене труда

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности.

Системное внедрение практики образования для инвалидов в России происходит крайне медленно и неравномерно.                                                                                                                                                              

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа  ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.

В основу образования для инвалидов должна быть положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем детям.                                                      
Инвалидность - состояние, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Есть увечье или сложная медицинская проблема? Это не единичный, а массовый случай - инвалидов в нашем обществе много. И они осуществили огромный прорыв во всех областях социальной жизни. Ведь людей с физическими недостатками можно найти и среди звезд шоу-бизнеса, и среди певцов, мировых лидеров, выдающихся философов и великих ученых, актеров и актрис.

Далее я хочу предложить список самых известных людей с различными увечьями и состояниями, включая актеров, политиков с ограниченными возможностями, писателей и ученых с невероятными способностями, которые сделали большой вклад в развитие и жизнь общества. Правда так  назвать их инвалидами язык не поворачивается - невозможно быть инвалидом, сохраняя веру в себя и силу духа. Даже физические недостатки не могут помешать человеку, жить активной, полноценной жизнью, добиваться поставленных целей, творить, быть успешным. 

Алберт Эйнштейн

Математик и физик, имеющий большие сложности с когнитивными процессами (тяжело давало обучение, познание мира). Он не разговаривал до 3 лет. С трудом овладевал математикой в школьные годы, а также с большими усилиями овладевал письменной речью.

Томас Эдисон.

Великий изобретатель, который за свою жизнь придумал более 1000 изобретений, которыми каждый из нас пользуется в своей повседневности.

В свои ранние годы его считали недоразвитым, потому что он не мог читать до 12 лет. Позже парень признается, что он стал глухим после того, как засовывал себе детские игрушечные паровозики в уши.

Изначально он привлек к себе внимание всего света, изобретя фонограф, а затем - электрическую лампочку.

Кстати, чтобы изобрести её, Томасу понадобилось сделать более 10 000 попыток, к

которым он относился не как к 10 000 ошибок, а как к 10 000 возможностям,

приближающим его к цели.

Телеграф - это тоже его изобретение. А потом он стал преуспевающим дельцом, успешным бизнесменом.

Франклин Делано Рузвельт.

Он был болен полиомиелитом, но, тем не менее, стал сначала правителем Нью-Йорка, а затем и вообще избран Президентом США!

Более того - он занимал пост Президента Соединенных Штатов Америки аж на 4 срока, т.е. беспрецендентное количество раз.

Хелен Келле.

Женщина, которая посвятила всю свою жизнь инвалидам. Она была слепа, глуха и нема - с рождения. И при этом полна радости и жизнелюбия. Автор, политический активист, лектор. Первый глухонемой человек, который получил степень бакалавра искусств. Борец за права инвалидов.

Лорд Гордон Байрон

"Сумасшедший, лихой и опасный" - изучаемый в школе английский поэт с косолапостью. Ходил с большим трудом, но при этом изъездил всю Европу.

Поэзия Байрона - является отражением его эгоизма и сатирического реализма. В наше время был бы лидером каких-нибудь новомодных, революционных течений.

Марла Ранян

Женщина-бегун, выиграли 4 золотые медали, а также серебро и легкоатлет, толкательница ядра, участница Параолимпийских игр в Атланте. Слепая. Болезнь Штарградта (дегенерация желтого пятна). Для неё не существует понятия "финиш".

Судха Чандран

Индийская актриса и танцовщица. Так-то по этой красавице и не скажешь, что она безногая - оно у неё нет ноги, она ампутирована в результате автокатастрофы.
Снимается в ряде фильмов, принимает активное участие в танцевальных шоу.
 

Винсент Ван Гог.

Тип инвалидности - ментальные, психические заболевания. Является одним из самых дорогих художников мира. Внес огромный вклад в современное искусство.
Создал около 2000 картин и рисунков.

Кристи Браун.

Ирландский художник, писатель и поэт, болел детским церебральным параличем в тяжелой форме. В его семье у родителей родилось 22 ребенка, а выжило только 13. Много лет не говорил и не двигался. Врачи считали его умственно неполноценным.
Его левая нога впервые пошевелилась только когда ему исполнилось 5 лет.
Писал книги с юмором и особым образом использовал символы, создал свое понимание языка.

Джон Форбс Нэш.

Лауреат Нобелевской премии, американский математик, новатор в области теории игр,  

         дифференциальных уравнений и геометрии.

         Большую часть жизни прожил с диагнозом паранойя и шизофрения. По мотивам его

биографии снят фильм с Расселом Кроу в главной роли.

Алексей Маресьев (1916 - 2001) - легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4

апреля 1942 года в районе так называемого "Демянского котла" (Новгородская область)

в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен.

Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В

госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за

штурвал  самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11  

самолетов врага: четыре до ранения и семь - после ранения. Маресьев стал прототипом

героя повести Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Валерий Фефелов (1949) - участник диссидентского движения в СССР, борец за права  

инвалидов. Работая электромонтером, в 1966 году получил производственную травму –

упал с опоры ЛЭП и сломал позвоночник – после чего на всю жизнь остался

инвалидом, мог передвигаться только на кресле-коляске. В мае 1978 года вместе с  

Юрием Киселевым (Москва) и Файзуллой Хусаиновым (Чистополь, Татарстан) создал

Инициативную группу защиты прав инвалидов в СССР. Своей главной целью группа  называла создание Всесоюзного общества инвалидов. Деятельность Инициативной  

группы была сочтена властями антисоветской. В мае 1982 года против Валерия  

Фефелова было заведено уголовное дело по статье "сопротивление властям". Под    

угрозой ареста Фефелов согласился на требование КГБ выехать за границу и в октябре

1982 года выехал в ФРГ, где в 1983 году он и его семья получили политическое  

убежище. Автор книги "В СССР инвалидов нет!", изданной на русском, английском и  

голландском языках.

Стивен Хокинг (1942) - известный английский физик-теоретик и астрофизик, автор  

теории о первичных черных дырах и многих других. В 1962 году окончил

Оксфордский университет и начал занятия теоретической физикой. Тогда же у Хокинга

стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к  

параличу. После операции на горле в 1985 году Стивен Хокинг потерял способность

говорить. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим  

креслом и специальным компьютером, который за него говорит. Стивен Хокинг

занимает должность Лукасовского профессора математики в Кембриджском

университете, должность, которую три столетия назад занимал Исаак Ньютон. Жив и

продолжает свои исследования, посетил космос, снимается в ряде научных программ и

фильмов.                                                                                                             

Конечно, в мире существуют миллионы не популярных и не прославленных инвалидов, о них не пишут статьи и книги, но они проживают каждый день в борьбе, каждый день превозмогают свои ограничения, преодолевают самих себя. Они - бесславные герои, которые совершают подвиги постоянно, в течение всей своей жизни.
Ведь чтобы человек с инвалидными ограничениями достиг того же, что и обычный здоровый человек, ему надо приложить в несколько раз или даже в несколько десятков раз больше усилий. И в этом секрет успеха людей необычной судьбы - они используют на все 100% процентов все имеющиеся у себя возможности, в то время, как обычный человек не использует даже десятой части своих. Закончить свою статью я хочу словами

Д.А. Медведева: "Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для

инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества".

Список использованной литературы:

  1. Инклюзивное образование в России -  Детский фонд ООН (ЮН ИСЕФ), 2011 г

  1. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и переспективы - Малафеев Николай Николаевич — член-кор. РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО
  2. В.О. Косс «Инклюзивное образование. К постановке проблемы»
  3. Инклюзивные школы: польза обществу - Государственный институт развития городских школ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Вокруг незнакомая, порой враждебная суровая природа. На что направить свои усилия, чтобы преодолеть трудности? Как продержаться до прихода помощи, сохранив жизнь и здоровье? А ведь это не просто...

Организация условий здоровьесбережения и создание условий безопасности занятий на уроках физической культуры.

Материал выступления на методическом объединении учителей физической культуры. Работа содержит презентацию с рекомендациями и советами для педагогов по предотвращению травм на уроках....

Особенности управления в условиях закрытой вечерней школы в современных социально-экономических условиях. творческий отчет заместителя директора по учебно-воспитательной работе

В данной работе описан процесс  воспитания и обучения школьников в вечерней школе при исправительной колонии с учётом особенностей контингента обучаемых, поставлены цели и задачи работы образоват...

Практическое занятие №5. Угол между двумя прямыми; условие параллельности и перпендикулярности прямых; условие компланарности двух прямых.

Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Математика». Практическое занятие №5.  Угол между двумя прямыми; условие параллельности и перпендикулярности прямых; у...

«ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕН-НОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Мы считаем, что необходимо формировать приорите...

Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС....

«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».

Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализ...